Мастер натюрморта Луис Мелендес

Алина Алексеева-Маркезин
 Луис Мелендес.Натюрморт с грушами и дыней.Museum of Fine Arts, Boston


              Солнечная и знойная Испания дала миру не только знаменитых портретистов. Среди мастеров натюрморта выделяется испанский художник середины XVIII века Луис Мелендес. Созданные им жанровые полотна впечатляют реализмом изображения и виртуозным владением кистью.

        Но, как это часто случается в художественной среде, полной оценки живописный дар мастера не был оценен как следует при его жизни. Итогом стали постоянно преследовавшие Мелендеса бедность и невостребованность. Можно сказать, что при жизни художник не нашел того признания, которого он заслуживал. В наши дни большинство из сохранившихся полотен мастера хранятся в одном из известнейших и популярных музеев Испании — Прадо.

   Талантливый художник родился в 1716 году в Неаполе. Его семья имела непосредственное отношение к миру искусства, поэтому живопись, как говорится, была у мальчика в крови. Его отец был художником по миниатюрам, а родной дядя, брат отца — портретистом.

           Последнему повезло больше в плане карьеры — он стал придворным художником и жил в столице страны, в Мадриде. Отец же будущего мастера переселился в Неаполь, бывший тогда частью испанских территорий. Там он нашел свою любовь, в этом городе и родился Луис, но еще в младенчестве он с родителями вернулся на родину.

             Поначалу мальчик учился живописи у своего отца, а затем попал в мастерскую к ван Лоо, который был тогда очень популярен. Неудивительно, что в начале своей художественной карьеры работы Мелендеса испытывали сильное влияние стиля ван Лоо, ведь он много лет копировал его работы для представителей знати и придворных.

          С открытием мадридской Королевской академии искусств Сан-Фернандо и учитель, и его талантливый ученик попали в руководящие органы этого учебного заведения. Специализация Мелендеса на натюрмортах не считалась у испанских художников столь «низким» жанром, как это было тогда принято у французов. Хотя мастер и предпочитал писать «неживую природу», у него был отменный вкус и несомненный дар портретиста. Об этом можно судить по созданному им автопортрету с карандашным рисунком в руках.

   На этом полотне запечатлен молодой человек с выразительной южной внешностью и горделивой осанкой, с прекрасными черными глазами, в простом, но изящном и утонченном костюме. Белоснежная рубашка и жилет превосходно оттеняют темный атласный костюм и делают портрет ярким и выразительным.

   Но пора процветания быстро закончилась, когда из-за распрей в академии ее стены покинул сначала отец, а затем и сын Мелендес. С этой поры финансово оба были очень ограничены.

   Четыре года Луис провел в Италии, где занимался восстановлением погибших при пожаре рукописей.

   Затем художник вернулся на родину, где и создал натюрморты, которые обессмертили его имя. Именно они сейчас находятся в музее Прадо. Но материально они никак не обогатили мастера. Отсутствие богатого покровителя привело к тому, что до конца своей жизни талантливый живописец жил достаточно бедно.

   Скончался художник в 1780 году в Мадриде.