Суфизм и ваххабиты

Мак Овецкий
В Османской империи поддерживали течение суфиев, а в Саудовской Аравии — ваххабитов. А в чем разница? И ваххабизм, и суфизм — это варианты суннитского направления в исламе. Формально ведь это должно быть одно и то же. Но в реальности — разница принципиальная.
Настолько, что суфии (последователей суфизма называют суфиями) и ваххабиты мирно существовать не могут. С точки зрения политики разница в том, что суфии всегда лояльны власти, так как или являются ее частью, или стремятся ею стать. А ваххабиты всегда власти противостоят.
Что естественно, так как Османская империя — это полноценное государство со всеми институтами, существовавшее веками. А Саудовская Аравия — это квазигосударство слепленное английскими колонизаторами из племен кочевников на живую нитку.
Ваххабизм (салафизм) — это аналог христианского протестантизма. Он декларирует прямое обращение к Богу и отрицает украшательство мечетей, музыку, танцы, поклонение святым и прочие промежуточные ритуалы между Богом и верующим. Это суровый, аскетичный, пуританский вариант веры, который нетерпим к инакомыслию.
Ваххабизм — везде и всегда противостоит официальной гос. идеологии. Даже в Саудовской Аравии, где он формально является официальной религией  А суфии вполне себе комфортно чувствуют и в цивилизованном государстве. В отличие от ваххабитов. Корабли тонут, лошади скачут, солнце палит, пыль пылит — это для него норма. А все остальное — от нормы отклонение.
Суфизм — это исламский аналог католицизма, с пышным и громоздким аппаратом, который доносит мнение Бога по тому или иному вопросу до верующего. Доходчиво объясняя ему, что власть и ее деятельность — это именно то, что завещал пророк Мухаммед. Суфизм — это имперский вариант религиозной жизни (как и католицизм), который окончательно сформиовался в Османской империи. Суфизм — это ислам, контролируемый государством и обслуживающий его интересы.
Естественно, для суфия главное — это то, что сказал духовный, он же политический лидер (шейх). Суфий — это государственник по своему мировоззрению, подчинённый своему вождю и учителю полностью и выполняет все его мудрые указаний неукоснительно.
На небе единый и всемогущий Бог, на земле — его помазанник, обладающий неограниченной властью — на том суфизм стоял и стоять будет. Сегодня суфии — это либеральные мусульмане, пытающиеся трактовать и Коран, и хадисы в духе западных ценностей.
А для ваххабита авторитетов нет. Он сам себе научный коммунист, лично читающий первоисточники (Коран в данном случае) и лично трактует то, что там написано. Жуликоватые интересанты — знатоки и толкователи первоисточников, ему не нужны.
Суфий всегда удовлетворён своей земной долей и, в терпеливом перенесении страдания и лишений видит свое высшее духовное достижение.
Ваххабит высшим духовным достижением видит бескомпромиссную борьбу с врагами за веру (джихад).
Суфизм обычно терпим и охотно впитывал и впитывает иные идеологии и подвержен идеологическим влияниям
Ваххабизм другим религиям и идеологиям, а так же их носителям, крайне враждебен.
Социальную базу суфизма всегда составляли в основном торговцы и ремесленники, то есть люди городские, мирные, говоря современным языком — интеллигенция.
Ваххабит изначально кочевник, то есть идейная шпана. Противоправного антиобщественное поведение — его стихия. Ваххабит прирожденный революционер и борец за светлые идеалы (см. картинку над тестом), которому закон не писан.
Да и вообще ему ничего не писано, потому что и читать то он если и умеет, то не хочет. По крайней мере, официоз и петросянщмну, которые ему противны до рвоты. «Если сегодня исламские народы промолчат, завтра кому-то придёт в голову дотянуть руку до Аль-Масджид Аль-Харам, а послезавтра и до мечети Посланника Аллаха (мир Ему и благословение Аллаха) Аль-Масджид Аль-Набави в Медине», считает ваххабит. Какой тут может быть компромисс и терпимость?
Суфизм окончательно сформировался в XII—XIII веках. Ваххабизм значительно моложе — он возник в XVIII веке.
Суфизм официальная российская пропаганда называет «традиционный ислам». Ваххабитов же российские СМИ именуют «исламистами», что правильно.
Поэтому, когда весной-летом 2014 года ваххабиты, отрезая головы «неверным» захватывали города Сирии и Ирака,  я невольно вспоминал, что сам термин «головорез» изначально обозначал именно воинов ислама, у которых принято расправляться с врагами именно так, причем желательно публично.
После очередного теракта, устраиваемой в Европе «исламистами», тамошние имамы в который раз терпеливо объясняют перепуганным аборигенам, что ислам — это религия мира. А действия отдельных отщепенцев не должна бросать на нее тень.
Имамы, конечно, лукавят.  Религия мира — это суфизм. А терракты совершают не единицы, а ваххабиты, Поэтому, кстати, среди террористов нет турок, которые суфии, а всегда арабы — то есть сторонники ваххабизма. Хотя турок и арабов в Европе примерно одинаковое количество.