Болонья

Михаил Сидорович
Болонья находится в северной Италии, в долине реки По. Ещё в самолёте я глянул вниз и внезапно обнаружил, что пестрота, характерная для суши кончилась. За иллюминатором не было ни лент дорог, ни жёлтых квадратов полей, ни зелени перелесков. Всюду, сколько хватало глаз, только тёмная гладь моря. Через некоторое время впереди показалась суша, по которой змеились коричневые ленты медлительной реки. Река сильно петляла, делилась на множество протоков. На границе моря и земли образовалось несколько лиманов, отгороженных от моря песчаными косами. Это была дельта большой реки. Снова появились квадраты полей и зелень перелесков. То там, то здесь  краснели очертания городов. Такими они виделись из-за черепичных крыш.
Лайнер опустился на аэродром. Такси. Сначала пейзаж за окном был каким-то неинтересным, пыльно-серым. Потом пошли безликие кварталы современного города. Я испытывал некоторое разочарование. От Италии я ждал сказки. А тут обычный блеск бутиков, назойливая реклама.
И вдруг, совершенно неожиданно мы въехали в старый город и сказка началась.
Как описать эту красоту? Как словами передать чудо, которое можно увидеть только глазами?
Мой косный язык не способен сплести слова в столь же красивое кружево, в какое смогли сплести итальянские зодчие камень и кирпич. И всё же попробую. Кто не будет удовлетворён, приезжайте и смотрите сами.
Представьте себе средневековый город с узкими и кривыми улочками, черепичными красно-коричневыми крышами. Мостовые серы, вымощены местами булыжной брусчатки, местами плитами серого песчаника. Дома же в этом городе красные, рыжие розовые. Главный строительный материал – красный кирпич. На втором месте – серый песчаник. На третьем месте серый селенит, тускло поблёскивающий своими кристаллами.
Не случайно Болонью прозвали красной. Кирпич и черепица определили её основной цвет.
Визитной карточкой города являются древние колонады. Дома построены над тротуарами. Тротуары проложены не перед домами, а под домами. Ряды колонн с красивыми арками поддерживают фасады домов.
Дома имеют по 2-4 этажа. Верхние этажи обычные средневековые все окна в них закрыты решетчатыми ставнями. А первые этажи удивляют своей ажурностью. Фасады домов висят в воздухе, опираясь на ряды колонн, соединённых арками.
Арки разные – и полукруглые, и стрельчатые, и причудливо-фигурные. Колонны тоже разные, то круглые, то квадратные, то комбинированные – квадратные с круглыми пилястрами на каждой стороне, а то и вовсе – источенные временем, почерневшие деревянные столбы. Своды над головой то простые полукруглые, то крестовые, а иногда просто деревянное перекрытие на древних почерневших балках. Каждый дом имеет перед собой свою колонаду-портик. Так и получается, что проезжая часть улицы располагается в узкой щели улицы, а тротуары по обеим сторонам идут под сказочными колонадами.
Говорят, будто эти колонады появились в 11 веке, когда в Болонье открыли университет. В город стало приезжать много студентов. А студентам требовались квартиры. Домовладельцам срочно потребовалось расширить жилплощадь. Но закон запрещал сужать ширину улиц. Вот и возникло соломоново решение – расширять только верхние этажи – выносить верхние этажи на столбах. Так и получились тротуары под домами. Каждый домовладелец хотел выделить свой дом красивыми колоннами и арками. Ходить под такими арками очень приятно. Они защищают от палящего солнца. Ряды колонн отделяют тебя от проезжающих автомобилей. Всего в городе около 40 км. таких колонад. А самая длинная колонада имеет длину около 4 км.
В городе много площадей. Болонские дома красивы не только арками первых этажей, но и окнами. Окна есть разные и с плоским перекрытием и с арками всевозможных форм. Все окна закрыты ставнями. Есть и сплошные деревянные ставни, но чаще всего ставни решётчатые – жалюзи. Их наклонные дощечки не пропускают солнечные лучи, падающие сверху. Но не мешают глянуть из окна вниз на улицу. Крыши – черепичные, всевозможных причудливых форм.
Есть в городе несколько высоких башен. Башни в средние века строились в каждом богатом дворе. В башнях хранился запас продовольствия и ценные вещи. В случае опасности хозяин со всеми своими домочадцами мог укрыться в своей башне и обороняться там месяцами. Раньше в небо Болоньи вонзались более 300 башен. Но теперь осталось всего десятка два. Две самые высокие башни стоят рядом на одной из площадей. Высота первой – 97 метров, высота второй около 50 метров. Эта пятидесятиметровая башня сильно наклонилась. Именно это и помешало достроить её до плановой стометровой высоты. Наклон башни очень хорошо заметен, благодаря тому, что рядом с ней стоит абсолютно прямая башня. Башни чуть ли не скрещиваются.
Болонский университет стал главным градообразующим предприятием Болоньи. Большой доход горожанам приносила сдача жилья внаём студентам, продажа им еды, одежды, вина. Много кормилось вокруг университета и продажных женщин. Много прачек так же кормились стиркой белья.
Мы попали в Болонью в период летних каникул. Потому, улицы были немноголюдны. Но к октябрю сюда съезжается около ста тысяч студентов. А студенты – весёлый народ.
В 11 веке университет состоял из множества разбросанных по всему городу школ. В 16 веке было построено особое здание для университета, очень красивое, роскошно украшенное. С 19 века университет снова разбросан в зданиях по всему городу. А в старом здании университета сделан музей. Говорят, что обучение стоило очень дорого. Но студент имел право выбора, у какого преподавателя обучаться. Доход же преподавателя зависел от количества студентов у него обучающихся.
Среди выпускников Болонского университета следует отметить Коперника и Гальвани. Именно благодаря обилию болот в окрестностях города, Гальвани стал использовать для опытов с электричеством лягушек.
Вот почему Болонью называют не только красной, но и учёной.
Моцарт тоже учился в Болонье, но не в университете, а в консерватории. Говорят, будто сумел поступить только по протекции. Может, и врут, хотя, если подумать, талант не всегда гарантирует поступление в ВУЗ.
Центральная площадь города – площадь святого Петрония. Там стоит очень красивая ратуша, дворец правителя, здание гильдии адвокатов, тоже очень красивое и храм. Храм начали строить в начале 17 века и до сих пор не достроили. По первоначальному плану храм должен был иметь форму католического креста 200 м. в длину и 150 м. в ширину.
Однако, римский папа вовремя спохватился и пресёк это безобразие, ибо ни один собор не смеет в гордыне своей превышать размеры собора Святого Петра в Риме. Так удалось построить только одно крыло собора их четырёх. Но и оно поражает воображение своими размерами, красотой резьбы по камню и статуй. А объёмы вложенного труда просто подавляют.
Ещё одна жемчужина Болоньи Собор Святого Стефана, или Болонский Иерусалим, или Семь церквей, как его часто называют.
Это большой храмовый комплекс. Все семь храмов собраны в плотный конгломерат. Они меньше по размерам, чем помпезный храм Святого Петрония. Потому, в них дышится легче. Ничто не подавляет психику грандиозными размерами. Здесь чувствуешь некую расслабляющую благодать. Из одного храма можно перейти в другой просто через дверь. Есть среди этих храмов несколько уютных внутренних двориков в прохладными колонадами. Особо стоит отметить круглый храм – храм Гроба Господня. Снаружи его не видно, ибо он находится в центре комплекса и представляет собою круглый зал. Колонны, поставленные в круг поддерживают его купол. В центре под куполом стоит маленькая часовня, по форме повторяющая храм Гроба Господня в Иерусалиме. Колонны тоже непростые. Некоторые из них мраморные, хотя мрамора на многие сотни км. вокруг нигде нет. Часть колонн не сохранилась, заменена кирпичными. Говорят, что эти колонны поддерживали древнюю ротонду языческого храма этрусков. Они были соединены наверху каменными блоками, наподобие Стоунхенджа. Но теперь они поддерживают купол христианского храма. Колонны соединены раками и создают кольцевую аркаду. Над головами по тем же колоннам устроена вторая кольцевая галерея, так называемый матроналий. В первые века христианства женщины не допускались в храм, они могли смотреть на таинства только с верхнего яруса колонады.
Ещё одно красивейшее место этого храмового комплекса – бенедиктинский дворик. Это действующий мужской монастырь. Там живут настоящие монахи – бенедиктинцы. Они одеты в тёмные власяницы из грубой ткани, а поверх власяницы надевают такой же капюшон с оплечьем. Но подпоясываются не верёвкой, а кожаными ремешками. Ходят босиком.
Все эти храмы и дворики слеплены в единый каменный конгломерат. Между ними нет даже проходов. Сколь прекрасна и сурова эта средневековая архитектура, столь же бестолкова и ассимметрична планировка этого комплекса, вернее отсутствие всякой планировки. Это загадочный лабиринт, в котором из одного храма попадаешь в другой храм, то вдруг в дворик, украшенный колонадой. То вдруг обнаруживаешь высеченный на косяке одной из каменных арок мальтийский крест, или иной загадочный знак – рыбу, петуха. В центре одного из двориков стоит каменная чаша. По преданию, в эту чашу жители города бросали монеты, чтобы собрать дань для лангобардских завоевателей.
Дома в Болонье стоят вплотную друг к другу, без промежутков. Так бредёшь по улице, и вдруг до тебя доходит, что один из домов, плотно склеенный с соседними домами – храм. С удивлением рассматриваешь его многоконтурную арку входа, круглое окно – розетку над дверями. У нас каждый храм стоит особняком, на возвышении. А здесь всё слеплено в тесноте средневекового города с милой итальянской безалаберностью. Или заходишь в магазин, и вдруг по планировке здания и по форме окон понимаешь, что это бывший храм…
Изысканные, удивительно красивые архитектурные контуры храмов, дисгармонируют с облезлыми железными куполами. После наших золотых и Самаркандских изразцовых куполов, итальянские купола кажутся невзрачными.
Мы сняли в Болонье аппортаменты на верхнем – четвёртом этаже средневекового дома. Это была уже мансарда. Чтобы пространство под коньком крыши не пропадало, там была сделана антрессоль. Так получилась двухуровневая квартира, состоящая из двух спален, общей залы, двух санузлов и кухоньки. Кухонька представляла собой арку в стене, за которой был квадрат свободного пространства, с трёх сторон обрамленный кухонной мебелью с встроенной раковиной, газовой плитой, холодильником и прочим.
Через слуховое окошко на антрессолях можно было полюбоваться живописнейшей панорамой черепичных крыш и печных труб. Окна высокие. Подоконники почему-то имелись только снаружи здания. Нижний край окна – на уровне колен. Для того, чтобы не выпасть из такого окна, нижняя часть оконного проёма была забрана красивой решёткой. Снаружи от решётки – ставни, внутри – застеклённые рамы.
Правда, из-за жары ставни держали закрытыми, то чего в спальных всегда было темно. Только общая зала неярко освещалась через слуховое окно, а кухонька – через маленькое оконце под самым потолком.
Поначалу мы были в восторге от такого живописного жилья. Впрочем, ночью мы узнали и его некоторые недостатки. Главным недостатком оказалась слабая звукоизоляция. Мало того, что итальянцы орали под окнами до трёх ночи, так ещё каждый приближающийся автомобиль своим громким рёвом наводил на мысли о начинающемся конце света. Акустика в узкой средневековой улице, усиленная эхом аркады-тротуара превращала звук двигателя в грохот приближающейся лавины.
Спасло нас только то, что мы сильно измучились за предыдущую ночь, проведённую в самолётах и аэропортах, а весь день бродили по городу, восхищаясь его красотами. Так, что спали мертвецким сном. Вскакивали только при проезде автомобиля, или при проходе под окнами весёлой компании, и снова падали в чёрный омут сна, без сновидений.
Неприятно большое количество нищих в городе. Причём, нищенствуют в основном негры. Причём, не инвалиды и не старики. Всё это крепкие молодые парни лет 20-25. Одеты не в лохмотья, а в обычную молодёжную одежду. Милостыню просят нагло и уверенно, будто долги взыскивают.
А ещё Болонья подарила миру соус болоньезе, собак – болонок, болоньевые плащи, вино Ламбруско. Знаменита Болонья сыром пармезан (созданным в соседнем городке Парме), а так же пармской ветчиной.
Вообще область Эмилия и Романия – это плодороднейшая равнина – житница всей Италии. Вот почему Болонью зовут не только красной и учёной, но и жирной.
Питание в ресторанах и даже в уличных забегаловках очень дорого. Так три бокала ламбруско, стакан колы, два шашлычка из рыбы и один салат из осьминогов обошлись нам в 28 евро. Причём, посуда одноразовая, которую сам же и выбрасываешь.
В ресторанных меню каждое блюдо стоит от 9, до 16 еуро. Сколько стоит обед из трёх блюд?
Цены же в магазинах, немного выше, чем у нас.
Знаменита Болонья так же и пельменями микроскопических размеров. Говорят, будто раньше их лепили только маленькие дети, ибо толстые пальцы взрослого не способны к лепке таких мелких пельменей. Стоят они до 35 евро за кг…
Макароны множества видов. Не нахожу в них ничего волшебного. Наша Макфа ничуть не хуже и не лучше. Но если посыпать их тёртым пармезаном, они становятся божественно вкусными. Тёртый пармезан – универсальная вкусовая добавка, которая способна превратить любую безвкусную лапшу в шедевр кулинарии.