Красота

Валентин Яковлев
 дайджест
 Популярное выражение «красота спасет мир» из романа «Идиот» (1868г.) Ф. М. Достоевского (1821 — 1881г.г.).
Почему?

 Как правило, это выражение понимается внешне и буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота». И самое главное - в меру своей испорченности….(((

 В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал он, громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен.
Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир. Мне это Коля пересказал... Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».

 Достоевский был далек от собственно эстетических суждений — он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечало главному замыслу романа — создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть некая сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».

 О красоте говорит и золотая восьмерица столпов богомилизма:
Премудрость, любовь, доброта, чистота (от частоты высоких измерений доброцивилизаций,) мирр (духовный от мирро – сост.), миллосердие (сердца любви, где миллия – любовь), гармония и КРАСОТА.

Сугубо личностное  толкование красоты было и, по-моему, у Достоевского...
Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы» не только в загробной жизни. Они могут быть такими и «не потеряв способности жить на земле». Для этого они должны согласиться с мыслью о том, что з л о «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. Когда люди будут руководствоваться добром, то они будут по-настоящему прекрасны. И мир сей будет спасен, и спасет его именно такая «красота»…

Разумеется, в одночасье это не произойдет — нужно РАдение в испытаниях и даже страданиях (страстнОм), после чего человек отрекается от зла и обращается к добру, начинает ценить его. Не заКон, а КОН страстнОго: чтобы кто-то имел, кто-то должен потерять!
Об этом Достоевский Ф.М говорит идиотам (одержимым з л о м) современности во многих своих произведениях, в том числе и в романе «Идиот». Например (ч. 1, гл. VII):
«Генеральша несколько времени, молча и с некоторым оттенком пренебрежения, рассматривала портрет Настасьи Филипповны, который она держала перед собой в протянутой руке, чрезвычайно и эффектно отдалив от глаз.
— Да, хороша, — проговорила она, наконец, — очень даже. Я два раза е; видела, только издали. Так вы такую-то красоту цените? — обратилась она вдруг к князю.
— Да... такую... — отвечал князь с некоторым усилием.
— За что?
— В этом лице... страдания много... — проговорил князь, как бы невольно, как бы сам с собою говоря, а не на вопрос отвечая.
— Вы, впрочем, может быть, бредите, — решила генеральша и надменным жестом откинула о себя портрет на стол».

 Писатель, чем-то, в своем толковании «красоты» выступает единомышленником немецкому философу Иммануилу Канту (1724—1804г.г), говорившему о «нравственном законе (лучше КОНе – сост.) внутри нас», о том, что «прекрасное — это символ морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872г.) логически заключает, что «некрасивость (бесовская злоба, равнодушие, эгоизм. — сост.) убьет...»

 Но даже сам термин «красота» раскрывает свою суть. Мистичен наш язык! Предлагаю рассмотреть «красоту» через призму уставов Универсума Вселенных. Став живыми устами (уста вы), проявленностью КОНов Универсума доброцивилизаций, которые миллиардами окружают Землю. Вникнем в этот термин межцивилизационным, межгалактическим мышлением….

 Внимательно, не умом, а сердцем прочтем его: к_ РА_сота. Надо идти к РА со Та, где Та от Ра=Лоно, женская ипостась, ТАРА! Свет Та Я от Свет Того=Света  светов… Этот термин определяет не только духовное начало нашей внутренней жизни, но есть смысл и цель жизни всего живого во Вселенных.

  Красота – путиводящий термин, завершающий золотенькую восьмерицу РАдения, вихревого возвращения в Единую сотовую семью (подобно пчелам роящимся вихрем) сотового начала. Возвращение внутренне к добрым Отцу и Матери (Матке – популярное некогда у нас обращение к матери), возвращение к многогрудой Млекопитательнице (греч. «Галактотрофуса», девственно кормящая Матерь Божия божеств и людей) не только на Млечном пути… http://proza.ru/2016/02/09/242
Фотоколлаж составителя.
                Мирр Китежский 04.08.2017г.