Нижегородская ярмарка-1896 г. -часть-2

Александр Одиноков 5
                Нижегородская ярмарка
   Очерки о Всероссийской промышленной и художественной
              выставки 1896 года в Нижнем Новгороде

... продолжение - часть - 2

    Главный дом - это центр ярмарочной жизни. В нём в течение всей ярмарки живёт губернатор, находится его канцелярия, биржевой комитет, ярмарочный комитет, государственный банк, почта, телеграф, отделение казённой палаты, полиция и прочие административные учреждения ярмарки.
    Здание Главного дома очень красиво и производит впечатление своим прекрасным чисто русским стилем и своею громадностью. Он стоит на Главной площади, украшенной хорошеньким сквером и всегда щеголяющей своею чистотою; напротив Главного дома возвышается флачная (Макарьевская) часовня, а за нею виднеются зелёные холмы нагорного берега Оки.
    Нижний этаж Главного дома занят торговыми помещениями, в которых идёт исключительно розничный торг. Здесь - лавки кавказцев и персов, наполненные коврами, , чернёным серебром, восточною мебелью и пр., несколько ювелирных магазинов, модных, галантерейных и парфюмерных. Здесь же в нескольких лавках продаются уральские самоцветные камни, стоимость от нескольких копеек до сотен рублей, изделия из них и прекрасное уральское чугунное литьё. Уральское литьё изготовляется теперь по художественным образцам академиком Обера, Лансере и др.; это - столь известные группы лошадей, казаков и крестьян. Цена им ещё немного высока - 20, 30 рублей, но исполнены они прекрасно, и можно только пожалеть, что это художественное литьё изготавливается нашими уральскими заводами в столь незначительном количестве.
    В пассаже Главного дома ежедневно днём и вечером играет военная музыка, привлекающая толпы гуляющих. В прежнее время считалось даже как бы обязательным по вечерам собираться "под Главным домом".
    От Главного дома длинными рядами тянутся каменные корпуса гостиного двора, построенного ещё Бетанкуром. Это обыкновенные торговые ряды, ничем не отличающиеся от гостиных дворов большинства русских городов. Прежде гостиный двор был сосредоточением ярмарочной деятельности - здесь были все главные виды торга.
    Но теперь ярмарка настолько разрослось, - большинство самых крупных фирм выстроили свои громадные корпуса, - что гостиный двор далеко уже не является центром торговой деятельности ярмарки. Здесь находится значительная часть торговцев мануфактурой: изделиями хлопчатобумажными, льняными, шёлковыми, пряжей и пр., затем пушным товаром, а также золотом, фарфором и пр.
    По размерам оборота мануфактура занимает первое место на Нижегородской ярмарке. Её проходит не менее как на 50 - 60 миллионов рублей. Кроме гостиного двора, громадные склады мануфактуры тянутся по улицам, идущим от гостиного двора к вокзалу. Эта местность называется по старой памяти "Лубянками", так как здесь прежде ежегодно к ярмарке строились из дуба домики, где селились со своими товарами мануфактуристы Иванова-Вознесенского, Шуйского, Тверского и иных районов. Теперь давно уже эта улица застроена каменными, местами даже роскошными, домами.
    Мануфактура с ярмарки расходится по всему Востоку, начиная с Поволжья и кончая горами Афганистана.
    Торг пушниной также имеет большое значение на ярмарке, которая ставит на неё цены. Пушной товар на Нижегородскую ярмарку подвозится из Сибири, каракуль - из Средней Азии и Персии, американские меха - из Лейпцига. На ярмарке, можно купить какой угодно мех, начиная от тысячных мехов в богатом магазине, и кончая самыми обыкновенными дешёвыми шкурками, которые на улицах продаются в разность армянами, персами и другими восточными людьми.
    Гостиный двор упирается в оригинальные четыре корпуса, поставленные в два ряда. Они построены ещё генералом Бетанкуром в чисто китайском вкусе, с загнутыми крышами, с характерными фигурками по углам, и не мало содействуют украшению ярмарки. На нашем рисунке китайские ряды представлены затопленными вешнею водою; по этому рисунку можно судить, насколько силён бывает разлив Волги. Но напрасно было бы искать в китайских рядах что-либо китайское, кроме их архитектуры. В них разместились главным образом конторы крупных торговцев, скорее даже негоциантов-иностранцев, которые, как это ни неприятно указывать, всё сильнее укрепляются в нашей внутренней торговле.
    Около китайских рядов - старый ярмарочный собор. За китайскими рядами и за каналом, называемым Бетанкуровским, который опоясывает гостиный двор, налево (со стороны гостиного двора) от собора - армянская церковь, направо - мечеть.
Мечеть находится в местности, населённой азиатами. Напротив её большое, некрасивое здание - караван-сарай, занятый преимущественно персами и их товарами - рисом, сушёными фруктами и пр.
    Около мечети находятся и лавки с персидскими коврами, которые на ярмарке вообще дешевле, чем в столичных магазинах, и с азиатскими вещами.
    Недалеко отсюда расположились балаганы для народных увеселений. Они очень интересны; здесь всегда шумная веселящаяся толпа народа; сколько типов, сколько различных народностей!
    Кажется, что весь Восток прислал сюда своих представителей. В балаганах идёт обычное на ярмарках представление: зверинец, стрельба в цель, музеум, арлекины, балаганные деды и прочие незатейливые развлечения для народа, вообще не избалованного зрелищами красивыми и поучительными. Тут же идёт торг различными товарами для крестьянского обихода. Площадь с народными развлечениями не следует смешивать с заслужившею печальную известность Самокатною площадью. Она находится дальше за каналом и почти сплошь усеяна трактирами низшего разбора.
    На этой площади ещё лет десять тому назад находились особые здания с вертящимися полами, здесь и происходил неприкрашенный разгул. Под действием постоянного кружения, отуманенный винными парами загулявший коммерсант окончательно терял сознание и, конечно, оставлял в этом самокате всё, что было с собою ценного. теперь всё это отошло уже в область преданий.
    Народные балаганы расположены на берегу Мещерского озера; за озером, ближе к Волге, находятся склады чая - товара, для которого Нижегородская ярмарка является одним из важнейших распределительных рынков. Эти склады весьма оригинальны; большие цибики сложены высокими кучами под открытым небом и укутаны брезентом; рядом - высокие палатки из рогож, здесь помещается приказчик и пробует чай. Чтобы переселиться с китайских плантаций под краны русских самоваров, чай должен пройти долгий путь и рекою, и морем, и караванным путём, на быках и верблюдах, и на русских тройках и, наконец, по железной дороге.
    В Нижнем, на ярмарке, скопляются громадные партии, и общий оборот с чаем на ярмарке достигает почтенной цифры 20-30 миллионов рублей. На ярмарке чаи расцениваются, партии раздробляются, и, таким образом, чай расходится по всей России. Расценка чая - дело очень трудное, требующее долголетней практики, так как в значительной она основана на вкусовых ощущениях. Ставится целый ряд маленьких кружечек с крышками; тщательно отвешиваются щепотки чаю, завариваются кипятком в каждой кружечке, которые остаются закрытыми крышками ровно 5 минут, затем настой сливают, а оставшиеся листья вновь закрывают крышками. По настою определяют вкус чая, по листьям - аромат.
    Ещё ближе к Волге поместились склады кожи. Они тоже интересны, благодаря своей обстановке - пустынная местность, кочевники-азиаты, сортирующие товар, их гортанный говор - и поражающей массе товара, но далеко не привлекательны. Сырых кож подвозится на ярмарку очень много, и можно ожидать, что этот подвоз будет постоянно увеличиваться с развитием скотоводства в Сибири и обширных степях Азии.
    Склады кож находятся на ярмарке не только за городом, они помещаются и на самой ярмарке внутри нескольких больших каменных корпусов.

...продолжение следует.