Кн. 1 Том 3 Часть 7-1 Пронькино

Дудко 3
СОВРЕМЕННОЕ  СЕЛО  ПРОНЬКИНО ОРЕНБУРГСКОЙ  ОБЛАСТИ   
БУГУРУСЛАНСКОГО РАЙОНА (В ПРОШЛОМ – БУГУРУСЛАНСКОГО  УЕЗДА)
Sptik62.ru

КНИГА 1 РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  СЕМЬИ  ДУДКО
ТОМ 3  АНАНИЙ  ИОАННОВИЧ  ПОКРОВСКИЙ
ЧАСТЬ  7-1  СЕЛО ПРОНЬКИНО

И опять с самого начала начались трудности. В интернете выложено много сайтов «с позывными» - «село Пронькино».

Но в большей части на этих сайтах были призывы – помочь в поисках информации о селе Пронькино.

Наконец, попались сведения о Пронькинской волости, включающей в себя ряд сёл.

Данные относятся к 1912 году:

-село Каменка,
-деревня Малое Яшкино,
-деревня Дракино,
-село Пронькино волостной центр,
-село Сарабкино,
-деревня Елшанка,
-деревня Ивановка,
-деревня Орловка,
-деревня Моховка.

Относятся ли эти данные к  Бугурусланскому уезду?

Но никаких подробностей, кроме названий сёл к этим данным не прилагалось…

Тем не менее, после дальнейших поисков мы нашли  на сайте одного командировочного товарища / wwwcomandirovka.ru/ -  перечень сёл, расположенных недалеко от села Пронькино Оренбургской области, Бугурусланского района.

Это названия современных сёл…

На сайте значится:

Краткая информация о современном Пронькино:

Село Пронькино расположено в Бугурусланском районе Оренбургской области.
Регион: Оренбургская область
Район: Бугурусланский район
GPS координаты: N 53° 46' 15.78" E 52° 35' 53.664"
Телефонный код: 35352   Как позвонить из других стран
Автомобильный код: 56
Текущее время в: 14:32
Разница во времени с Москвой: +2 ч.


Расстояние до районного центра: Бугуруслан: (17 км.)
Расстояние до областного центра: Оренбург (277 км.)
Расстояние до столицы: Москва (1009 км.)
Расстояния до аэропортов: Оренбург(295 км.) , Октябрьский(90 км.) , Бугульма(98 км.)

Ближайшие населенные пункты:

Шестайкино - 2 км,  Гремучий Ключ - 5 км,  Мордовский Бугуруслан - 5 км,  Ключевка - 5 км,  Октябревка - 7 км,  Кивацкое - 7 км,  Новое Тюрино - 8 км,  Елатомка - 8 км,  Нойкино - 8 км,  Турхановка - 9 км,  Алексеевка - 9 км,  Старое Тюрино - 9 км,  Аксаково - 10 км,  Лобовка - 10 км,  Березовый - 11 км,  Советское - 13 км,  Михайловка - 13 км,  Карповка - 14 км,  Вишневка - 14 км,  Савруша - 15 км, Молчановка - 16 км.
------------------------------------------------------

Названия современных сёл не совпало с выше приведённым списком сёл, входящим в Пронькинскую волость.

Но зато мы убедились в том, что Пронькино современное – точно берёт свои истоки в Селе Пронькино Бугурусланского уезда, которое мы ищем.

Кроме того, интересно было  узнать перечень других сёл, доживших до нашего времени и являвшихся соседями нашего села Пронькина – таких, как САВРУШИ…

Теперь остаётся поискать по ключевым словам «ИСТОРИЯ  СЕЛА  ПРОНЬКИНА  БУГУРУСЛАНСКОГО УЕЗДА» в интернете интересующие нас сведения.

Мы отыскали такой сайт - s-pronkino.doc

Приводим здесь то, что написано в статье и касается истории села Пронькино.

ИСТОРИЯ С. ПРОНЬКИНО.

«Мой друг! Что может быть милей
бесценного родного края…»

Н.М. Языков.

Зачем мы обращаемся в далекое прошлое? Что оно дает современному жителю? Прежде всего, культурный человек должен знать историю возникновения своего села. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создано предшественниками.
 
Прочитав статьи из газеты «Бугурусланская правда», ознакомившись с книгами И.В.Малахова, В.Г.Альтова, В.Ф.Тингаева о Бугуруслане и Бугурусланском районе, расспросив старожилов села, мы узнали, что наше село Пронькино  основано в 80-е годы XVIII века и ему более 200 лет.

Между Волгой и Уральским хребтом раскинулись высоты Бугульминско - Белебеевской возвышенности. В ее южной оконечности над степью тянутся горные цепи. Здесь между живописными холмами, протекала могучая река с широкой, затопляемой вешними водами лесистой поймой. ( Подтверждение тому есть в сочинениях Сергея Тимофеевича Аксакова, который писал, что дед его купил землю «по реке Большой Бугуруслан быстрой, глубокой, многоводной».)

На эту дикую, необжитую местность в восьмидесятые годы XVIII в. Приехал первый поселенец – Вдовин Проня из Пензенской губернии.

Он облюбовал это место не случайно. Наличие многоводной реки с широкой поймой благоприятствовало разведению крупного рогатого скота. Рельеф местности- с двух сторон возвышенности, покрытые лесами, создавал исключительно благоприятный климат.

У первоселенца Вдовина Прони было три сына и две дочери.

Название село получило по имени его основателя.

Дом он себе построил, где раньше была средняя водяная мельница ( сейчас там огород Зуева Василия Григорьевича).

Дочери Прони посвятили себя Богу и жили до самой смерти в кельях, построенных для них в Крута-Латке (примерно в 7 км от села, в овраге у родника.

По сохранившейся легенде семья Прони занималась животноводством, разведением пчел. В середине села на пригорке, где сейчас живут Дудоров Александр Федорович, Банишев Александр Петрович и другие были расположены скотопомещения и пасека.
На месте моста находилась салотопка. Топленое сало возили в Самару и обменивали на сальные свечи, которые использовались для освещения жилья.

Несколько позже, в поисках свободных земель, приехали сюда еще несколько мокшанских семей из Пензы. Они поселились ниже по течению реки Бугурусланка, так образовался нижний конец будущего села «алыпе». Поселены из Пензы были по фамилии Ефремовы.

Немного позже из М-Бугуруслана переселилась семья Медведевых (прадедушка Медведева Петра Никитовича) и другие семьи в село Пронькино и расположились выше по течению реки, так образовался верхний конец будущего села Пронькино «верепе».
Жители на верхнем конце села говорят на эрзянском языке, а на нижнем конце на мокшанском.

Стараясь увеличить посевную площадь, люди рубили лес и он с каждым годом все дальше отступал от села, уступая место полям и пастбищам для скота.

Постепенно село стало разрастаться, образовалось 4 улицы длиной в 5 км. Самая длинная улица была на месте дороги, которая ведет в Аксаково. Она начиналась от границы с селом Кивацкое до Землянка лотке (земляничный овраг).

Дальше оврага, который проходит рядом с домом Миронова Петра Михайловича, находились улицы-деревеньки ( строения были скучены). Они назывались Заковка и Раковка. Вместо самой длиной и большой улицы остались дома начиная от Давыдова Александра Пименовича и к нижнему концу села. По этой улице люди из других сел и деревень проезжали через старый мост в город Бугуруслан. На реке Бугурусланке были построены 3 водяные мельницы.

Со слов старожила Ромашкина Степана Андреевича нам стало известно, что в селе Пронькино до 1929 года было около 900 крестьянских дворов. Крыши домов и надворные постройки были покрыты соломой. Его отец Ромашкин Петр Дмитриевич был церковным старостой.

А его брат Ромашкин Леонид Андреевич рассказал следующее: в каждом дворе было много скотины ( лошадь, коровы, овцы). Крестьяне сами заготавливали корм косили, собирали – все это делали вручную. Крестьяне жили бедно, ходили в лаптях, самотканых кафтанах, из овечьих шкур шили шубы, шапки и рукавицы.
Сельчане сеяли коноплю, из нее ткали ткань- холст. Из холста шили рубашки, штаны, портянки, мешки, полога и т.д. Каждый крестьянский двор сеял на огороде коноплю на своем огороде.

Земли крестьянам не хватало, они арендовали землю у боярина Карамзина в сторону Полибино расстояние не малое более 20 км. Ездили на лошадях через реку Мочегай в брод, оттуда везли снопы ржи, пшеницы. Крестьяне косили хлеба серпом или косой, связывали в снопы. Снопы доставляли на гумно, далее их молотили цепями.
Крестьяне свои дома отапливали кизяком, соломой, всяким бурьяном. Народ жил дружно, собирались по 5-6 домов ходили помогать делать кизяки.



Далее мы опускаем текст автора, так как он перешел на рассказ о судьбе села после революции. А мы ограничиваемся знаниями об истории села Пронькина, включая только период проживания и службы там – Анания Покровского.

Но всё-таки оставим здесь рассказ автора о культурных ценностях Мордовской части села Пронькина…

Мордовское Село Пронькино.

По рассказам старожил мы узнали об одежде и традициях села Пронькино.

Мордовский национальный костюм

а) верхняя одежда.
«Повсеместно имела распространение рубаха — панар». Спереди по центру вдоль основного полотнища, обрамляя разрез на подоле, спускаясь от плеч по рукавам, окаймляя подол.

В комплект мордовского костюма входила распашная одежда - руца, позже именовали оршамка. Покрой этой одежды аналогичен покрою рубахи с квадратной проймой.

б) Передник.
Он представлял собой передник без груди, называемый покрышкой. Его украшали рядами плотной вышивки, обрамляли подвесками из кисточек, нашивками из бисера.

в) Украшения.
«Глубокий нагрудный разрез рубахи славился характерной фибулой — сюлгамо». Она представляла овальную пряжку с подвижной иглой. К украшениям относились и бусы. Имело место набедренное украшение, состоящее из бисерного пояса и тёмной пышной бахромы, известное под названием — пулакш.

Молодые женщины носили нарядно декорированный убор. Налобная лента, украшенная гафрированными оборками, нашивками пуговиц и блёсток.

г) Обувь.
Носили лапти с онучами. « В начале 20 века в обиход вошли коты, напоминавшие глубокие калоши из кожи».

Традиции и обряды села Пронькино.

По весне проводился обряд на хороший урожай «Пасе – Аве». Шли на пашню, звали бабушек – чтиц, которые читали молитву. И с молитвой начинался сев.

Они сохранились до настоящего времени.

Праздник Троицы (тройцень чи) начинался с традиционного похода в лес. Наломав деревьев ветви (клёна, берёзы), нарвав цветы, накосив травы, всявся процессия направлялась в село. Цветами и Травой застилают пол, ветками деревьев украшают окна и начинается гуляние.

Сельчане Празднуют Великую Пасху, Масленицу, чтят память усопших в Родительские дни. Посещают могилы родных и близких.

Престольным праздником села является Казанская — 4 ноября. Жители ходят друг к другу в гости, символизируя сближение родов.


История с. Пронькино [Бугурусланского района] / подг. И.М. Афонькина; Пронькинская сельская библиотека. – Бугурусланский район, 2014.


Конечно, хотелось бы больше узнать об истории села Пронькино.
Тем более, что временами приведённый выше текст вызывает ряд  дополнительных вопросов.

Пронькино находится не так далеко от села Савруши – всего за 15 км.

Когда мы писали о селе Савруши, мы вспоминали о реке - Савруша.

Савруша — правобережный приток реки Большой Кинель, её устье находится в 228 километрах от устья Большого Кинеля. Общая протяженность реки Савруша — 50 километров.
Вода реки Савруша в конечном итоге попадет в реку Самару, приток Волги и далее попадает в Каспийское море, не имеющее сообщения с мировым океаном.
Савруша имеет несколько притоков — Тергала, Анлы, Медведка и Подлесенский.

И вот теперь – село Пронькино, которое стоит на реке – Бугурусланка.

В Саврушах – степные места (леса вырубались ранее). А Пронькино – в холмистой местности.И леса ещё местами сохранились.

Что общего между реками Савруша и Бугурусланка? И как может расстояние в 15 км. иметь разный рельеф местности?

Большая Бугурусланка (Бугурусланка) — река в России, правый приток Мочегая. Протекает в Оренбургской области, недалеко от границы с Самарской областью. Устье реки находится в 11 км по правому берегу реки Мочегай. Длина реки составляет 58 км.
По данным государственного водного реестра России относится к Нижневолжскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Большой Кинель, речной подбассейн отсутствует. Речной бассейн реки — Волга от верхнего Куйбышевского водохранилища до впадения в Каспий.

В 24 км от устья в окрестностях села Аксаково, по правому берегу впадает река Кармалка. В 12 км от устья, по правому берегу реки впадает река Малая Бугурусланка.
Уженье рыбы в селе Ново-Аксаково описано С. Т. Аксаковым в автобиографическом произведении «Детские годы Багрова-внука».

Ну вот, всё-таки нашли общие точки:

Савруша — правобережный приток реки Большой Кинель, её устье находится в 228 километрах от устья Большого Кинеля. Общая протяженность реки Савруша — 50 километров.

Большая Богурусланка  (Бугурусланка) — река в России, правый приток Мочегая. Протекает в Оренбургской области, недалеко от границы с Самарской областью.

По данным государственного водного реестра России относится, также, как и река Савруша к Нижневолжскому бассейновому округу, водохозяйственный участок реки — Большой Кинель, речной подбассейн отсутствует…

Вот и нашли точки соприкосновения: обе реки  - Савруша и Бугурусланка  протекают недалеко от Самары и имеют отношение к Большой Кинели...


Ну ладно, хватит сомневаться и придираться. Всё равно у нас другие источники истории села Пронькина не отыскались…

Если что-то найдём – добавим в этот раздел…


                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ