Параскева, нареченная Пятницею

Алиса Лемешко
Память Святой великомученице  Параскева, нареченная Пятницею
отмечается 28 октября/10 ноября.


                Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.                Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: «Святая Параскева, нареченная Пятница». Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях дьявольского наваждения. Она охраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считается покровительницей воды, ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу. Даже сейчас еще ставят икону Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Иконы святой Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистами и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих губерниях в день памяти святой Параскевы крестьяне приносили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу. В связи с этим обычаем находится и само название святой Параскевы Льняницею. В честь святой Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в надежде исцеления от головной боли. Во многих местах  по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день святой Параскевы за большой грех.
               В Малороссии крестьяне рассказывали, что в пятницу ходит по селам святая Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. Здесь в старину даже соблюдался особенный обряд, который обыкновенно совершался в честь святой Пятницы. Духовный Регламент замечает, что в Малороссии, в полку Стародубском, «водят женку простоволосу, под именем Пятницы, а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ и дары с упованием некия пользы». На Руси в честь святой Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, которые назывались обыкновенно временными, именно: 1-я пятница - в первую неделю Великого Поста,
2-я - пред Благовещением,
3-я - на Вербной неделе,
4-я - пред Вознесением,
5-я - пред Троицыным днем,
6-я - пред Рождеством Иоанна Предтечи,
7-я - пред Ильею Пророком,
8-я - пред Успением,
9-я - пред архангелом Михаилом,
10-я - пред Кузьмою-Демьяном,
11-я - пред Рождеством Христовым,
12-я - пред Богоявлением.
         Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например пятница Благовещенская, пятница Успенская. Ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из ветхозаветной истории, как, например, о 1-й пятнице было сказано, что «в первый пяток месяца мартия Адам преступил заповедь Божию, и изгнан бысть из рая». Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: «Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти». Кроме того, в былое время также уважались так называемые обетные Пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать.
Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять:
1-я - Обжорная (на 3-й неделе Великого поста),
2-я - Страстная,
3-я - Спасовая,
4-я - Временная,
5-я - Разгульная,
6-я - Молебная,
7-я - Кающаяся,
8-я - Праздничная 
9-я - Девятая пятница.
       Какое значение придавали наши предки обетным пятницам, особенно, например, во время засухи, неурожая, падежа скота, появления червей, можно видеть из свидетельства наших древних памятников. Так, известно, что с целью празднования обетных пятниц в XVI в. писались заповедные записки; например, в 1590 году  крестьяне Товренской обл. «сговорились промеж собою и учинили заповедь на три года, чтобы в пятницу ни толчи, не молотити, ни камения жещи, а кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги».
               Еще в честь святой  Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Более того, все 52 пятницы, как в древности, так и вплоть до XIX в., считались очень важны. В Малороссии, например, крестьяне держались того убеждения, что во всякую пятницу грешно работать и есть скоромное. В честь святой  Параскевы Пятницы в древнее время на перекрестках дорог ставили особенного рода столбы с изображениями святой  Пятницы, которые и назывались ее именем. Памятники эти по своему значению были похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными и таинственными местами. Возле них древнерусский люд обыкновенно праздновал счастливую встречу с другом, отцом, сыном, тут же происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь. У этих же пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов.
                Народные представления о Параскеве Пятнице совершенно очевидно являлись результатом смешения древних языческих культов главного женского божества Мокоши с почитанием великой христианской святой. При этом святой  Параскеве стали приписывать свойства и качества ранее почитаемой Мокоши. Черты грозного и благодетельного языческого божества накладывались на образ смиренной священномученицы.
                Первоначальный образ языческого божества Мокоши был унаследован «земледельческой Богоматерью – Пятницей» и соединил в себе черты христианских святых, считавшихся покровительницами женщин. Так, с Параскевой Пятницей - Богородицей слился образ преподобной Параскевы (14/27 октября) - Параскевы Грязнихи, получившей свое название в народе от грязи на дорогах в середине октября («На Грязнуху не бывает сухо»,  «На грязнуху большая грязь - четыре седмицы до зимы»,  «Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь»), образ Анастасии Узорешительницы (22 декабря / 4 января); св. Екатерины (24 ноября / 7 декабря); Варвары (4/21 декабря); день зачатия св. Анны (9 / 22 декабря). Все они считались покровительницами беременных женщин, им молились «ходящие на сносях", чтобы "роды были легкие», «от трудного рождения жен»; к Варваре обращались – «Варвара, Христова мученица, распростай, Господи»; день св. Анны считался обетным праздником беременных. К образу Богоматери - Пятницы можно отнести праздники иконы осенней Казанской Богоматери (22 октября /4 ноября) и Введение Богородицы во храм (21 ноября / 4 декабря).
             Кроме функции покровительницы браков и Доли Параскева Пятница считалась покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, прядения, а также прях, здесь она тоже заимствовала себе дело Мокоши, прядущей по ночам в избе; по поверьям, не разрешалось оставлять кудель открытой, а «то Мокша опрядет». Отсюда и название св. Параскевы Льняницею. («На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лен», «Мни и толки льны с Грязнихи»). Параскеве Пятнице приносилась жертва - в колодец бросали кудель; назывался обряд «мокрида», который также как и имя Мокоши, имел общий корень со словами «мокрый», «мокнуть» или «mokus» - прядение. В канун Параскевы-Льняницы приготовляли обтрепанную первину льна, которую посвящали этой угоднице. Приносили для освящения в церковь, затем прикрепляли к образу святой Параскевы. В этот день устраивались «льняные смотрины» - женщины выносили вытрепанный лен-первак на улицу, демонстрировали друг другу, хвалясь своей работой. Девушки стремились показать свое «льняное искусство» парням и будущим свекровям.
                В народном сознании Параскева Пятница виделась и как добрая заступница и как грозное карающее божество, поэтому старались не прогневать ее и относились с должным почтением. Существовало поверье, что святая Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и смотрит за жизнью людей, как соблюдаются обычаи и запреты. Некоторых подвергает наказанию, а иных награждает и милует. Так, в одной из легенд, человек встретил в пути Параскеву Пятницу и угостил ее, а она посулила ему «богатую девушку-сиротку и сто лет веку». Далее говорится о том, что человек дважды просил Параскеву продлить ему срок жизни, так как умирать ему не хотелось. По прошествии третьей сотни лет, ему надоело жить, он состарился – «по всему телу мох вырос» и он согласился на смерть. Параскева, рассердившись на такое поведение мужика, сначала показала ему два хороших места, где он остался бы после смерти, если бы умер раньше, затем привела старика в третье место, открыла дверь и толкнула его прямо в ад, проговорив: «…в триста-то лет ты столько согрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?»
                Против этих суеверных представлений не могла не выступить Православная Церковь. В Стоглаве все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались «богомерзкими, прельщениями бесовскими». Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Само сказание об известных 12 пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим сказаниям. Что касается происхождения древне народного верования в Параскеву Пятницу как покровительницу торговли, то оно легко могло получить свое начало оттого, что в старину день пятницы служил торговым днем для сельских хозяев. Торговые пятницы особенно крепко держались в западной и отчасти южной России. А что касается так называемых пятниц-часовен, которые ставились в старину на Руси в честь Параскевы Пятницы, можно предположить, что они явились взамен некоторых дохристианских памятников. Именно в древнее время у нас на распутиях ставились столбы, чурбаны, истесанные болваны, мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, ни пеший не проходил без какой-либо жертвы. С введением христианства обычай ставить эти чурбаны, естественно, не мог оставаться долее, и потому наши предки старались заменить их подходящими сюда часовнями и столбами, в которых и ставилось изображение Параскевы Пятницы, покровительницы полей и плодородия.
                В народе сложилось двоякое отношение к пятнице. Во-первых, как к несчастливому дню, любое дело в пятницу не принесет удачи. Все начатое в пятницу не будет спориться, будет «пятиться». Курицу на яйца не сажают, так как цыплята жить не будут, из ребенка, зачатого в этот день, «выйдет детище недоброе».  Во-вторых, как к легкому дню, освященному постом и молитвами.



                Алиса Лемешко