Ясновидящий

Владимир Цвиркун
   Николай Николаевич Широков подошёл к невысокому очень оригинальному забору, потянул на себя калитку. Она не открылась. Тогда  он толкнул её  от себя –  результат был тот же. Озадаченный гость повертел головой, ища какую-нибудь скрытую от глаз хитроумную задвижку. Сколько ни приглядывался  – ничего не нашёл.
   Мужчина чертыхнулся, и хотел  было уже уходить, как вдруг  калитка сама открылась внутрь, как бы приглашая войти. Оказавшись во дворе, Широков оглянулся, и в этот момент, неподатливая всего несколько секунд назад воротная дверь, захлопнулась.  Он снова покрутил головой, ища в этом неожиданном представлении тайные рычаги. Но, осознав, что самому не справиться с этой головоломкой, медленно побрёл к дому.
   Вдруг из дома, навстречу ему, выскочила женщина. Заплаканная, с фотографией в руке она проскочила мимо  Широкова, не обратив на него никого внимания. Вслед за ней появился хозяин – Лука Васильевич. Он улыбнулся, как смог  раскинул в стороны руки и произнёс:
   – Сколько лет, сколько зим. Какими судьбами, Николай Николаевич?
   – Вот решил навестить старого  товарища. Выдались несколько свободных деньков.
   Поздоровались. Обнялись.
   – Первый посвящаю тебе, Лука Васильевич.
   – Спасибо, спасибо, что не забыл меня. Зайдём в дом или во дворе у яблоньки посидим?
   – Давай на свежем воздухе. Погода так и подсказывает...
   – Налей и выпей? Угадал?
   – Не скрою. За рюмкой оно как-то лучше разговаривать. Мысли, как ручеек, льются.
   – И я того же мнения. Проходи к столику, остынь немного с дороги, оглядись.
   – Я тоже, Лука Васильевич, не с пустыми руками. На, возьми.
   – Мы сначала, Николай Николаевич, попробуем мою настойку на рябине, а потом уж твою городскую.
   – Не против.
   – Помню, помню приятную горечь твоей рябинки.
   – Я быстренько в дом, а ты стели скатерть. Да не осматривайся, бери газету - будет скатерть.
   Через несколько минут на столике под яблоней, с которой свисали спелые краснобокие плоды, появилась пузатая бутылка с красноватым напитком. К ней хозяин принёс белые грибочки, заправленные  местным ароматным подсолнечным маслом, укропом и чесноком. Хлеб, жареная курица, помидоры, перец  дополняли  разнообразие еды. Знаменитые рюмочки с ручками и соль Лука Васильевич принёс отдельно.
   – Со свиданьицем, уважаемый, – произнёс хозяин.
  – Со встречей, – ответил гость.
   Выпили по одной, второй, третьей. Лука Васильевич вытащил из кармана кисет с табаком.
   Скрутили цигарки. Николай Николаевич – сигарету  самокрутку, а Лука Васильевич по обыкновению, - козью ножку. Прикурили. Запыхтели. Затянулись.
   – Про болячки говорить не будем, – начал разговор Николай Николаевич.
   – Не будем, – согласился Лука Васильевич. – Сколько  о них ни говори – их меньше не будет.
   – А почему женщина  выбежала от тебя такая расстроенная? – неожиданно спросил гость.
   – Понимаешь, Николай Николаевич, сын у неё пропал. Уехал в город и вот уже месяц никаких вестей.
   – А ты тут причём, Лука Васильевич?
   – Как тебе сказать  попроще. С некоторых пор я стал, как бы, ясновидящим.
   – Что ты говоришь?  Неужели…
   – А ты заметил, что тебе не открылась калитка?
   – Я ещё посетовал, мол, раньше она открывалась свободно, а тут вдруг на тебе  закапризничала.
   – Это я ей послал приказ.
   – Как послал?
   – Представь, мысленно. И она меня послушалась.
   – Да ты, Лука Васильевич, сказки-то мне не рассказывай. Я же не ребёнок.
   – Это, дорогой друг, вовсе не сказка, а быль.
   – Вот дела, а как же…
   – А произошло это так. Полез в погреб за картошкой. На середине лестницы у меня закружилась голова, и я, видимо, упал на земляной пол. Сколько  пролежал не помню. Когда очнулся, в голове - шум непонятный. Кое-как вылез из погреба, и ноги сами понесли меня домой прямо под образ Николая Чудотворца. Эта икона мне от матери с отцом осталась. Раньше я не молился, а тут осенил себя крестом и прочёл молитву «Отче наш». После поклонился трижды и посмотрел на образ. Вижу, что над головой  Николая Чудотворца сияет, как бы, небольшая радуга. Протёр глаза и снова трижды перекрестился.  Голова перестала болеть, по телу растеклась  какая-то сладкая  истома. Мне стало так хорошо, как никогда,  и потянуло в сон.
   Проснулся рано утром и вышел со двора. Как раз в это время люди провожали своих коров в стадо. Мимо прошла продавщица Клавка со своей «Петрушкой». Глянул на корову и меня осенило. Говорю Клавке, мол, не гоняй сегодня в стадо, она  отелится.  А Клавка мне в ответ: «Рано ей ещё». Потом днём за ней прибегали, чтобы она забрала телёнка с коровой из стада. С тех пор всё и началось…
   Николай Николаевич посмотрел в глаза другу  детства. И вдруг почувствовал  в них огромную силу, чего раньше не замечал. Взгляд пронзил гостя насквозь, и тот почувствовал, что не может пошевелить  своим телом. Лука Васильевич отвёл взгляд, и организм  обмяк.
   – Однако ж,  Лука Васильевич, я ощутил силу твоего взгляда.
   – Лучше это дать понять молча, чем доказывать на словах.
   – И как же ты теперь?
   – А так, хоть на улицу не выходи. В каждом вижу изъяны, но, как могу, помогаю людям.
   – Трудно, наверное, тебе, Лука Васильевич? Нелегко нести эту ношу.
   – И трудно, и легко. Легко, потому что могу помочь людям.  Трудно от того, что к концу дня начинает болеть голова от пережитого.
   – Лука Васильевич, а как ты это видишь? Можешь объяснить просто.
   – Болезнь вижу в виде чёрных пятен: где в организме  непорядок, там – чёрное пятно, где  всё нормально – белое. А в судьбах людских, где горе - там перед собой вижу картинку. По ней и говорю, что и как  делать.
   – Само по себе это, конечно,  не придёт, Лука Васильевич. Силой своего только разума этого не приобретёшь. Думаю, в твоём случае Бог наделил  тебя этим даром ясновидения. И эта ноша, чувствую, нелегка. Так?
   – Ты прав. Скрывать не  буду. Без этого мне жилось легче. А сейчас я, вроде, как на службе у Господа Бога. И его волю должен нести сполна и до конца.
   Друзья детства за разговором и не заметили, как подкрался тёплый августовский вечер. Лука Васильевич сходил домой и принёс ещё одну ёмкость  рябиновой настойки. А к ней – малосольные огурцы, картошку  в «мундирах» и первый арбуз. Толстая свеча в гранёном стакане символизировала их тёплую дружбу и привязанность. Хозяин зажёг её и внимательно посмотрел на ровный пирамидальный огонь. Это короткое оцепенение, которое захватило и Николая Николаевича, длилось недолго. Оно напоминало об ушедших близких им людях. И кое-что ещё. Через время Лука Васильевич, улыбаясь, сказал:
   – А что же ты, друг мой разлюбезный, не хвалишься своей обновкой.
   – Какой обновкой? Я вроде ничего не покупал. Что ты имеешь в виду?
   – Подумай, что у тебя произошло такого, о чём ты мечтал всю жизнь?
   – А-а-а, – потянул Николай Николаевич. – Ты и это видишь?
   – Я увидел в тёплом огоньке свечи книгу. Что же ты скрываешь от друга, что стал писателем?
   – Да, какой я писатель. Так. Для себя что ли. Думал, когда буду уходить. Ну, понимаешь.
   – Ладно, доставай свою  зелёную книжку.
   – Ты и цвет обложки видишь?
   – Ой, Николай Николаевич, я много чего вижу, только не всё говорю.
   – Так и быть, я разоблачён. Достаю, достаю книгу и бутылочку, чтобы обмыть первенца. Вот с надписью дарю тебе свой прожект от чистого сердца.
   – А о нашем детстве написал?
   – Прочтёшь, тогда изложишь свои соображения.
   – Ты думаешь, что я и критик от Бога?
   – Думаю.
   – Нет, Николай Николаевич, литературный труд – это особый дар. Таким промыслом Бог одаривает не каждого. И эта ноша тоже нелегка. Сколько мыслей, характеров, людских поступков надо пропустить сначала через себя, а потом внятно изложить на бумаге, чтобы всякому стало  понятно, о чём идёт речь.
   – И здесь ты прав. А говоришь не критик.  Ишь, как верно изложил мысль.
   – Интуиция подсказывает мне, Николай Николаевич, что на этой книге ты не остановишься.
   – Мне возразить нечего.  Готовлю вторую книгу к изданию. Издам – привезу.
   Глубокая ночь с лунной подсветкой пригласила домой собачку Гаврика  и кошку Шуру. Они осторожно подошли к столу, прислушиваясь к голосам. Не почувствовав угрозы, питомцы дома легли у ног хозяина, терпеливо дожидаясь угощения.
   – Пришли мои друзья малые.  Нате вам и косточек, и немного мяса. Давайте я вас поглажу за службу сегодняшнюю и предстоящую.
 – Хорошо у тебя, Лука Васильевич. Прямо рай деревенский. Мне во сне иногда снятся и речка  Улыбыш, и графские развалины, куда мы бегали за клубникой и малиной, и церковь порушенная, где играли в войну. Да, течёт время. А не собираются ли восстановить церковь?
   – Вроде бы зашевелились. Я за свой промысел денег с людей не беру, но некоторые  обижаются, что отказываюсь от благодарности, вот и собирается у меня небольшой капитал. Я его на церковь отдам. А насчёт того, что в деревне хорошо, ты прав. А ты приезжай ко мне погостить. Может, здесь и книга станет писаться лучше. А? 
   – Дело говоришь, Лука Васильевич. Приеду, обязательно приеду.
   Луна зашла за тучку.  Два друга одновременно подняли головы, однако каждый подумал о своём, но главное - с добром.
   Когда Николай Николаевич умостился на ночлег, то заметил, что его друг молится. Отдельные слова доносились до слуха.  Среди них услышал и своё имя.
   Оба поднялись утром рано. Но, как оказалось, Лука Васильевич встал раньше друга. На столе уже лежала стопка блинчиков, а на  сковородке – румяный лучок. Пахло маслом,  почему-то жмыхом, который в  голодуху  ели. Пахло детством. Вот за этим ощущением и приезжал городской гость в деревню.
   Позавтракали. Поговорили. Закурили. Присели на дорожку.
 Николай Николаевич с авоськой колких молоденьких огурцов, ароматных яблок и большим арбузом  подошёл к калитке и хотел протянуть руку к ней, но  она сама открылась, отпуская дорогого гостя в добрый путь.