Об единой России

Друг Народа
      Я уже высказывался по поводу отношений России с другими странами. По моему мнению, эти отношения трудно признать хорошими. Может быть, никто специально их не портил, может так получилось под воздействием цепочки случайностей. Нельзя исключать и происки врагов, которые не только исторически враждебно настроены против России, но и всегда ищут возможность испортить ее отношения с соседними странами. Но как бы не складывались отношения  любой страны с другими, главным приоритетом для нее являются ее внутренние отношения, положение дел внутри самой страны. Поэтому сегодня речь не о международных отношениях, сегодня речь о внутренних отношениях  в российском обществе. 
      
Внутренние отношения в стране многоаспектны. Они охватывают экономические, социальные, культурные, политические взаимодействия между различными группами общества. При этом, следует различать, что все эти отношения существенно отличаются в зависимости от этнического состава страны. Одно дело, когда страна является моноэтническим, другое дело, когда она является полиэтническим. В последнем случае все отношения в стране, которые и сами по себе всегда проблематичны, дополнительно усугубляются межэтническим фактором. Поэтому внутренняя политика в политэтническом государстве, всегда должна выстраиваться с учетом согласования интересов различных народов, входящих в состав  этой страны. Любой перекос, любой недочет в данном вопросе ведет к межэтническому напряжению, который, если даже не приводит к прямым акциям недовольства, то приводит к накоплению скрытого недовольства и ухудшению отношений между этносами в долгосрочной перспективе.
      
Россия относится к  странам с очень большим этническим многобразием, что накладывает на ее внутреннюю политику объязательный учет  этнического фактора.  Поэтому любую политику в России, абстрагированной от ее этнической структуры,  нельзя  называть политикой полном смысле этого слова.  Такая политика будет имитацией или в лучше случае ее упрощенной версией, а не реально позитивным управлением общественными процессами в такой полиэтнической стране.
      
Как обстоит дело в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации? Если отвечать на этот вопрос прямо, без всяких экивоков, то надо сказать, что межэтнические отношения в сегодняшнем российском обществе трудно признать образцом дружбы народов, примером межэтнической гармонии. В Российской Федерации есть правящая партия Единая Россия, но, вряд ли, есть реальное единство всех ее народов.  Жители Северного Кавказа и Калмыкии регулярно подвергаются  унижениям и оскорблениям при въезде в русские области. Посты ДПС на границе южных русских областей фактически выполняют функции блокпостов. Все более массовый характер приобретают различные радикально националистические русские движения, в том числе и неонацисткого толка. Их агрессивное отрицание права нерусских россиян жить в Москве, Петербурге и других российских городах также стало печальной традицией. Радикализм русского национализма подогревается и вызывающим поведением молодого поколения других народов, особенно кавказских. 
      
Радикальные националисты в современной России являются не только деструктивной силой, но и взаимодополняющей. Одна часть этого явления способствует росту другой его части. И пока нет позитивных свидетельств, что  общество и государство выработали эффективные механизмы по обузданию этого деструктивного явления. Но, если в ближайшее время не будут выработаны эффективные способы по обузданию радикального национализма, то Россию может постигнуть участь СССР.  И тогда те, кто считает крах СССР крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века, поймут, что это были цветочки. Ведь тогда разлом пошел по краям России и не затронул ее изнутри. Эскалация этнических противоречий в России в будущем приведет к ее внутреннему расколу, к распаду российской государственности. Думаю, что последствия распада России не обрадуют даже ее самых неисправимых противников. Распад второй в мире ядерной державы – это один из самых плохих сценариев  будущего, с самыми негативными последствиями для всего мира.
      
Что делать для преодоления межэтнических противоречий и укрепления единства России?  В этих вопросах  нет и не может быть простых решений, здесь требуются совместные и длительные усилия государства и общественности.
Какие первоочередные шаги должны быть предприняты? Прежде всего, требуется ясное осознание особой важности прекращения тенденций, ведущих к усилению национального радикализма.
Пока, к сожалению, степень осознания этой опасности остается неудовлетворительным. Власти, наверное, уповают на экономическую и политическую взаимосвязанность субъектов Российской Федерации. Действительно, экономические и политические связи являются довольно эффективными способами поддержания общности российского общества. Но, при этом, следует помнить, что при Советском Союзе экономическая и политическая интеграция была еще более тесной, но они не спасли его от распада.

Отношение к данной проблеме самих этносов остается больше на уровне повседневно-бытовых норм. Они включают в себя как и  и устоявшийся нормы сосуществования народов, так и все комплексы в отношении других этносов. Считать их надежным фундаментом единства народов России и полагаться на них в будущем, вряд ли, будет умным решением. В этом вопросе, с учетом его важности, требуются более продуманные и более активные действия со стороны элит всех этносов России. Должно быть ясное осознание, что как шовинизм со стороны русских, так и национализм других этносов ведет к ослаблению страны, а в будущем может обернуться ее распадом. Элиты русского народа, как не только самого большого, но и исторически ведущего этноса, должны не допускать ослабления целостности страны, должны способствовать укреплению солидарности между ее народностями. Элиты других российских народов также должны ясно осознавать, что вне целостной и сильной России у них нет позитивного будущего.

Необходимо на публичном уровне, отбросив ложную политкорректность, признать, что ни одна российская автономия не способна в обозримом будущем стать полноценной независимой страной. Даже Татарстан, самая экономически развитая российская автономия, не имеет реальных шансов быть отдельной страной. Поэтому элиты всех этносов должны, во-первых, трезво осознавать значение целостной России для всех ее народов, и, во-вторых, систематически укреплять единство своей страны. А власть должна политико-правовыми средствами закреплять усилия общественности по пресечению любых проявлений шовинизма и национализма. Каждый сторонник русского неонацизма или хамски ведущий по отношению к другим народам хулиган любого этнического происхождения должен быть жестко наказан. При этом, каждый из них и общество в целом, должны быть уверены, что они наказаны за нарушение закона, за конкретный проступок, а не из-за своей этнической или конфессиональной принадлежности. Но при всей важности усилий со стороны власти, должно быть четкое понимание, что главным условием единства народов страны является понимание ими значения этого единства для их настоящего и будущего. К сожалению, этого понимания пока явно недостаточно.