Мини-лекции. Фототелеграф

Владимир Сысолятин
Человека в принципе можно разложить на электроны и передать его по проводам... Осталось дело за малым, — собрать всю эту хрень на той стороне!..


Ну, до человека дело пока не дошло, а вот изображение его переслать... Конечно задумались и сильно. И сразу же несколько голов. Как обычно предложений много, а толку мало. Если и не первым, то точно одним из них был итальянец Джованни Казели Рис1. Он работал аббатом в аббатстве на полставке наверное? Ну, днём он на работе, а вот вечером изобрёл пантелеграф Рис2. Это наверное и был первый фототелеграф? Да, всякие ля-ля передавать (и даже принимать!) люди научились, а вот фотомордуленции всё никак не получалось? И вот аббату пришла идея разложить всю картинку в линию и переслать её по проводам. Если верить интернетовским рассказням, то аббат наносил рисунок на пластину токопроводящими чернилами. А потом проводя иглой линии по рисунку получал как бы электрическую картинку.

Ещё ближе к цели был немецкий физик Артур Корн. Он-то и предложил принцип, существующий и поныне. Правда всё это было востребовано до появления современных способов копирования. Более развёрнутая схема идеи Корна на Рис3. Слева передающая часть, — справа приёмная. С точки зрения механики, то они единтичны где: (a) — генератор питания двигателя. (b) — синхронный двигатель, (с) — редуктор. Вы конечно можете спросить, а для чего же генератор? Ведь двигатель синхронный. Конструктивно он привязан к частоте переменного тока питающего двигатель. И чтобы он (двигатель) начал работать его нужно запустить. Задать ему вращение и только потом... Кто из читателей имел счастье жить в пятидесятых-шестидесятых могли слышать, видеть и даже иметь в доме радиолу «Кама». Это тот же легендарный «Москвич», только радиола. Так, вот там применялся синхронный двигатель. И чтобы его запустить, нужно было рукой придать вращательное движение диску. Скорость тогда была только 78 об/мин. В асинхронных двигателях скорость можно менять изменением частоты питающего тока. При неизменной мощности! Изменение напряжения питающего двигатель приводило не только к уменьшению скорости, но и мощности. Двигатель посредством редуктора вращает барабан с прикрепленным к нему оригиналом. Вращение редуктора посредством двух шестерён передаётся на другой вал имеющий по всей длине резьбу. Каретка (f) движется вдоль вала синхронно с вращением барабана с оригиналом. В каретке находится оптическая система из источника света (d) и фокусирующих линз, а также фотоэлемента (е). Сфокусированный свет точечно освещает барабан и стало быть оригинал и двигается по спирали по всей плоскости оригинала. Отражённый от оригинала свет попадает в фотоэлемент и преобразуется в ток. Величина тока пропорциональна световому потоку приходящему от поверхности оригинала. В итоге мы получаем нарезку, — электрическую картинку, развёрнутую во времени.

Пройдя через усилительные устройства (возможны и преобразования) и по линии связи попадает в приёмную часть. Пройдя соответствующую обработку сигнал приходит в каретку (f) приёмной части, а точнее на газосветную лампу (g). Свет от лампы фокусируется в точку и попадает на барабан с фотобумагой (светочувствительным материалом). Получается своего рода фотоснимок, пошагово нарисованный светом лампы, движущейся каретки и барабаном. В принципе, на практике для передачи и приёма можно использовать один и тот же аппарат, разместив в каретке элементы двух кареток и меняя режимы.

На Рис4. Вы видите советский аппарат «НЕВА», а на Рис5. зал фототелеграфной связи ТАСС где-то семидесятых-восьмидесятых годов. Слева на снимке видны столы с этими самыми «НЕВАМИ»... Применение таких аппаратов, но больших размеров позволило передавать в другие города текст целых полос газет. С фотонегативов полученных из Москвы изготовлялись матрицы и уже наутро как и в Москве люди могли прочитать центральные «ПРАВДУ» и «ИЗВЕСТИЯ». Такой фототелеграфный аппарат был разработан именно для типографских целей ФТАГ-1 («ГАЗЕТА-1»). Раньше матрицы изготовлялись в Москве и развозились самолётами... А тут непогода тайфун, цунами, снег, гололёд... А мы наутро и правды не узнаем?

Долго ли, коротко ли тянулась вся эта фототелеграфная история но вот тихой сапой к нам влезла эта самая факсимильная связь! Facsimile или в новом варианте faximile произошло от латинского fac simile Сделай подобное. По-русски: сделай сэлфу и пошли фотку! Получишь лайку или по мордам! То есть с оригинала изображения делается электрическая копия и по проволоке пересылается куда-нибудь, в смысле по телефонным линиям. И уж там, потом собирается в изображение. Ну, да. Поначалу всё это было для узкого круга, а потом... Все захотели... И пока аппараты были фототелеграфными, большими и громоздкими то хотелки были как-то не очень?.. И вдруг, откуда не возьмись новые технологии... Ну, вот теперь другое дело!.. Ниже рисунков 4 и 5 показан в общем виде принцим этой самой факсимильной связи или кратко ФАКС (FAX). Думаю всем и без объяснения понятно?.. Единственно нужно расшифровать эти абракадабры ЦАП и АЦП? ЦАП, — цифро-аналоговый преобразователь, а АЦП наоборот аналого-цифровой. Принтер со сканером только в цифре всё выдают-принимают. Поэтому чтобы всё это пропустить через телефонные каналы (аналоговые) и применяют преобразование. Такая вот загогулина получается?!

Конечно, сейчас отправляя чёрт знает куда картинки по сети никто и не задумывается через какие трудные роды всё это прошло?! И если совсем недавно, все эти фототелеграфные страсти-мордасти были доступны избранным, то теперь почти в каждой конторе можно увидеть этот самый ФАКС Рис6. Конечно может и не совсем такой (фирм-то изготовителей развелось как ....), но всё же.

И под занавес о раритете, факсимильном аппарате «Штрих-М» Рис7. Уже само название настораживает... Это чё тако? Да, в отличие от фотокопий телеграфных, здесь рисовальное изображение. Когда он работает на приём, такое впечатление, что кто-то тату себе делает прямо на работе? Что в общем-то почти правда. Оригинал вставляется в специальные зажимы на валу. На приёмной стороне точно также, но обычную бумагу. На передающей стороне и приёмной запускаются двигатели и? И только после того как оба аппарата засинхронизируется автоматически, процесс передачи начнётся. На передающей вращение барабана, а на приёмной жужжание игольчатой каретки, рисующей изображение обычными чернилами (помните были такие «Радуга»?). Естественно без всяких тонов, полутонов... Ну так как если бы Вы рисовали авторучкой. Когда мы на прежней моей работе попробовали сделать копию денежной купюры, то? То мы были разочарованы http://www.proza.ru/2014/12/12/1185 Во-первых аппарат не понимал цвета. В смысле не воспроизводил красное. Во-вторых, тупо не различал мелкие детали. Они не сливались как на фото, а просто отсутствовали на копии. В-третьих, всё рисовалось штрихами, практически одной ширины (менялась только длина!), как в аппарате Морзе! Одни точки и тире... Всё! Как нам объяснили всё это предназначалось только для передачи телеграмм. Не по частям, а целиком прямо напечатанном на бланке. То есть, это уже был тот самый факс но с хреновым изображением. Ну, очень...
Следующая мини-лекция о коммунальной квартире. Имеется ввиду телеграфная! И не только...http://www.proza.ru/2017/09/14/1748