Яблоки

Андрей Саженин
Дедушка мой был какой-то неугомонный. Не любил он подолгу сидеть на одном месте. Поэтому, частенько ездил в гости. И чаще всего, к нам, в Воронеж, потому что близко. А с пустыми руками он не приезжал, хоть какой-нибудь, но прихватывал с собой гостинчик. Чаще всего он привозил яблоки из своего сада. Меня он всегда брал с собой, в качестве эскорта.
И вот, часто вспоминаю такой случай. Стоим мы с ним на перроне железнодорожной станции Лиски, где ждем электричку на Воронеж. Дедушка в военном мундире без погон, мешковатых брюках, в кепке. Стоит, опирается на оструганную палочку. У ног его ведёрко с яблоками. А рядом с нами сидят на какой-то приступочке мужики и пьют из гранёного стакана дешёвый портвейн. Закусывали они чебуреками, купленными здесь же, на вокзале. И так вкусно они пили и ели, что дедушка глаз от них не мог отвести. Стоял и улыбался.
И тут, одному из этих мужиков захотелось чего-то освежающего. Он встал, подошёл к нам, и, прищёлкивая пальцами, спросил:
- Можно яблочка?
Дедушка оторопел от неожиданности. Он важно переложил палку в левую руку. Правой лихо подкрутил свои седые усы и воскликнул:
- Эт-то пачаму же-то?
Мужик тоже растерялся.
- Что? Нельзя?
И ушел к своему вину и чебурекам. А дедушка потом долго переживал этот случай. Ведь он не был жадным. Он бы дал! И не одно яблоко! Просто его застали врасплох. Грубая такая постановка вопроса. "Можно яблочка?" Не поздоровались, не спросили куда он едет. А сразу так, в лоб. Он этого не ожидал.
А у нас в семье эта история стала чем-то вроде легенды. Вспоминаем и от души смеемся. И когда кто-то просит что-то необоснованно, спрашиваем его:
- Эт-то пачаму же-то?