8. Андропов информирует Политбюро

Михаил Самуилович Качан
Новосибирские историки Е.Г. Водичев и Н.А. Куперштох обнародовали документ, под которым стоит подпись председателя КГБ Ю.В. Андропова. Его письмо было адресовано в ЦК КПСС. Оно информировало именно о рассмотренных нами событиях в Академгородке, произошедших, как сказано в этом документе, 15  января 1968 года, т.е. через три дня после оглашения приговора по делу А. Гинзбурга и его товарищей:

«В новосибирском Академгородке «…на некоторых общественных зданиях были обнаружены надписи, выполненные масляной краской, содержащие клевету на Советскую конституцию и правосудие и призывы к защите осуждённых Даниэля, Гинзбурга и Галанскова. В результате проведённых оперативно-розыскных мероприятий установлено, что авторами и исполнителями надписей являются:

Петрик, 1948 года рождения, студент 1 курса гуманитарного факультета Новосибирского университета, член ВЛКСМ, отчисленный в марте 1968 г. за неуспеваемость, проживающий в настоящее время у родителей в Киеве, болен шизофренией;

Мешанин, 1948 года рождения, студент 3 курса того же факультета, член ВЛКСМ;

Попов, 1947 года рождения, студент 5 курса физического факультета, член ВЛКСМ;

Горбань, 1952 года рождения, студент 1 курса того же факультета, член ВЛКСМ.

Студенты 5 курса гуманитарного факультета Колненский и Жерновая знали о совершённом преступлении и принимали меры к сокрытию его следов.

По согласованию с Советским РК КПСС г. Новосибирска и парткомом университета было принято решение к уголовной ответственности виновных не привлекать, а ограничиться профилактическими мероприятиями.

В октябре 1969 г. проведено расширенное заседание комитета ВЛКСМ университета с участием членов парткома, секретарей партийных и комсомольских организаций факультетов, а также секретарей Советского РК КПСС и РК ВЛКСМ г. Новосибирска.
 
Выступающие на заседании подвергли резкому осуждению преступные действия указанных студентов. Комитет ВЛКСМ принял решение исключить из рядов ВЛКСМ Мешанина, Попова, Горбаня, Колненского и Жерновую , вместе с тем обратиться с ходатайством к ректору университета об отчислении всех их, кроме Жерновой, из числа студентов.

В процессе разбора дела и из объяснений виновных установлено, что одной из основных причин появления у некоторых студентов политически неверных суждений о событиях, происходящих внутри страны, является недостаточная воспитательная работа на факультетах Новосибирского университета.

В результате отдельным лицам, в частности, преподавателю литературы гуманитарного факультета Гольденбергу И.З. (который в феврале 1968 г. в числе 46 сотрудников Сибирского отделения АН СССР подписал письмо в правительственные органы с протестом против осуждения Гинзбурга и др.) удавалось оказывать идеологически вредное влияние на неустойчивую часть студенчества.

По согласованию с Советским РК КПСС г. Новосибирска принимаются меры к отстранению преподавателя Гольденберга И.З. от работы в университете.
Сообщается в порядке информации».

Документ этот, извлечённый исследователями из фондов, находящихся в столице – в Российском государственном архиве новейшей истории, датирован 8 января 1970 года.

Это значит, что письмо Ю.В. Андропова было направлено в ЦК КПСС только два года спустя после описанных в нём событий. Объяснить такую задержку можно тем, что «процесс разбора дела» состоялся лишь осенью 1969 года.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/08/494