Возмездие. 2. Спустя годы

Валерий Русаловский
            Ничего не утверждаю безапелляционно, а исследую лишь факты для того, чтобы каждому было понятно, что развязывание войны - это самое большое преступление перед человечеством, а её пропаганда и поддержка, совершённая в любой форме, должны строго пресекаться. 
            Об этом важно сказать именно сегодня, так как в условиях дефицита здравого смысла - это неумолимо движет к конфронтации с другими странами, а следовательно к войне.


                ВОЗМЕЗДИЕ

2. Спустя годы.

Не скрою, что каждый год с трепетом жду светлого Дня  Победы,  однако не испытываю больше радости, как прежде, а только боль и разочарование. Как-то не вяжется та действительность, что окружает нас, с подвигом отцов и дедов. Нет во всём этом искренности и святости, а только навязанный сценарий постановочного сюжета, некая обязаловка, отметить событие и забыть обо всём до следующего года.

Говорю об этом не случайно, так как знаю это не понаслышке. Ведь сегодня много пишут о героях войны и бессмертном подвиге нашего народа, но, к сожалению, нынешнего читателя это мало интересует. Ему по душе «ментовские войны», фэнтази и прочая белиберда, не имеющая ничего общего с тем, что формирует позитивное отношение к обществу и стране в целом.

Более того, на этих позициях также стоят чиновники и делают всё это открыто, создавая условия для деморализации подрастающего поколения. Но, а на праздничных мероприятиях, они, конечно, произносят громкие речи и машут российскими флажками, демонстрируя свой показушный патриотизм.

Другая каста избранных - это продюсеры, кинорежиссёры, книгоиздатели, народные депутаты, которые тоже отворачивают свои лица, когда речь заходит о  событиях военного времени. Словно, это и не наша история, а то, что мы видим на экранах телевизоров, мало похоже сегодня на правду.

И ещё один пример, который характеризирует нынешнее положение дел в этой сфере. Даже в год 70-летия Победы, конкурсная комиссия, созданная Министерством культуры Калининградской области, сочла, что  литературные произведения о подвиге народа в годы войны не являются актуальными!? Это в том регионе, где каждая пядь земли полита кровью советских солдат.

 И это не единичный случай в практике нынешних чиновников. Историческая тема нынче не в моде, особенно там, где речь идёт о правдивом её освещении. Деятельность Министерства культуры России в этой области, так же носит неопределённый характер, приветствуя полуправду.

Всё это вместе вызывает тревогу и недоумение. Причина понятна, там, где стоит вопрос о финансировании проектов, проявляет свой лик коррупция, поразившая практически все структуры российской власти. И ей нету дела до нашей истории, победах и поражениях.

Она совершает повсеместно свои «подвиги»,  разоряя страну, прививая людям «агрессивный патриотизм», а это как раз то, что в условиях дефицита здравого смысла неумолимо движет к конфронтации с другими странами и народами. Но именно таким беспринципным способом коррупция пытается отвлечь народ от насущных проблем, порождённых её же деяниями.

Здесь было бы естественным при организации значимых мероприятий к победным салютам, сказать всю правду о самой войне, а не лукавить, подбирая лишь благозвучные слова и факты по этому поводу.

Так как, в основе этой правды будет непременно лежать бессмертный  подвиг нашего народа с одной стороны, а с другой преступная деятельность коммунистического режима, приведшего страну к этой трагедии. Никакая боль и скорбь, не закроет эту страницу нашей истории. Она будет всегда открыта,  так как преступлениям Сталинского режима нет оправдания, в том числе и в военные годы, когда они достигли своего апогея, где всё можно было списать на войну.

И прежде чем говорить «Мы можем повторить!» и  славить Сталина, надо вспомнить о десятках миллионов погибших, которые стали ценой этой Победы.  Большая часть из них - это гражданское население: дети, женщины, старики и инвалиды. Это те, кого не смогли защитить и бросили на произвол судьбы на оккупированных территориях. Их уже никогда не вспомнят поимённо, и они не будут увековечены на Мемориалах, а это ведь тоже граждане нашей страны, которые верили в нерушимость границ и  гениальность пролетарских вождей.

Всевозможные мифы о том, что мы не знали, не ждали, и не были готовы к войне, звучат неубедительно! Налицо явные просчёты военно-политического руководства СССР, приведшие страну к катастрофе и, об этом говорят многочисленные факты.
 
Так, непосредственно на западных границах, в момент вторжения Германии, СССР буквально во всем превосходил неприятеля. Перевес в советских танках и самоходных артиллерийских установках был почти в 4 раза, самолётов - более чем в 2 раза, артиллерийских установок и миномётов - в 1,5 раза.
 
Стратегические резервы Красной Армии явно превосходили Германские почти в 2 раза, а в танковых соединениях общего резерва  - в 8 раз. Более того, на вооружении у советских танкистов были более современные и мощные машины, типа Т-34 и КВ. Общее их количество составляло почти половину всего танкового парка немецкой армии. Подобных боевых машин у Вермахта к тому времени ещё не было.

Тем не менее, к декабрю 1941 года Красная Армия была практически разбита, оборону уже обеспечивали подошедшие резервы с Дальнего Востока и бойцы из гражданского призыва.
Всего за пять месяцев войны Красная Армия потеряла:
- Самолётов всех типов – 18 тысяч.
- Танков и самоходных орудий – 25 тысяч.
- Артиллерийских орудий и миномётов – более 100 тысяч.
- В плену оказались – 3 миллиона 800 тысяч красноармейцев.
- В числе погибших значилось – 2 миллиона 200 тысяч военнослужащих.

Растворились в неразберихе или дезертировали с фронта сотни тысяч  бойцов Красной армии, а точнее более миллиона, как утверждают исследователи.  Конечно, верить в эту цифру не хочется, даже, если она на все сто процентов правдива. 

Вывод напрашивается сам собой. Основная причина неудач в первые месяцы войны состояла в отсутствии надлежащего управления войсками и неспособности военно-политического руководства страны разумно распорядиться имеющимся мощным, по тому времени, военным потенциалом.

Всё остальное уже относится к частностям, которые так же упирались в ненадлежащую организацию всего процесса подготовки к обороне страны и возможности дать решительный отпор врагу.

К сожалению, эти явления сопровождали Красную Армию в ходе всей военной компании. Цена побед на фронтах уже не имела принципиального значения. Воевали числом, нежели умением, закрывая бреши в обороне  и просчёты командования бесконечным людским потоком, идущим из тыла в бездонный фронт. Вот только жаль, что эта цена  обернулась миллионами солдатских жизней.

Приведу лишь один пример из воспоминаний выдающегося советского и российского писателя – фронтовика, Виктора Астафьева. Осенью 1943 года, развивая успех на Курской дуге, соединению, в котором служил писатель, предстояло форсировать Днепр. Сходу, без передышки и должной подготовки, используя только подручные средства, началась эта авральная переправа.

Результат был вполне предсказуемым: из 25-ти тысяч человек выплыло на другой берег лишь 3600. Астафьеву удалось преодолеть реку и вступить в бой. Только на Днепре, как утверждает ветеран, Красная Армия потеряла 300 тысяч бойцов!? А сколько за войну было таких переправ, плацдармов и безымянных высот!?

На сколько будет точен старый солдат уже никто не скажет, но, тем не менее, есть официальные данные, которые свидетельствуют о том, что в битве за Днепр советские войска потеряли  417323 человека, санитарные потери, вместе с пропавшими без вести, составили 1 269 841 бойцов Красной Армии. Безусловно, это была самая кровавая битва в истории прошедшей войны.

Конечно, о людских потерях надо говорить отдельно, однако это самая трудная задача, так как истинная правда о них утаивается до сих пор. Неслучайно в послевоенный период Сталин запретил проводить перепись населения страны, чтобы не очернять Победу и не оголять преступления  режима.

Хотя сразу после войны начался новый виток репрессий, под его каток  уже попадут фронтовики, в том числе, и боевые генералы с маршалами побед.  Несмотря на то, что смертная казнь была отменена в мае 1947 года, однако,  якобы «по просьбе трудящихся»,  расстрелы продолжились до самой смерти Сталина. Именно так, «идя навстречу народу», представляли тогда всенародную поддержку решений верховной власти.

Ну а перепись населения всё же будет произведена, когда улягутся страсти о войне и притупится боль утрат и это произойдёт только в 1959 году!?

Зато перед войной, в 1939 году, чтобы определиться с мобилизационными ресурсами, власть сумела организовать и успешно провести  подобную акцию. И делалось это не случайно, полным ходом шла подготовка к боевым действиям, «малой кровью на чужой территории». В этом же году численность Красной Армии увеличилась сразу на 800 тысяч человек и составила 1,9 млн. военнослужащих, а уже в 1940-м под ружьём стояло 3,6 млн. человек, ну, а к лету 1941 года - более 5 млн. человек.

Теперь о самом больном – численности потерь. Однозначно утверждать о них было бы не верно. Поэтому стоит лишь сказать о том, что говорят официальные источники, называя каждый раз новые цифры, а так же историки, политики и просто те, кто об этом пишет.

Современный писатель-историк Марк Солонин утверждает, что общая численность  потерь в ходе войны из числа военнослужащих и гражданского населения составила 18 млн. человек. В свою очередь Сталин, сразу после войны, назвал цифру общих потерь в 7 млн. человек. Никита Хрущёв сказал уже о 20 миллионах погибших. А в начале девяностых официально озвучивалась другая цифра потерь - 27 млн. человек.

В 2017 году, депутат государственной Думы, Николай Земцов, в ходе парламентских слушаний, ссылаясь на данные Госплана СССР, заявил уже о 42 миллионах погибших в годы войны.

Ещё задолго до депутата, вышеупомянутый писатель-фронтовик, Виктор Астафьев, утверждал, что наши потери в Великой Отечественной войне составляют: 40-50 миллионов, а потери в тылу превышают потери на фронте и равны 26-ти миллионам человек. И это тогда воспринималось, не много не мало, а как навет на наше героическое прошлое.

Наверное, святости ради и вечной памяти погибших, нельзя соразмерять победы с жертвами. Разве только в том случае, когда оценивается талант полководца или определяется вклад верховного правителя в обороноспособность страны. В любом случае это сводится к   умению защитить людей от любых посягательств на их жизнь. Чем качественнее эта работа, тем меньше жертв, и наоборот, бездарность и безответственность ведут к большим потерям.

И всё же. Был опыт, было достаточно вооружения. Была обученная многомиллионная армия. Почему тогда понесли такие жертвы и отступали  до самой Москвы? Правдивого ответа из официальных источников ещё не прозвучало. Есть только одно: «Мы победили!». Справедливо! Но, как не крути, вопрос всё равно остаётся открытым: «Почему такой кровью и с такими потерями?»

Какой бы она не была горькой эта правда, её всё же надо сказать российскому народу, чтобы подобная трагедия не повторилась вновь. Тогда уже никто не смог бы глумиться над светлой памятью погибших в лихую годину нашей истории. И, если каждому из них, нельзя сегодня поставить памятник, то помнить о них обязательно надо!


                Продолжение следует…