Главный талант человеческий. из новой версии книги

Эльмира Ибрагимова 3
Я совершенно аполитичный человек. Среди тем, которые я поднимала в прессе за тридцать лет работы, нет только двух: я не пишу о политике и экономике. И мне совсем не хотелось в своем не политическом эссе говорить о политике, хотя немного и пришлось. После прочтения воспоминаний о Гейдаре Алиевиче, бесед с теми, кто встречался с ним, просмотренных документальных кинолент, я больше думала об азербайджанском лидере, как о человеке: мужчине, муже, отце, дедушке. Я с глубоким уважением, почтением и восхищением думала о Человеке с большой буквы.
– Гейдар Алиев – необыкновенно красивый Человек и настоящий Мужчина, – делилась со мной впечатлениями о встрече с ним в интервью народная поэтесса Дагестана Фазу Алиева. – Я не раз была в Баку в составе официальной делегации. А во время последнего визита, после официальных встреч и торжественных приемов Гейдар Алиевич пригласил меня и еще двух человек из делегации к себе домой, в гости. Мы пили чай из грушевидных стаканов с необыкновенно вкусным розовым вареньем, много общались и говорили о самом разном. За свою длинную жизнь я много раз была в разных странах и городах. Будучи там, в составе делегаций, общалась со многими людьми – с самыми высокими политиками и президентами. Но Гейдар Алиев произвел на меня особое, неизгладимое впечатление. У этого человека было редкое обаяние. Рядом с ним было тепло и светло, защищенно. Лидер Азербайджана был талантливым во всем. Но самый главный его талант – талант человеческий. И забыть встречи с ним невозможно.
 Я много читала о Гейдаре Алиевиче, его жизни, работе, семье, его редкой и красивой любви. Со слезами на глазах читала о прощании с любимой женой Зарифой-ханым, вместе с которой ушла частица и его души.
«Несчастны люди, живущие ради карьеры», – один из афоризмов Гейдара Алиева. Он имел право сказать так, потому что сам никогда не думал о карьере. Жизнь его, в основном посвященная служению родине, своим соотечественникам, была полна и других радостей живого человека. Он был любящим и верным мужем, прекрасным отцом, добрым свекром, ласковым дедушкой. И этот список можно долго продолжать, потому что он был прекрасным человеком во всех своих отношениях и проявлениях.
 Причем, отцом и дедом Гейдар Алиев был не только для своих двух детей и шести внуков. Стоит посмотреть фотографии и кадры, где он по-отечески тепло общается с молодежью и особенно трепетно с детьми, чтобы понять – он любил своих соотечественников отцовской любовью, и они отвечали ему взаимностью. На добрых и сильных руках Гейдар-баба побывало множество маленьких азербайджанцев. С какой бы серьезной миссией он не отправился в тот или иной район республики, встречи с молодежью и детьми были для него обязательны. Он брал их на руки, обнимал и целовал как собственных внуков, играл с ними в шахматы, спрашивал о делах и учебе. Гейдар Алиевич поддерживал талантливую молодежь, замечал ее успехи, всячески способствовал развитию одаренных земляков.
 Талантливый человек талантлив во всем. Будучи великим политиком, Гейдар Алиевич любил искусство, поэзию, музыку. Дружил со многими известными писателями, поэтами, художниками. Хорошо рисовал, а в молодости мечтал стать архитектором. По сути, мечта Гейдара Алиева исполнилась, он стал великим архитектором судьбы своей любимой родины, Азербайджана.
Как ни странно, мы запоминаем то, что видим сердцем. Впервые я увидела сердцем Гейдара Алиева не на съездах и форумах, а на одном из концертов, который транслировали по телевидению. Талантливая певица Айгюн Бейляр пела необыкновенно красивую песню «Тут агачи». А на щеке великого лидера нации, самозабвенно слушавшего ее, заблестела слеза. Ее и увековечили в кадре расторопные операторы.
 О чем думал, слушая трогательную песню этот великий человек? Может, о трудной судьбе своей родины. Взяв руководство в свои руки в самые тяжелые для Азербайджана времена, Гейдар Алиев за относительно короткий срок поставил молодое государство на ноги и заставил весь мир уважать Азербайджан. Но никогда не довольствовался достигнутым, и каждая минута его жизни была посвящена мыслям и делам о процветании родины. Кто знает, может, слушая трогательную песню Айгюн Бейляр, Гейдар Алиевич вспомнил о своей навеки любимой жене и подруге Зарифе-ханум, поменявшей мир? И это было бы неудивительно – история его любви к ней и верности достойна романов и кинолент. Кстати, об одном таком фильме знаю и я, это документальная лента Вагифа Мустафаева «История большой любви».
 «Тут агачи» – песня длинная, и лидер, слушая ее, конечно, успел вспомнить все самое дорогое сердцу. А также своих детей и внуков, в число которых входили миллионы азербайджанцев. Гейдар Алиев любил свой народ самоотверженно и ответственно. Многие помнят последний период его жизни и случай, когда он выступал перед юными курсантами военного училища. Пожилому Гейдару Алиевичу стало плохо прямо на сцене, он потерял равновесие и упал, потом вышел, вернулся и опять упал. Ему опять пришлось выйти, но он вернулся, что закончить речь и пожелать молодежи успехов. Иначе, не попрощавшись и не пожелав им всех благ на будущее, лидер государства уйти от своих молодых соотечественников не мог. Потому что особой безграничной любовью любил свой народ. Кстати, одно из своих выступлений он начал с такого признания любви к своим соотечественникам, сказав им:
– Дорогие мои соотечественники, сестры и братья! Мой любимый азербайджанский народ!
А еще Гейдар Алиев не раз повторял фразу, которую оправдывал своей деятельной любовью к родине и своему народу всю свою жизнь: «Самым главным для меня является мой народ, моя Родина, моя земля».