Вероника астрофизик 7. Телескопы Ратан и БТА

Коля Полкин
Практикантов, и меня в их числе, разместили в гостинице на территории РАТАНа.  Девушкам выделили два смежных номера, мальчикам же досталась только одна общая комната.  Сопровождающий группы умело исполнял свои функции:

Можете мне об этом не говорить, я сам всё прекрасно знаю, мест в "нумерах" на всех не хватает!  Но, есть и хорошая новость: всем вам одновременно отдохнуть не удастся!  Сейчас мы разделимся на три рабочие группы.  Одна будет "сидеть" на телескопе, другая хлопотать по хозяйству, а третьей группе достаётся самое приятное занятие — спать!

Смена функциональных обязанностей будет каждые 6 часов, таким образом в течении 4-х дней каждый отработает дневную, вечернюю, ночную и утреннюю смену, не будет никому ущемлений и поблажек.

В первую группу я уже записал Николая, т.к. он выспался в автобусе, и думаю понятно всем по какой причине и Веронику.  Ещё нужно два добровольца.  Ага, вижу, записываю: Дима + Лена.

Во вторую ...  Давайте пойдём "плясать" от мальчиков, т.к. нужно чтобы был хотя бы один мужчинка на хозяйстве.  Игорь, записываю тебя, будешь сейчас хлопотать по хозяйству, т.к. Алексей что-то неважно выглядит.

Девчонки, кто хочет с Игорьком ... ?  Оленька ... ! Что же ты так стесняешься, стоишь дальше всех и так робко ручонку тянешь.  Смелей, иди сюда.  Я уверен, Игорёк не укусит, по крайней мере покуда ты его об этом сама нежно не попросишь!

Подружки у Оли кто? - продолжал Анатолий Иванович, делая вид что не замечает ехидных смешков, - Ага, увидел! Распаковывайте сумки, сортируйте провиант.  Что с душком или вообще пропало — сразу в мусор.  Что нужно срочно съесть — на стол.  А что может ещё "потерпеть" - в холодильник.  Смотрите, экономьте место в холодильнике, он бедолага один на каждый этаж гостиницы.  Отдельно, в тот деревянный ящик что я притащил, сложите то, что пропасть на жаре вообще не может - крупы, сахар, соль ...

Остальные это третья группа.  Идите спать.  Через 6 часов вас разбудят.  Времени на полноценный сон мало, поэтому не бродите впустую по территории, не ищите себе приключений на пятую точку опоры и не воруйте таким образом у самих себя время отдыха.

Первая группа, за мной, на телескоп!

                ***

Конструкция радиотелескопа РАТАН-600 поразила всех нас красотой и размерами.  Отражатели блестели на солнце.  Свет от них резал глаза.  Искусственно выровненное горное плато площадью в один квадратный километр, было изрезано проложенными рельсами для транспортировки оборудования телескопа.  Общая картина походила больше на научно-фантастический фильм, чем на реальность.

Приёмная кабина со вторичным зеркалом - "улиткой", нафаршированная оборудованием, окутанная паутиной из кабелей, была "царством" техника Василия Батьковича.  Он восседал на вращающимся стуле от фортепиано как на троне.  Смотрел в монитор компьютера, частенько громко ойкал и крутил разные ручки.

- Ну здравствуй, Вася!  Дорогой ты наш, неустанный и незаменимый, что бы мы без тебя делали?!
- О-о-о, Анатолий! - старые друзья и коллеги обнялись и похлопали друг-друга ладонями по спинам, - Очередных "желторотиков" привёз?!
- Студентов моих не обижай, а лучше расскажи им, что тут у тебя есть и где находится!

- Ну что, слышал ли ты разумные голоса из космоса? - съязвил Анатолий.
- Постоянно слышу один разумный, но походу это мой внутренний голос.  Говорит: «Иди лучше Вася отдохни, или вообще, лучше иди ты на пенсию!» Га-га-га!!!

- Ладно, народ, слухай сюды, - дядя Вася ударил ладонью по прямоугольной трубе, - это волновод приёмной антенны.  Затем техник перенёс руку на блестящую коробочку, - это конвертер, - потом, по мужски, кулаком ударил по большому ящику с вентиляционными отверстиями, - это генератор.  Затем, указательным пальцем, нежно коснулся самой большой ручки на этом ящике, и таинственно произнёс, - Настройка, самая главная ручка!

Анатолий Иванович частенько выходил покурить, и я, плавно наклоняясь, чтобы не отвлекать никого из группы, скрывался из виду у дяди Васи, выходил подышать свежим воздухом в тени кабины.

- Хотел было я вам с Вероникой, как для новобрачных, отдельный номер выбить, но приехали немцы смотреть затмение и всё, как в 40-е, оккупировали, - как бы невзначай, между затяжкам, бросил в сторону Анатолий.
- Да ладно, не стоит о нас так заботиться.  Я не люблю находится "на особом положении".  Это привлекает всеобщее внимание.  На том спасибо, что позволили мне полуофициально к группе примкнуть и здесь находиться.  А то бы я сейчас снаружи у закрытых ворот околачивался, и Вероника бы от занятий отвлекалась.
- А ты благодарный и благородный, к тому же "скромняшка"!  Растопил сердце старику.  Сделаю ещё попытку что-нибудь вам выбить.  А пока, иди к гостинице, скажи чтобы вторая группа накрывала на стол, а третью разбуди.  Скажи, что сейчас придёт первая группа.  Мы все вместе поужинаем и будет "смена караула".


                ***

Вечером второго дня пребывания, настало время практических занятий нашей группы на телескопе видимого спектра БТА.  Наблюдения на нём проводятся только ночью, когда не мешает солнце, не восходит луна и небо безоблачно.  Также запрещено открывать купол телескопа при разности температур снаружи и внутри башни больше чем на 10 градусов, так как уже даже такие перепады температуры могут привести к разрушению зеркала.  Всё это сильно ограничивает время наблюдения.
 
Расположен БТА на горе, поэтому нас и группу немцев "забросили" на телескоп на ржавом скрипучем ПАЗике, предупредив, что ночью наверху прохладно, чтобы мы взяли тёплые вещи.

Я, также как в прошлый раз, слушал лекцию невнимательно, выходил с Анатолием покурить и поболтать.  Он, затягиваясь, рассказывал, насколько важной вехой в истории советской науки явилось строительство этих двух телескопов.  Конечно, не всё "гладко", в истории есть политическая подоплёка, но техническая сторона, требовавшая высочайшей точности изготовления деталей и узлов, а также их монтажа на месте, выполнена безукоризненно.

Место тоже было выбрано не случайно: в дали от больших городов, являющихся источниками радиопомех и засветки неба.  На скалистом жёстком грунте, для большей стабильности геометрии конструкции.  Как можно выше, чтобы в атмосфере было меньше пыли, и она, атмосфера, была менее плотная и как следствие более прозрачная.

Через пару-тройку часов после заката, когда совсем стемнело, ночное небо открыло всю свою глубину.  Здесь оно было не такое как в городе: серое и мутное, от выхлопных газов и пыли, подсвеченных уличными фонарями.  А как бездонный древний колодец: холодило лицо, хранило тайны и открывало их только жаждущим.

Первый раз в жизни, не опасаясь спутать его с облаками, я отчётливо увидел Млечный Путь, пересекающий всё небо по большому кругу.

    Там высоко, высоко!
    Кто-то пролил молоко!
    И получилась Млечная
    дорога! ...

 - сама собою зазвучала в моей голове детская песенка.

Из под купала вывалили немцы.  Они пытались сфотографироваться так, чтобы было видно их, звёздное небо и башню телескопа, но по суете, интонации голоса и жестам, было видно что они недовольны собственными снимками.

Заметив в их руках диковинную по тем временам цифровую камеру, потеряв последний стыд, я, на ломаном английском, попросил посмотреть чудо техники.  «Мэй ай си ...», - выдавил я из себя сухой остаток трёхлетнего обучения языку, протягивая трясущиеся ручонки к фотоаппарату.

Немцы посмотрели на часы и огляделись вокруг.  На дворе стоял не май (мэй — анг.) месяц, и моря (си — анг.) по близости не было, но по направлению моих рук было видно что речь я держу о фотокамере.  Они "зашпрехали" между собой.  С недоверием и выдавленной улыбкой один из них всё же протянул мне руку с заветным чудом техники.

Наведя на них объектив, я начал выстраивать композицию.  Немцы охотно подчинялись, улавливая даже незначительные жесты моей свободной от камеры руки.  Наконец, удовлетворённый их позой, я "выстрелил" нажав на спусковой курок.  Немцы побежали ко мне смотреть полученный снимок.

«О-о-о!» - спетое хором иностранцев, знаменующее удачный снимок, эхом понеслось по горам.  Один их них похлопал меня по плечу и сильнее прижал мои пальцы к рукоятке аппарата — мол держи, поиграйся пока, и их группа удалилась.

Я, прикрутил камеру на любезно оставленный немцами штатив, повернул её в небо и сделал первый снимок.  Абсолютно черный квадрат, шедевр Малевича, символизировал мою неудачу.  Сильно увеличив выдержку, на втором снимке звёздного неба, я получил концентрические круги из чёрточек вокруг Полярной звезды.  Такой эффект я 100 раз получал дома снимая на плёнку, но сейчас мне хотелось сделать чёткий кадр.

Уменьшая время выдержки я укорачивал треки звёзд, но полностью избавиться от нежелательного мне сейчас эффекта, и при этом сохранив яркость и чёткость кадра, я не смог.  Слегка раздосадованный дорогущим и немощным цифровым фотоаппаратом, сложив штатив, я поплёлся внутрь башни БТА.

Сделанный мною вывод, что земля бешено вращается и без специальных устройств не получить чёткий снимок, подтверждался лекцией о компенсаторе вращения Земли БТА.  Он, компенсатор, позволяет делать десятиминутные экспозиции при съёмке без ухудшения разрешающей способности телескопа.

На западе звёзды заходили за гору, а на востоке, из-за другой горы, выглядывали новые.  Лектор отвлекался от технического оснащения БТА и переключался на рассказ о взошедшей звезде.  Потом припоминал сюжет из мифологии, затем какой-нибудь забавный случай произошедший с ним лет 20 назад.  И, как бы не нарочно, касался особенностей поведения и строения тела женского пола.  Затем, опомнившись, возвращался к основной теме лекции.  Мастерство преподавания и состоит в том, чтобы попутно с рассказами о бабах, пропихивать в юный неокрепший мозг нужную информацию — скажу я Вам по секрету!

На востоке число видимых звёзд стало уменьшаться, а ещё через 20 минут небо заметно посветлело.

- Вот готовится к восходу самая близкая и самая главная наша звезда.  Как пел Виктор Цой — Звезда по имени Солнце!  Именно ей мы обязаны своей жизнью.  Она, своей огромной энергией, заставляет всё живое расти, двигаться и размножаться.  А также она заставляет нас сейчас покинуть это помещение.  Занятие окончено!!!

Все медленно и молча, находясь под впечатлением, в философской печали, вышли из башни БТА и заняли места в салоне ПАЗика.  По пути в гостиницу никто не разговаривал, каждый находился в своём сонном меланхоличном раздумье.