Моё отношение к Алексею К. Толстому

Мита Пе
В Русском музее есть портрет Алексея Константиновича Толстого работы Карла Брюллова. В момент написания картины Толстому было всего 19 лет. Об этом говорит его юношеское лицо, мечтательные глаза, пухлые губы, румянец на щеках и весь порывистый облик. Граф  изображён на охоте, это заметно по ружью в руках и фону леса (кстати, небрежно  прописанному). Немного смущают взбитые по моде кудри (как бы не для охоты) и бархатного вида кафтан, словно он только что встал с дивана ))), но они, к удивлению,  даже помогают удерживать внимание к картине.

Юный охотник то ли следит за птицей, готовясь к очередному выстрелу, то ли его внимание привлекли звуки леса:

Так шептал, и журчал, и бежал ручеек,
На ружье опершись, я стоял одинок,
И лишь говор струи тишину прерывал,
И о прежних я грустно годах вспоминал.
<lj-cut>
Думаю, грустного в его жизни было мало (если не упоминать про отца, покинувшего жену сразу после рождения Алёши), а были счастливое детство, беспечная юность, успешная карьера, литературное признание, любовь … Ну, влюбился он, на мой взгляд, неудачно, но так часто бывает с мужчинами (влюбиться в отдельную часть тела), а в остальном жизнь Толстого была достаточно гармоничной.

Алексей Константинович Толстой - один из известных русских писателей-графов Толстых. Это он сочинил роман "Князь Серебряный", нравоучения Козьмы Пруткова, стихотворения "Средь шумного бала", "Колокольчики мои, цветики степные",  "То было раннею весной", театральные трагедии о Фёдоре Иоанновиче, Иване Грозном, о царе Борисе и многое другое. Это ему и про него Антоний Погорельский (Перовский), дядя по матери, придумал  сказку "Чёрная курица", где главным героем был мальчик по имени Алёша.


Этот человек достоин долгой и благодарной памяти. А 5 сентября 2017-го тем более надо вспомнить этого выдающегося человека, потому что у Алексея Константиновича юбилей - ни много, ни мало – 200 лет.  Цифра поначалу ошеломляет, но  для вселенского времени двести лет ничто, поэтому для меня (и, надеюсь, для нас всех)  не существует понятия "связь времён", и я ощущаю Алексея Толстого своим современником. Да и что изменилось? Ничего, кроме фасона одежды и причёски.

Многие свои рассуждения я часто начинаю со слов "в детстве": в детстве узнала, познакомилась, встретилась, услышала, увидела, запомнила и так далее. Эти слова стали своеобразным штампом, но что делать, если "наше всё" начинается с детства!

И с Алексеем Константиновичем я познакомилась в детстве. Не с ним лично, разумеется, а с его книгой "Князь Серебряный". Мне подарили её в качестве награды за участие в школьной выставке исторического рисунка. Это было в классе пятом или шестом. Помню, я нарисовала цветными карандашами на небольшом листе ватмана битву Пересвета и Челубея. Не знаю, как насчёт мастерства, но в рисунке активно было выражено моё отношение к противоборствующим сторонам: на Челубее был роскошный цветастый халат и зверское выражение лица (враг же!), а Пересвет был красавцем, с кудрями и в серебряных доспехах. О этой битве нам рассказывала  учительница по истории.

Имя автора книги было мне неизвестно, но книгу я прочла, и она мне понравилась. Князь Серебряный стал моим любимым героем и ассоциировался у меня с Пересветом. ))

Я берегла подаренную книжку, она сама была как серебряная, в светло-сером переплёте из ткани наподобие холста, и с буквами с металлическим (серебряным) отливом. Я держала её на виду среди учебников, которыми постоянно пользовалась.  Однажды я неосмотрительно оставила книгу без присмотра, и она исчезла.  Оказалось, к нам заглянула соседка (мы тогда жили в коммуналке), увидела книжку и попросила почитать, мама дала.

Читала соседка очень долго, я истосковалась, а попросить обратно было неловко. Потом я увидела эту книжку на кухонном столе соседки, она служила ей подставкой под горячие блюда. По светло-серой (некогда) обложке из угла в угол шёл дугообразый жирный, закопчённый след от сковородки.  Я схватила книжку и убежала с ней в свой уголок. Там я долго плакала от вероломства соседки и причинённого ею унижения любимой книге, а чёрно-белый Алексей Константинович смотрел на меня с титульного листа и молча сочувствовал. 

С тех пор я никогда не перечитывала "Князя Серебряного", но творчество Толстого  полюбила. Умница, высокоталантливый человек, тонко чувствующий лирик, однолюб, большой, рослый мужчина "красивый сам собою" - прекрасный представитель мужской половины человечества! Ему не повезло с женой, но он был преданным мужем и до конца своих дней любил Софью Андреевну. Достойный человек!

Но дело не в этом, мало ли на свете хороших людей! И не в творчестве Толстого, есть произведения и получше! И дело даже не в грустной истории с моим "Князем Серебряным", а в любви.  Всё, как в песне: "Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь …"
 
Моя любовь к Алексею К. Толстому  – это родственное притяжение душ, их близость и созвучность, которые рождаются на расстоянии и невесть по какой причине. Возможно, это жажда по умному собеседнику, ведь книги (романы, стихи, пьесы) тоже умеют общаться. Это общение идёт на равных и на уровне сердца, когда не нужен обмен словами.
 
Я, например, могла бы выразить своё отношение к искусству словами Алексея Константиновича, ибо думаю также: "Всегда я испытывал неодолимое влечение к искусству вообще, во всех его проявлениях. Та или иная картина или статуя, равно как и хорошая музыка, производили на меня такое сильное впечатление, что волосы мои буквально поднимались на голове".

Общеизвестно, что случайностей нет, а есть закономерности. Именно они когда-то подвигли меня поучаствовать в выставке рисунка. За это меня наградили книгой. Книга вызвала интерес к Автору, к его произведениям и к его биографии.
Да, цепочка значимых вех не случайность, а закономерный подарок судьбы. Так и идём вместе с Алексеем Константиновичем по жизни.
Конечно, я могла бы придти к Толстому позже и другим путём, но лучше рано, чем поздно.

Алексей Константинович любил не только литературу, музыку, живопись, но и охоту, которая была его страстью. Он признавался, что охота даже помогала ему в стихотворчестве: ""это увлечение не осталось без влияния на колорит моих стихотворений"<...> Мне кажется, что ему ( я обязан тем, что почти все они  написаны в мажорном тоне, тогда как мои соотечественники творили большею частью в минорном".

Великий Карл чутко подметил это качество в юном вельможе и запечатлел в картине. Охота была для Толстого не только страстью, но и своеобразным образом его жизни, как было, собственно, у другого русского писателя - Ивана Сергеевича Тургенева.

Кстати, именно с Тургеневым Толстой был на том балу, когда случилось "чудное мгновенье". Они оба влюбились в глаза Софьи Андреевны (лицо было скрыто полумаской), напросились к ней с визитом, она согласилась их принять.  Увидев некрасивое лицо Софьи Андреевны, Тургенев резко остыл и ушёл в сторону, а Толстой продолжал находиться под влиянием первого впечатления. К глазам, в которые он первоначально влюбился, присоединилось и другое:

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой и грустный, и звонкий
С тех пор в моём сердце звучит.

Но это отдельная история ( http://www.proza.ru/2016/07/12/484 )и тема данного размышления не о любви Толстого к Софье Бахметевой-Миллер.

Гляжу на картину Брюллова и думаю, только что прозвучал выстрел и надо перезарядить ружьё, собака ждёт-не дождётся команды броситься за добычей, и вдруг именно в этот момент охотнику приходит озарение, и в голове складывается  новое стихотворение, которое станет шедевром и вдохновит, например,  Чайковского, на новый чудесный романс …

 Из А.К. Толстого:
"В старости я намерен описать многие захватывающие эпизоды из этой жизни в лесу, которую я вел в лучшие свои годы, и от которой моя болезнь оторвала меня, быть может, навсегда. Теперь же могу только сказать, что любовь моя к нашей дикой природе проявлялась в моих стихотворениях так же, по-видимому, часто, как и свойственное мне чувство пластической красоты. Уж очень к земле я привязан. Петухи поют так, будто они обязаны по контракту с неустойкой".

5 сентября 2017 года у Алексея Константиновича был юбилей. Он родился ровно 200 лет назад. Всего на 18 лет позже Пушкина. Как повезло русской культуре и русской нации!


Иллюстрация -
Карл Павлович Брюллов. "Портрет А.К.Толстого".  1836.