Мини-лекции. Пауль Людвиг Шиллинг фон Канштадт

Владимир Сысолятин
Однажды Эйнштейна спросили, как делают открытия?
 — Очень просто. Все знают, что это сделать невозможно. Случайно находится один невежда (в хорошем смысле этого слова), который этого не знает. Он-то и делает открытие, — ответил ученый.


Хороший оптический телеграф получился, особенно конструкции Пьера Шито. Хорошо-то хорошо, да ничего хорошего. Зависимость от погоды, большие затраты на строительство и обслуживание и?.. И никакой скрытности, — всё на виду!

Что должно было случиться, — случилось, был изобретён электромагнитный телеграф! Первой ласточкой в этом телеграфном деле стал Павел Львович Шиллинг  (При рождении Пауль Людвиг Шиллинг фон Канштадт) Рис1. В 1832 году после долгих поисков решений ему всё-таки удалось создать работающий телеграфный аппарат Рис1а. Конечно по сравнению с оптическим это был прогресс... Хотя где-то, в чём-то напоминал панельный оптический телеграф. Ну, дык?..

Передающим устройством телеграфа Шиллинга была клавиатура (как у фортепиано) с белыми и чёрными клавишами Рис1с. Приёмная часть состояла из семи мультипликаторов. Мультипликатор представлял собой катушку изолированного провода. Внутри находилась магнитная стрелка (как у компаса), висящая на шёлковой нити. На той же нити находился небольшой кружок, покрашенный с одной стороны белой краской, а с другой чёрной. Каждая катушка была соединена с передающей частью двумя проводами один сигнальный, второй как бы общий для всех мультипликаторов.

В зависимости от направления тока менялось направление магнитного поля. Магнитная стрелка отклонялась в ту или иную строну и соответственно поворачивался диск. Либо поворачивался белой стороной либо чёрной. При отсутствие тока оставался повёрнутым к оператору ребром (точно также как и в панельном оптическом телеграфе). Был ещё один мультипликатор несколько иной конструкции и служил для включения звонка (вызова).

Как бы не выглядело это всё красиво, но у телеграфа были существенные недостатки. Во-первых, восемь проводов для соединения с каждым приёмником. Во-вторых при использования небольшого количества приёмных элементов Шиллинг применял собственный код. Оператор на приёмной части телеграфа должен был помнить все эти кодовые комбинации. Поэтому, на первых порах далее экспериментов дело не пошло. Улучшив свою конструкцию Шиллинг даже хотел установить связь Петербурга с Кронштадтом, но внезапная смерть, увы...

Нужно упомянуть и о других предложениях электрического телеграфа, но они были либо малопригодные для практики, либо остались лишь на бумаге! Были и усовершенствование аппаратов Шиллинга, но и они не сдвинули проблему с места. И вот на электромагнитной сцене появился художник Сэмуэл Морзе. Он-то и был тем невеждой! В смысле, во всех электромагнитно-телеграфных делах ни бум-бум...

Кто же был этот Сэмуэл Морзе! Он был всего лишь художником-портретистом. И как потом оказалось сделал то, что люди используют до сих пор. В том числе и я. Он изобрёл пишущий телеграфный аппарат и плюс ко всему код. Его так и называли код Морзе или как в нашей стране азбукой Морзе. Вы её видите на Рис2,3. Рядом с портретами С. Морзе Рис2. и Джозефа Генри Рис3. А причём здесь Генри? Но ведь Морзе в электричестве был ни бум-бум, а Генри?.. Ну вот, отсюда и тандем! Они правда потом пацапались... Но это было уже потом, после изобретения.

Как же работало это чудо-юдо? Вот на Рис6. упрощённая схема работы двух аппаратов Морзе. Вся информация передавалась с помощью ключа Рис4,5. Посмотрите на Рис5. Это эскиз ключа. Все составляющие ключа располагаются на основании 1. Через два отверстия 3 в скобе 2 пропущена ось к которой крепится коромысло 4. Пружина 6 посредством регулировочных штифта и гайки прижимает левую часть коромысла к основанию 1. Контакты 8 находясь в соприкосновении друг с другом ограничивают продвижение коромысла. Ключ находится в исходном положении. При ручном нажатии на головку ключа 5 происходит разрыв контактов 8 и замыкание контактов 9. При отпускании головки ключ возвращается в первоначальное положение. На Рис4. фото реального ключа где цифрами помечены провода идущие от контактов 8 и 9 и третьим контактом, скобой 2.

Вернёмся к Рис6. Здесь Вы видите как бы два аппарата Морзе. Они идентичны и находятся в исходном состоянии (дежурный режим). Допустим операторы как-то договорились между собой о начале обмена телеграммами. И вот, чтобы начать работу приёмной стороне нужно запустить движение ленту 1. В общем виде она может двигаться и на передающей стороне условимся, что это на картинке левая. Оператор нажимает ключ, контакты а замыкаются, а контакты b размыкаются. Через замкнутые контакты а батарея Б1 соединяется с линией идущей к приёмному аппарату. Через замкнутый контакт b ключа на приёмной стороне ток пойдёт через обмотку электромагнита ЭМ, через заземление, землю (как бы второй проводник) возвратится в батарею Б1. Всё, цепь замкнута и? И электромагнит ЭМ притянет якорь 2. А как будет двигаться лента 1? Это конечно всё условно, но у нас она движется посредством роликов 5. Лента плотно охватывает ролик 6. На конце якоря 2 находится диск 4. Диск находится в соприкосновении с красящей жидкостью в ванночке 3. Диск 4 находясь в соприкосновении с лентой будет оставлять на ленте красящий след в виде линии. Длина отрезка линии будет зависеть от того как долго будет нажат ключ на передающей стороне.

Вот и получается, если оператор на передающей стороне будет делая паузы передавать с помощью ключа длинные и короткие токовые посылки, то на ленте приёмной будут чертиться длинные и коротки штрихи. Приняв короткие за точку, а длинные за тире можно передавать с помощью кода Морзе как буквы, так и цифры! Одним словом информацию. Причём она будет записана, в отличие от аппарата Шиллинга! Независимо от состояния ленты каждый из операторов может пригласить к разговору своего коллегу. Достаточно постучать ключом и электромагнит отзовётся стуком якоря и диска 4. Мало того, можно так же прервать передачу и даже поговорить друг с другом.

У нас, в стране, аппарат Морзе применялся в армии в виде модернизированного варианта и обзывался он, — М-44. Выпускался аппарат где-то с сороковых годов. Общий вид на Рис7. Для полного счастья здесь не хватает приёмной бобины с лентой. подающая запрятана в ящике под аппаратом. Движение ленты осуществлялось с помощью пружинного движетеля. На Рис7 он виден в виде круглой коробки с ручкой (для завода пружины). В общем виде всё это представляло часовой механизм. Если кто-то из читателей фотографировал сам себя плёночной фотокамерой (до появления цифровой), то, что он делал? Правильно, поворачивал небольшой рычажок и? И раздавался звук трещотки. Это работал часовой механизм. Только быстро... Вот поэтому лента в телеграфном аппарате двигалась медленно, в соответствие с скоростью обмена. Справа видны телеграфный ключ и амперметр для контроля тока в линии (а вдруг линию бомжи отчикали? И в металлолом?). На Рис8. фото военного телеграфиста как раз работающего на М-44. Возможно даже во время войны? По крайней мере аппараты ещё выпускались в пятидесятые годы. На Рис7. зелёной галочкой показан шильдик. Шильдик это такая металлическая бирочка с некоторой информацией как о производителе так и аппарате. На этом шильдике год выпуска аппарата 1950.

Ушёл ли в прошлое аппарат Морзе? Не то, чтобы да и не то, чтобы нет! По крайней мере код Морзе используется до сих пор. А в запасном бункере ТАСС ещё в 1991 году существовала аппаратная Морзе. С аппаратами, ключами и прочими делами. Для меня лично аппарат Морзе в телеграфном мире всё равно, что детекторный приёмник в радио... Работает и проще не придумать!

Аппарат Морзе это конечно хорошо. Хорошо-то хорошо, да ничего хорошего. В смысле не очень удобно каждый раз расшифровывать все эти точки и тире. И просто так, барышню с улицы взять на работу телеграфистом не получится. Вот если бы как на печатной машинке... Вот так и подумали изобретатели во всём мире. И началось... Но об этом уже в следующей мини-лекции: http://www.proza.ru/2017/09/05/613