Мои воспоминания, 3. Свекровь

Александра Клюкина
10 августа 1974 года я вышла замуж за емецкого парня Валентина Клюкина,
 в большую многодетную семью. Если я была единственным ребёнком в семье, то
мой муж был первым из девяти детей, тяжело ему пришлось в
детстве. Вот уже пять лет, как нет на свете моей свекрови, мамы
мужа. Свекровь – это же «вся кровь». Есть такое старинное пове-
рье, что сноха должна быть похожа на свекровь, тогда и семья бу-
дет крепкой. А у нас? Отметили мы с мужем в 2014 году «руби-
новую» свадьбу, сорок лет. Со свекровью мы были похожи: одно-
го роста, телосложения, обе черноволосые, не лишены чувства
юмора…
Моя свекровь, Тамара Васильевна Клюкина, родилась в дерев-
не Рипалово бывшего Емецкого района. В семье было четверо де-
тей. В 1943 году отец погиб на фронте, младшему Гене было все-
го два года. В военное время людей в деревне не хватало, поэто-
му маме после окончания четвёртого класса пришлось работать в
колхозе. С тринадцати лет детей отправляли на работу в лес и на
сплав леса. Возили дрова, затем работала на рубке леса. Валенок
не было, ходили по лесу в ботинках, естественно, с мокрыми но-
гами. В 1947 году переехали в Емецк, мама стала работать телят-
ницей в Емецкой сельхозартели, а зимой в лесу. В 1950 году вы-
шла замуж. Муж Георгий Александрович работал в милиции.

Где только не пришлось потрудиться маме! Двенадцать лет она ра-
ботала дояркой в колхозе, восемь лет в Емецкой запани, прачкой
в детских яслях, а затем рабочей кожевенного склада. Когда на-
чалась Великая Отечественная война, маме было всего двенад-
цать лет. Мы преклоняемся перед ней и другими подростками – за
их стойкость, самоотверженность, за их беззаветный труд на бла-
го Родины! Мама награждена двумя медалями: «За доблестный
труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и юби-
лейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг.», она – ветеран ВОВ и ветеран труда. Вместе с му-
жем они воспитали девятерых детей (один сын трагически погиб
в семнадцать лет, и ещё одного нет в живых четыре года). В их се-
мье сейчас пятеро сыновей и две дочери, дети все получили обра-
зование: «Каждый в жизни дорогу нашёл, не свернул, не сбился
с пути». Два сына – военнослужащие (в звании подполковников),
есть и мастер, и механик, шофёр и тракторист, бухгалтер и медсе-
стра. В Емецке все знают трудолюбивые семьи их детей. У мамы
уже двадцать четыре внука и восемнадцать правнуков. Она на-
граждена двумя медалями материнства, I и II степени, и тремя ор-
денами «Материнская слава»: I-II-III степеней. Я удивляюсь, как
мама успевала всё делать: и шить, и вязать, и печь вкусные пиро-
ги – с такой большой семьёй, да ещё и общественной работой за-
ниматься (она была избрана депутатом местного совета). Здесь
надо отдать должное и двум бабушкам Аннам, помогавшим нян-
чить детей.

 По плечу маме и мужская работа, может и на крышу
залезть – дымоход перекласть, и сажу почистить, и под в печке,
и кирпич сделать. Есть женщины в русских селеньях! Очень лю-
бит мама ходить в лес, собирать грибы, ягоды. Сейчас вот подо-
рвалось здоровье, замучила бронхиальная астма, но она не пада-
ет духом. Чуть полегчало – и опять за работу! Вот в такой заме-
чательной семье появился на свет человек, который стал самым
близким для меня. Нет у меня ни братьев, ни сестёр, и я рада, что
Бог послал мне столько родни. Мне нравятся их взаимоотноше-
ния, братья и сёстры очень дружны и всегда готовы прийти на по-
мощь друг другу. Со свекровью мы не ругивались, а выражение:
«лучше деверя четыре, чем одна золовушка» – тоже не для меня.
Давно не горит свет в моём родительском доме в Рато-Наволоке,
поэтому мне хочется пожелать маме-свекрови крепкого здоровья,
материнского счастья, жить долго на радость всем детям, внукам,
правнукам, чтобы как можно дольше горел огонёк в родитель-
ском доме в деревне Шильцево.

Давно я написала о маме – 7 апреля 2011 года её не стало…
Жаль, что не довелось ей пожить в новой благоустроенной квар-
тире, которую государство выделило её мужу, участнику Вели-
кой Отечественной войны. 15 декабря 2013 года Георгий Алек-
сандрович также ушёл из жизни.