Три завета, окончание

Людмила Возняк
Начало:"Три завета, продолжение" http://www.proza.ru/2017/08/31/424


«наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу»(Иоан.16:2).


Нужно ли соблюдать заповеди? Конечно. Ни один из трех заветов не учит, что можно не соблюдать заповеди. Вопрос лишь в том, какие заповеди соблюдать, и как. Как какие? Моисея, конечно. Уверены? Тогда почему, когда Бог попросил Авраама принести своего сына в жертву всесожжения, Авраам не оспорил это просьбу на основе заповеди – «не убивай»?

Вместо уважения и почитания родителей, Иисус, во время паломнического посещения Иерусалима, без разрешения родителей остался в храме, и Мария с Иосифом три дня с великой скорбью искали Его? А будучи уже взрослым мужем, на просьбу матери и братьев встретиться, сказал: «кто матерь Моя, и кто братья Мои?» И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: «вот матерь Моя и братья Мои»(Мат12:46-50).


«Я говорю вам: не противьтесь злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»(Мат.5:39). Многие из нас побитые ходят? А надо чтоб били?  Не для того ли заповеди, чтоб не доводить до драки?

Да, нагорная проповедь Иисуса добавила хлопот ревнителям заповедей Моисея. Получается какие-то поприща надо с ближними идти, а вместе с рубашкой отдать и пальто…

Соблюдение заповедей часто сравнивают с ездой на автомобиле по правилам дорожного движения. Послушайте, ездить намного легче, там все однозначно, если светофор - ждем разрешающего сигнала, правило правой руки – пропускаем тех, кто приближается справа, где запрещено останавливаться - не останавливаемся. Конечно, встречаются разные «выкрутасы» на дорогах, например, огромная яма на ширину полосы, и что делать, гробить авто, или выехать на встречку? Но они особо «погоду» не меняют, ямы в ПДД не предусмотрены, и в случае чего, все случаи будут квалифицированы на основании действующих ПДД.

Если посадить за руль автомобилей сто праведников и дать им возможность поездить, то они поездят, конечно, и будут уважать ПДД. А если кому-то из праведников достанется автомобиль без двигателя, то праведник может это даже не заметить. Праведник сможет проехать на автомобиле без двигателя, если это будет надо, вот кто такой праведник, а не тот, кто лишь соблюдает ПДД.

Хотя, что значит ПДД? Правила жизни на дороге – в любых ситуациях надо защищать жизнь, свою и чужую. Мой знакомый заслуженный водитель России, говорит: «Чтобы не произошло, я обязательно успею выкрутить руль и выкручусь из переделки». Автошкола этому не учит.

А кто может научить? Совесть? Церковь? Как тогда сможет произойти такое - «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу»(Иоан.16:2).

Выходит, что заповеди Моисея всего лишь шаблон поведения. Если бы Авраам остался в границах этого шаблона, то Бог не стал бы называть Авраама Своим другом, и не взял бы Себе «фамилию» друга - Я, Бог Авраама…


Это как куртка на вырост. Я покупала сыну куртки, чтоб хотя бы на два-три года хватило. И хватало. А однажды посмотришь, все , маленькая уже. Неужели и закон может однажды стать «маленьким»? Ну не закон, а его понимание, из которого мы должны периодически «вырастать»:

«Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна»(Пс.118:96).


Итак, сидит злая собака на «цепи», исполняет заповеди, при поверхностном контакте может сойти за добрую… А которые не на «цепи», невероятные вещи делают:

«Пес-поводырь, который каждый день вместе со своим слепым хозяином Омаром Эдуардо Риверой отправлялся на службу во Всемирный Торговый Центр. 11 сентября 2001 года Дорадо дремал у ног Омара на 71 этаже центра. Когда произошел теракт, из-за паники, пожара и разрушений у слепого Омару не было возможности выбраться из здания, он уже смирился со своей участью, когда почувствовал, что пес намертво ухватился за его одежду и тянет к аварийному выходу. Омар полностью положился на четвероногого друга, и это спасло мужчину от гибели. Дорадо вывел его из здания целым и невредимым».

«Собачка по имени Кабанг в декабре 2011 года бросилась под колеса мотоцикла, который буквально летел на дочку хозяйки пса. Девочка не пострадала, а Кабанг получил страшнейшие травмы, однако, к счастью, ему удалось выжить. Лечение преданного друга проходило в одной из ветеринарных клиник Калифорнии в течение целых 7 месяцев. А по возвращении на родину Кабанга – на Филлипины, пса встречали как настоящего героя».

«Сико весит всего лишь 5 килограммов, но несмотря на свои небольшие размеры, песик преданно защитил маленькую внучку своей хозяйки, игравшую в песочнице, и попытался встать между девочкой и приближающейся к ней ядовитой змеей. Ребенок остался жив и невредим, а Сико едва не лишился глаза от укуса змеи, но благодаря во время сделанной операции, собачке удалось сохранить зрение»(примеры взяты из интернета).

Что значит «не на цепи»? Это значит, что жизнь запутывается с каждым годом, заповедей становится больше. Во времена Моисея их было 613. Каждое правительство еще по «613» каждый год утверждает. Но не все ситуации в жизни можно урегулировать заповедями без недостатков при этом. И эти «613» не являются константой в отличие от морального закона 10 заповедей, хотя и его понимание тоже развивается. Поэтому, надо ли привязываться к букве? По мере роста… Жизнь живая, а буква закона мертвая, в этом суть противоречия. Моя подруга говорит, что дух не может противоречить букве. Я говорю ей: «А ты бы сказала это Аврааму?»

Или другой пример… Вспоминает преподобный старец. Еще, будучи ребенком, он делал несколько попыток уехать на Святую Гору, в монастырь, но с печалью возвращался назад с полпути. Однажды, он в третий раз сел на корабль... На одной из остановок, на палубу поднялись монахи, он увидел их впервые. Один из монахов подозвал мальчика к себе:

-Куда едешь, чадо?- спросил он.
-На Святую Гору, - ответил мальчик.
-И зачем ты туда едешь?
Мальчик скрыл правду и сказал:
-Еду работать.
-Приезжай в Кавсокаливию, - говорит он. – Я живу там со своим братом в скиту, в пустыне. Приезжай, чадо, туда. Все вместе будем славить Христа.

-Послушай, чадо, не огорчайся тому, что я тебе скажу. На Святую Гору малолетних ребят не принимают. Ты мал, и таким запрещено давать разрешение на въезд.

Лицо мальчика выразило огорчение.

-Но не бойся, - говорит старец. – Мы немножко обманем, и Бог простит нас. Перед Богом это будет не ложью, а правдой, потому что ты любишь Христа, и хочешь поехать на Святую Гору служить Ему. Так вот, если кто тебя спросит: «Кто тебе этот старец?» - ты отвечай: «Это мой дядя». А я буду говорить, что ты – мой племянник, сын моей сестры. Сестра моя умерла, а сиротку я взял с собой».

Так старец и сделал. На очередной остановке и пересадке, солдаты досматривали пассажиров. Случилось, что старец замешкался с котомками, а солдаты, увидев ребенка, закинули его обратно на корабль, т.к. детям не положено по закону пересекать границу Святой Горы. Мальчик заплакал… А баркас с пассажирами и старцем уже отчалил, и тут спохватился старец и закричал:

-Стойте, верните ребенка, это мой ребенок!

Один из солдат говорит старцу:

-Отче, ребенка нельзя брать с собой.
-Я его возьму с собой – это мой племянничек, - отвечает ему старец. – Он – сирота, пропадет.

-Да, но меня накажут за то, что я пропустил ребенка.
-Не волнуйся. Оставь это мне. Скажу старцам, чтобы тебя не наказывали.

Затем, этот старец стал духовником мальчика. А мальчик этот, это Старец Порфирий (Евангел Баирактарис) — один из известных и почитаемых в мире подвижников благочестия XX века, канонизированный Константинопольским синодом.

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»(Иоан.14:15).

Все знают однозначно, какие?

Собака на «цепи» не способна на преданность, дом сторожить она, конечно, может, но я имею в виду уникальные случаи преданности. Может это даже собачья любовь?


Это ныне говорят, потому что в Библии так написано, что Иисус Христос соблюдал заповеди, а в Его бытность не все так считали и распяли Его. Вот вам соответствие буквы и духа. А может быть это не то соответствие, которому мы соответствуем?

Но не дай Бог соответствовать этой букве: «наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу»(Иоан.16:2).

А любовь, как известно, выше закона. Если любви нет, то надо руководствоваться заповедями. Это все же лучше, чем ничем не руководствоваться.


«Блаженны кроткие…» - сказала тетка Лидия, кураторша будущих служанок, и приставила электрошокер к лицу одной из женщин(к\ф «Рассказ служанки»).

Продолжение: "Три завета, эпилог" http://www.proza.ru/2017/09/09/776

Фото из интернета.