Встречи. Щербинин В. Ю

Николай Обухов
С Владимиром Юрьевичем Щербининым, уникальным Мастером, я познакомился при достаточно необычных обстоятельствах. Мне предстояла полостная операция в одной из  лучших московских больниц, и я уже сидел в холле хирургического отделения, ожидая своей очереди на «заселение» в больничную палату.
Ждать пришлось довольно долго и я успел изучить весь антураж этого «европейского» во всех смыслах отделения, где я должен был провести около недели после операции. Передо мной прошла целая вереница «новоселов», но мое внимание привлек пожилой страдалец, сопровождаемый приятной во всех отношениях женщиной.
Видно, что ему было очень не по себе, и почти сразу появилась каталка, на которой заботливые сестры отвезли пациента на операцию. Наконец я был отправлен в трехместную палату № 5б. К моему удивлению, моим соседом оказался именно отмеченной мной страдалец, которому к этому времени уже сделали полостную операцию.
Им оказался Володя Щербинин (после знакомства с ним и его прекрасной женой Татьяной Георгиевной мы решили перейти на «ты», несмотря на некоторое различие в возрасте) -  необыкновенный человек во всех отношениях.
Судите сами. Отменный пейзажист и рисовальщик, талантливый поэт, композитор и бард, наконец, непревзойденный «самоделкин», изобретатель и классный автогонщик! И это все в одном лице. Правда их сначала было двое - два брата-близнеца - Анатолий и Владимир.  Анатолий погиб нелепо несколько лет назад - был задавлен недотепой-водителем в тихом московском дворе.
Они оба были художниками, поэтами, бардами, пели под гитару свои собственные песни, вместе создавали свои уникальные самодельные автомобили, прославившие их не только в СССР...
Со школьной скамьи братья много рисовали, пели в пионерском хоре. Одно время они выступали в знаменитом хоре А.Свешникова. Оба окончили Московскую среднюю художественную школу при институте им. В.И.Сурикова и художественно-графическое отделение Московского государственного педагогического института. Вдвоем перешли с очного обучения на вечернее и начали работать на ЗИЛе, чтобы помочь своей матери. Работая художниками в Институте технической эстетики, получали авторские свидетельства за разработку мотоциклов и мотороллеров.
С юношества Щербинины увлеклись автотехникой. Их первой большой работой на этом поприще стало восстановление развороченной «Победы». За четыре года они первыми в СССР создали дорожно-спортивное купе со стекло-пластиковым кузовом на базе «Волги» М-21, прозванное «Гранд-Туризмо Щербининых» (ГТЩ). При этом все работы по дизайну, созданию полноразмерного макета из пластилина, изготовлению клееного кузова и установку его на силовую раму они проводили в своей художественной мастерской на седьмом этаже. Рама автомобиля была сварена братьями тут же во дворе. Для подъема силовой рамы на седьмой этаж и спуска вниз рамы с установленным кузовом был использован подъемный кран. Окончательная сборка ГТЩ также проводилась во дворе дома и была закончена в 1969 году.
 В 1970 году ГТЩ энтузиастов Щербининых был удостоен золотой медали ВДНХ как одна из первых машин в Советском Союзе с пластиковым корпусом.
Но наши «Кулибины» на этом не успокоились и приняли участие в уникальном пробеге на двух машинах протяженностью 12000 километров по маршруту Москва-Горький-Челябинск-Караганда-Фрунзе (ныне Бишкек)-Пржевальск (Каракол)-Барскаунское ущелье (Барскоон, в горах Терскей Ала-Тоо, Тянь-Шань)-Ташкент-Самарканд-Бухара-Ашхабад-Красноводск (Туркменбаши)-переправа через Каспийское море-Баку-Ростов-на-Дону-Воронеж-Москва, организованным журналом «Техника - молодежи» в 1974 году. Это был первый в СССР пробег для самодельных машин подобного класса, намного перекрывший по своим показателям знаменитый пробег автомобилей советского производства через Каракумы 1933 года.
Напомним, что в том пробеге протяженностью всего 9400 километров по маршруту Москва-Горький-Казань-Оренбург-Актюбинск (Актобе)-Чимкент (Шымкент)-Ташкент-Чарджоу (Туркменабад)-пустыня Каракум-Красноводск (Туркменбаши)-переправа через Каспийское море-Баку-Тифлис (Тбилиси)-Ростов-на-Дону-Харьков-Тула-Москва участвовало 96 человек на 23 автомобилях, включая шесть легковых ГАЗ-А на шинах «сверхбаллон», которые были специально разработаны для езды по бездорожью.
Братья Щербинины выбрали сложнейший, включающий 1500 километров полнейшего бездорожья, маршрут, проходивший по отрогам Урала, казахстанским каменистым пустынным просторам, красивейшей горной местности киргизского Тянь-Шаня, бескрайним тяжелым пескам туркменской пустыни Каракум, головокружительным серпантинам кавказских дорог. 
По рассказам Владимира везде были свои трудности. Солончаковая казахстанская пустыня встретила их густой пылью, острыми камнями и неимоверно крутыми каменистыми спусками и подъемами, отроги  киргизского Тянь-Шаня одновременно радовали своей красотой и неимоверно затрудняли езду по узкими каменистым дорогам, а тягучие барханы и бесконечные пески  туркменской Каракум, в которых не один раз застревал их верный автомобиль, и настоящее пекло доводили братьев до изнеможения.
ГТЩ с честью выдержал все испытания и не подвел своих создателей. В Москву они вернулись триумфаторами, вдвоем преодолев весь этот безумно трудный маршрут в 12000 километров с пятью водными переправами, проявив при этом непреходящий оптимизм и волю к победе, настоящий героизм и мужество.
Отметим, что на этом братья Щербинины не успокоились и в 1980 году «на пару» с братьями Алгебраистовыми создали очередной шедевр -  купе «Сатана», а также самостоятельно - двухместный багги «Соло» для автокросса.
Анатолий и Владимир Щербинины были не только талантливыми изобретателями с «золотыми» руками, но и не менее одаренными художниками, поэтами и бардами. Всю жизнь их сопровождала гитара, под которую они пели свои задушевные песни, а также кисти, картон, холст и краски. Они очень любили манящую природу Крыма и с 1960 года побывали на своей «Победе» во всех заповедных уголках этого чудесного полуострова, запечатлев в своих работах его волнующее очарование.
В 1972 году Владимир становится членом Московской организации Союза художников (МОСХ) и объезжает с творческими командировками весь Советский Союз - от Прибалтики до Дальнего Востока, привозя из путешествий замечательные картины и новые песни.
Песенное творчество Владимира Щербинина - это отдельная страница в его творческой биографии. Близнецы Анатолий и Владимир Щербинины пели всегда и везде. Их неподдельный задор, природный оптимизм и душевное проникновение в самую суть написанных и исполняемых песен-баллад заставляет слушателей активно сопереживать услышанному и доходят до самых глубин человеческого сознания.
Ведь все их стихи, музыка и рожденные затем песни не «высосаны из пальца», а результат выстраданных ими тем, которые они глубоко пережили и прочувствовали. Особенно это касается творчества Владимира. Его песни раскрывают широту и щедрость души, излучают массу положительной энергии, которые он вкладывает в каждое свое творение. Сам сюжет, мотив его песен и незаурядное исполнение настраивает слушателей на эмоциональное и проникновенное восприятие.
К большому сожалению, хотя как бард Владимир Щербинин известен достаточно широкому кругу почитателей, но даже упоминания о его творчестве нет ни на сайте Московского Центра авторской песни (КСП) ksp-msk.ru, ни в базе данных «Авторская песня» портала Bard.ru.      
Но есть сборник его песен «Песни Владимира Щербинина» 2017 года с его графическими работами и компакт-диск бардов Анатолия и Владимира Щербининых «Знаю, знаю, ты Земля прекрасна!», на котором записаны их идущие от самого сердца песни. У Анатолия это шесть  баллад, написанных и исполненных на стихи И.Бродского, К.Симонова и С.Есенина. У Владимира - девятнадцать собственных сочинений, включая песни «Поднимите головы свои...», «Купола», «Сегодня летный день...», «Звонница белая» и другие.
Обладая от природы жизнерадостным темпераментом, творческой бодростью и бесконечным оптимизмом, художник Владимир Щербинин сумел создать свой особенный стиль пейзажной живописи, отличающийся экспрессией, искренностью в передаче образов природы, невероятной насыщенностью и терпкостью цветовых отношений.
В его картинах чувствуется невероятная трепетность, непосредственность и свежесть передачи ощущений от увиденного, а своеобразное колористическое звучание подчеркивает   искреннее восхищение тончайшими переходами света и цвета изображаемой натуры.
Особенно это касается работ Владимира, воспевающих величественную вселенскую красоту заповедных уголков так полюбившегося братьям Щербининым Крыма.
Подлинный патриот родной природы, Владимир с увлечением и любовью изображает удивительные по красоте и первозданности уголки Крыма - Генуэзкую крепость Судака, скалу Ак-Кая в Белогорске, облака над Черным морем, вечер в Коктебеле, вид с горы Ай-Петри, скалу «Разбойник»...
В 2015 году в память о своей дочери Марии Владимир Щербинин выпустил альбом со своими работами « Владимир Щербинин. Живопись. Крым».
Из своих многочисленных творческих поездок по просторам Советского Союза он привозит все новые работы, в которых с реалистической достоверностью передает свои  ощущения от увиденного, насыщенные особым настроем и вдохновением, а звучные аккорды  красок, тонкость и лиричность его живописных произведений как нельзя лучше резонируют с идущим из глубины его души песенным творчеством.
Живописные произведения и графические работы В.Щербинина неоднократно участвовали в молодежных, республиканских и всесоюзных художественных выставках, а его работы находятся в музеях России. Англии, Германии, США, Финляндии и Японии.
В общении Владимир Щербинин чрезвычайно открытый и «легкий» человек, его оптимизм и жизнелюбие сразу передаются собеседнику и позволяют установить добрый, «семейный» контакт. Двери его мастерской всегда открыты для многочисленных друзей и поклонников, включая не только знаменитых и именитых художников, музыкантов, ученых, путешественников, представителей опасных профессий, но и простых сограждан.
 В.Ю.Щербинин остается «закоренелым» оптимистом и жизнелюбом, несмотря на то, что1 октября ему  исполняется 80 лет!

Произведение создано 05.09.17 в 07:10 по местному времени.