Перекати поле

Мовла Гайраханов
 
Бесконечное полотно асфальта перерезало надвое широкую степь и исчезало в сизой дымке горизонта. Раскаленный воздух стал тяжелым и осязаемым, и его частицы медленно клубились над шоссе. Несмотря на нестерпимую жару, порывы горячего ветра кружили то в одном месте, то в другом, но при этом не добавляли ни влаги, ни прохлады.
Ветер словно рождался из ниоткуда, и уходил в никуда. Иногда он подхватывал желтые и сухие сплетения колючих растений, которых в народе метко прозвали перекати-поле. Они, словно цыганский табор, кочуют из одного места в другое, и вся их форма сложена таким образом, чтобы даже легкое дуновение ветра способствует их движению.
При такой жаре и застывшем воздухе кажется, что перекати-поле – живое существо, которое движется само по себе, но это просто иллюзия. Движущей силой этого растения является вольный ветер. Перекати-поле вальяжно перекатывается через асфальт и замирает в степи, зацепившись за редкие степные травы, слившись с унылым пейзажем выгоревшей от солнца степи. При сильном ветре их набирается, невесть откуда, очень много. Целые кучи перекати-поле гуляют по степи, и только черное полотно асфальта позволяет судить об их количестве. Перекати-поле бьются об движущие автомобили, попадают под их колеса, которые, впрочем, большого вреда им не наносят.
Перекати-поле отличаются от других растений своей не привязанностью к одному месту, их Родина там, куда их прибьет очередной каприз ветра. У них нет корней, а значит, нет кусочка земли, который питал бы их своими соками.
Из-за своей «ветрености» перекати-поле не пользуются большим уважением. Никому и в голову не придет сравнить их с вековым дубом, который мощно раскинул свои ветви, густо окутанные зеленой листвой. Перекати-поле – чахлое растение, неспособное отвоевать и содержать свой кусочек земли.
Люди, не привязанные к своей земле, крепкими корнями напоминают перекати-поле. Мне всегда казалось, что на чужбине можно искать свое пропитание, но при этом нужно помнить кто ты, и какая земля питает твои корни. С годами пришло осознание, что характер перекати-поле формирует не степь, в которой ты обитаешь. Ветреность перекати-поля живет внутри самого создания. Можно жить на той земле, на которой ты родился, и которая приняла в себя останки твоих предков, и при этом быть перекати-поле.
Любовь к своей земле должна питаться глубокими чувствами, и проявляться в простых действиях и поступках. Живя на чужбине, можно оставаться крепко привязанным корнями к своей земле, хранить в себе ее ценности и традиции, язык и обычаи своей Родины. А бывает и так, что, живя там, где ты родился, не имеешь корней, что привязали бы тебя к своей родной земле. Настоящая любовь к родной земле проявляется в том, насколько бережно ты хранишь ее чистоту и богатства.
Люди перестали ощущать себя частью чего-то большого и вечного. Из окон проезжающих автомобилей вылетают бутылки и пластмассовые пакеты, человек удовлетворил свою потребность в этом месте, и перестал ощущать себя частью этой земли. Нет духовных корней, которые привязывают его к земле, нет боли в сердце из-за ран, наносимых ей.
Кто мы сегодня на этой земле?
Люди, которым Всевышний доверил ее, чтобы блюсти на ней чистоту и порядок или просто перекати– поле?
Впрочем, перекати-поле не поганит землю, сложно обвинить его в этом грехе, присущем людям.
Весна – это пора, когда природа оживает. Голые ветви деревьев медленно одеваются в зеленую листву, земля покрывается травами, и пестрый ковер полевых цветов радует глаз своей неописуемой красой. Пешие прогулки по сельским дорогам и тропам оживляют душу горожанина, завязшего в своих мелких делах и заботах, вечной суете неважных дел, не исполнить которые нельзя. Цели жизни городского человека ограничены каменными глыбами домов, асфальтированными дорогами, и только редкие оазисы парков и скверов придают иллюзию гармонии с природой. Весной душа жаждет вырваться из каменного мешка, чтобы насладиться первозданной красотой природы, не оскверненной человеком.
Ведомый такими инстинктами, каждый год я устремляюсь в различные уголки своей маленькой Чечни, чтобы вдосталь насладиться ее красотами.
После таких прогулок земля предков питает тело и душу неведомыми силами. Накопленные за зиму хвори и болезни остаются в прошлом, душа радуется и воздает хвалу Всевышнему Аллаху за то, что поселил меня в этом райском уголке земли.
В очередной раз, предвкушая радости пешей прогулки, мы с друзьями тщательно подготовились к ней, и ранним утром двинулись в путь, когда первые лучи солнца сгоняли росу с весенних трав. Коровы мирно паслись за околицей села, пастух спал в своей машине. Картины из детства, когда пастух был с плеткой в руке и на живом коне, остались в прошлом. Нам предстояло пройти неблизкий путь вдоль пашен, предгорных лугов и горных троп. Вечером мы вернулись домой, уставшие, и немного опечаленные. Места, где еще недавно можно было в полной мере наслаждаться природой, были загажены, везде валялись пластиковые бутылки и пакеты, кучи мусора среди зеленых лугов оставляли удручающее впечатление.
Почему такое происходит?
Почему мы перестали думать о тех, кто придет после нас?
Какое наследство мы им оставляем?
Исламская мудрость гласит, что чистота – часть Веры. Вера – это не только обряд, это образ жизни и мыслей, Вера – это поступки и дела человека, Вера - это любовь и милосердие.
Когда бомбы и снаряды разрывали землю, я ненавидел себя из-за неспособности остановить это безумие, раны земли оставляли свои рубцы боли и в моем сердце. Я ощущал свою слабость и неспособность что-либо изменить, мне оставалось молиться и взывать ко Всевышнему...
Прошли годы. Земля залечила свои раны. Кое-где остались следы прошедшей войны, но они уже неприметны для чужого глаза. Только твоя память хранит ужасы прошлых лет. Прогулка по родным местам возвращает тебя в прошлое, ведь эти места помнят времена, когда рядом были близкие и родные тебе люди.
Накатанные две колеи проселочной дороги петляли змейкой и пропадали среди холмов. Возле самой дороги огромный муравейник жил своей жизнью. Я долго стоял возле него и вглядывался в будни муравьиного царства. Несмотря на кажущуюся хаотичность, все было подчинено единой цели. Община трудилась на благо всех, и каждый муравей вносил свою лепту в общее благополучие.
Я стоял возле муравейника и думал, как много людей перестало быть частью своего общества, какой бедной должна быть душа, неспособная взывать к чистоте.
Неужели чахнут корни, привязывающие нас к своей земле?
Какой мы оставим эту землю после себя?
Человек беспокоен, когда он чувствует уколы своей совести. Человек невозмутим и уверен в своей непогрешимости, когда его совесть задавлена инстинктами. Я не знаю, с каким лицом предстану перед Всевышним Аллахом за тяжкий груз своих прегрешений на этой земле. Я не знаю меру ответственности за ту нечисть, которую мы распространяем на этой земле. Я не знаю…