Знакомство с новыми русскими

Светлана Шаляпина
Как я попала в эту семью новых русских?
 Обычно меня рекомендовали своим знакомым те, чьим детям я уже давала уроки.  Смею думать, что этим людям нравилась моя работа. Я действительно увлечённо занималась индивидуальным обучением и старалась заинтересовать детей учебным предметом, будь это русский язык для старшеклассников или математика для учеников начальной школы.

Но эта семья не жила в Ленинграде. Я уже забыла, откуда они приехали.
Так как же я к ним попала?
Вспомнила. Это было в самом  начале моей  "дополнительной" педагогической деятельности. Я была зарегистрирована как педагог в каком-то бюро, работники которого и давали работу таким, как я. После этого они, правда, забирали чуть ли  не половину нашего грошового заработка.

Однажды мне позвонили и предложили работу - занятия с мальчиком по программе начальной школы. Я записала адрес и телефон. Адрес меня удивил: это был адрес гостиницы. Я переспросила, но мне сказали: "Да, эта семья живёт в гостинице".

В назначенный день я вошла в большое здание, в холле которого меня ждала разодетая полноватая женщина. Её природную миловидность портили несколько провинциальный вид  и слишком яркий макияж, но улыбка и общительность несомненно привлекали к ней. Познакомившись, мы пошли в номер. Но, к моему удивлению, это был не гостиничный номер, а настоящая квартира. Я с удивлением разглядывала демонстрируемое моей новой знакомой  их временное, но удобное жильё: две уютные комнаты, ванную и кухню с бытовой техникой - то, что позже назовут апартаментами.

Анна, так её звали,  начала рассказывать, откуда и зачем они приехали в Ленинград. Рассказ был сбивчивым, и мне показалось, что она что-то недоговаривает. Но я поняла главное: они приехали на неопределённый срок ( как я подумала, по делам мужа ), и сыну  нужно давать всю программу третьего класса.

Из соседней комнаты выбежал высокий светловолосый мальчик, хорошо одетый, с быстрыми движениями , и остановился, увидев меня.
- Антоша,  это твоя учительница, - сказала Анна Фёдоровна сыну, - теперь она будет тебя учить.
Мальчик смотрел на меня изучающим взглядом.
- А вы строгая? - спросил он с любопытством.
- Ну, это всё зависит от тебя, как будешь заниматься, - улыбнулась я. - Давай знакомиться.

Анна хотела, чтобы я приходила каждый день.
- Знаете, мы здесь уже две... да, почти две недели. Он уже сколько пропустил, да и разболтался. Я ему говорю: "Открой учебник, почитай", да где там!
- А вы сами с ним не занимались?
- Ой, что вы, зачем? Для этого есть педагоги. - Она посмотрела на меня с удивлением: как это я не понимаю таких простых вещей? А я подумала, что программу третьего класса она могла бы объяснить своему сыну. - Мы первый раз в таком большом городе, Ленинграде!  Он мне только и твердит: "Мама,  поедем смотреть, что тут ещё есть."
- Что вы уже видели?
- Ездили в центр. Дворцовая площадь - ах, какая красивая! А Невский проспект! А магазинов сколько!
Магазины, как я поняла позже, для неё были самыми желанными объектами.

Мы остановились на том, что в оставшиеся два будних дня недели - четверг и пятницу - я провожу уроки, выясняю уровень  знаний Антона, и тогда мы решим, как часто нам встречаться.
- Вы знаете, - сказала я Анне, - при личном контакте ребёнок лучше и быстрее усваивает учебный материал, чем в классе.

Антон оказался смышленым мальчиком. Сначала, правда, я заметила  у него нелюбовь к  математике. Скорей всего, раньше было что-то упущено.  Пришлось пройтись по основам. Таблицу умножения он не очень хорошо помнил. Но я знаю, как важно поддерживать детей похвалой, и это помогало. Мы нашли с ним общий язык и почти подружились. Приходила я к нему через день, через два.

Отца никогда не видела. А вот Анна, дождавшись окончания занятий, отправляла сына играть в другую комнату и рассказывала мне, в каких магазинах она побывала, показывала мне обновки. Это были дорогие вещи, и я поняла, что  это состоятельные люди. Я узнала, что муж Анны - предприниматель, у него свой бизнес. Чем конкретно он занимался, она не рассказывала, но я догадалась, что это семья, может, и мелких, но "новых русских". Они тогда, в начале 90-х только появились. До знакомства с этой семьёй я только слышала о них. И вот пришлось увидеть.
Не знаю, что из себя представлял глава семейства, а неработающая Анна не выделялась ничем, кроме умения одеваться дорого и крикливо, излишней болтовнёй и желания приобретать дорогие вещи. Однажды она меня удивила покупкой дорогого электроножа.
- А зачем он вам?
- Ну как же, ни у кого из моих знакомых такого нет!

Как-то раз, возвращаясь домой после занятий с мальчиком, я встретилась с Леной, соседкой, с которой мы были в приятельских отношениях.
- Несколько раз звонила тебе, а тебя нет дома. Где ты пропадаешь?
Я рассказала о своём новом ученике.
- Ой, богатенькие? - оживилась она. - Так небось хорошо тебе платят?
- Да нет, платят, как все.
- А что же ты назначила такую маленькую цену? С новых русских можно взять и побольше.
Я рассказала ей, как эти занятия начинались. Единственное, что сделала Анна полезное для меня - это то, что она, заплатив вначале за уроки в мою "контору", потом стала платить мне в руки, но ту же фиксированную сумму. Но вряд ли она это сделала для меня -  ей самой  было удобнее отдавать деньги мне, а не ездить в то учреждение.
- А, наверно, они тебе потом сделают дорогой подарок, - предположила моя соседка.
- Не знаю, - ответила я, - и думать об этом не хочу.
Я действительно никогда не была меркантильной, за уроки брала не по высшему разряду, хотя знающие меня люди говорили, что я обесцениваю свой труд. А я всегда любила детей, они были мне интересны, к каждому старалась найти свой подход, занималась с ними увлечённо, находя в этом удовольствие.

Придя в очередной раз для занятий с Антоном, я увидела озабоченность на лице Анны. Я не стала задавать вопросов,  но после проведённых уроков она сама задержала меня. Видно было, что она очень обеспокоена, и ей просто необходимо высказать то, что её мучает.  Сбивчиво и нервно  она поведала мне, что её шантажирует один человек - но я так и не поняла, живёт ли он в этой гостинице.
- Он просто меня преследует! Как только муж уходит по делам, он появляется. Не знаю, следит он за этим, что ли... Или подкарауливает меня и начинает требовать деньги!
- А когда это началось?
- Через неделю - может, больше, как мы приехали. Он мне сначала всё  комплименты делал, что я хорошо одеваюсь... Мы начали с ним здороваться, потом общаться...
Да, Анна выделялась среди других модной и дорогой одеждой. Конечно, она обращала на себя внимание.
- И что дальше?
- Ну, он стал спрашивать, кем работает муж, почему мы живём здесь...
- И вы ему что-то рассказывали?
Анна замялась, смутилась... И я поняла, что её общительность сыграла с ней злую шутку.
- Знаете, - меняясь в лице,  заговорила она почти шёпотом, - мы ведь сюда приехали не просто так,  мы сбежали из нашего дома, у мужа требовали деньги... И вот этот тоже...
- А если заявить в милицию?
- Что вы, это опасно! Он мне угрожает...

Я слушала и не верила своим ушам. Куда я попала? Для меня всё это было почти нереально, как сюжет из кинофильма. Я прикоснулась к какому-то другому миру.

- Вы знаете, у меня нет сейчас денег, муж все забрал, - смущенно проговорила она, когда я стала собираться. Она взглянула на часы. - Он должен был уже прийти, может, вы подождете?
Мне не хотелось терять время в неопределённости.
- Когда у нас следующее занятие? Завтра? - Анна явно была не в своей тарелке. Обычно она чётко знала расписание занятий своего сына.
- Послезавтра.
- Ну вот, я вам тогда отдам плату за два раза. Хорошо? Вы извините меня, что так получилось...
- Ну, что вы, я всё понимаю. Будем надеяться, что всё обойдётся.

Я говорила какие-то слова для её успокоения, хотя понимала, что ситуация напряженная. Ехала в трамвае, шла по своей улице к  дому, и мысли мои были только об этой семье. Как же это всё разрешится? Но что бы я тогда ни думала,  я и представить не могла, чем это обернётся на самом деле.

Телефонного звонка об отмене занятий не было. Через день я поехала снова привычным маршрутом. В душе была небольшая тревога. Я вошла в дверь гостиницы и почему-то оглядела холл. Нет, всё было как всегда. Поднялась по лестнице, остановилась у двери,  оглянулась. "Да всё тихо, всё в порядке", - успокоила я себя и тихонько постучала.
- Кто там? -  послышался голос Антона.
- Это я.

Дверь открыл Антон. Я вошла, ожидая увидеть Анну. Её не было.
- А мама где? - спросила я мальчика.
- Мама сказала, чтобы Вы проводили уроки, как обычно.
Странно. Она всегда меня встречала. Ну, ладно, придёт, задержалась где-то.

Мы с Антоном сели за стол и начали заниматься. Через какое-то время раздался телефонный звонок. Антон подбежал к телефону,  послушал и ответил: "Мамы нет дома".
Мы продолжили занятия,  но минут через двадцать телефон снова зазвонил. Антон пошёл к телефону, который стоял на столике в дальнем углу комнаты и после паузы сказал: "Мамы нет дома".  Оглянувшись на Антона, я увидела двух высоченных дюжих мужчин. Видимо, они вышли из смежной комнаты, но я не слышала их шагов. Они не поздоровались, смотрели мимо меня  Кто они такие? Спрашивать об этом у Антона  при них неудобно. Наверно, родителям надо было отлучиться, не оставлять же мальчика одного - вот и пригласили... где они только нашли таких здоровяков?

Телефон зазвонил снова. И снова Антон взял трубку и после паузы сказал: "Мамы нет дома". Когда это повторилось ещё раз, я подумала, почему эти люди не могут взять трубку? Они же видят, что ребёнок занимается. Что они вообще делают в этой комнате?  Я снова посмотрела на них. Они стояли в напряжённых позах, не отрывая взгляда от входной двери,  молча переглянулись... И вдруг до меня дошло! Это же засада! На живца... Родителей нет дома, мальчик один. А я сижу как раз напротив двери. Дальше воображение подсказывает: преступники  врываются сюда, амбалы встречают их с оружием, а у тех тоже есть оружие - перестрелка! А я - на линии огня! И ребёнок сбоку. Мне стало неуютно. Но я не могла уйти: время урока ещё не кончилось. Хорошо, что оставалось заниматься совсем немного, минут десять. Я старалась держать себя в руках, ничем не выдавая своей тревоги.
Всё! Мы закончили! На всякий случай спрашиваю у Антона: " А мама денег для меня  не оставила?" Он отрицательно качает головой. Поворачиваюсь к верзилам, говорю "до свидания", но они по-прежнему смотрят мимо меня.

Выхожу из гостиницы и чувствую, что такое свобода. Вдыхаю холодный осенний воздух, оглядываюсь на всякий случай. "Да кому я нужна?" Иду и думаю, как хорошо не иметь богатства.

Перед следующим днём занятий, когда я гадала, как  дела  у этой семьи, ехать мне к ним или нет, мне позвонил отец Антона. Он так и представился: "Я папа Антона" - не называя своего имени. Он говорил быстро и нервно. Поблагодарив меня за хорошие занятия с сыном, он сказал, что они  выехали из гостиницы, живут временно в каком-то месте,  но обязательно, когда представится удобный случай, он отдаст мне деньги, которые они остались мне должны.

Но, видно, такого удобного случая не представилось, а может быть, они должны были снова куда-то бежать, но  больше звонков не было.