Прелести нынешнего лета

Александр Антоненко
       
      Более трёх недель над Ямалом властвовала сухая и жаркая для Крайнего Севера погода. Хотелось прохлады и свежего ветра, чтобы разогнать это, уже порядком надоевшее, гнусное комарьё. Ещё ямальцев не радовала жара: свежи воспоминания о разразившейся прошлым летом сибирской язве, перекошенных домах и перекосившихся и не закрывающихся дверях. А когда задул южный ветер, то небо затянуло серой пеленой и окутало удушливым смогом: ветер принёс гарь разбушевавшихся на юге полуострова пожаров. И лишь  когда ветер поменялся на северный, и заметно похолодало, все вздохнули с облегчением: «Ну, наконец-таки…»

      Однако радоваться пришлось недолго. Ветер крепчал. Вначале по земле поползли змеи песчаной позёмки, а потом разразилась, не виданная доселе в этих краях, песчаная буря. Всё небо затянуло серой пеленой, невозможно стало дышать: песок забивался в нос, глаза, уши. Достаточно было мельчайшей щели, чтобы за закрытой дверью вырастал песчаный бархан. Северянам привычны снежные метели, но чтобы песчаная буря…?!
 
      Теперь все с нетерпением ожидали дождя: только он мог прибить к земле всепроникающий песок.  Начавший моросить дождь вначале не мог перебороть песчаную бурю, но когда усилился, то всё же одолел её. Но рано было ещё радоваться, и после короткой передышки разразился свирепый шторм. Ураганный ветер, скорость которого превышала 25 м/сек, всё крушил и обрушивал на своём пути. Как спички ломал телеграфные столбы и обрывал провода линии электропередачи. Лишь по счастливой случайности и благодаря усердию энергетиков, аварии оперативно устранялись и не привели к трагическим последствиям.

     Подпор же воды под воздействием северного ветра существенно поднял уровень воды в Обской губе и волны хлынули на взлётно-посадочную полосу аэропорта Мыса Каменного, увлекая за собой многометровые брёвна. Едва успели отбуксировать в надёжное место вертолёты, как ВПП скрылась под бурлящим потоком, что надолго привело к отмене полётов рейсовых и вахтовых бортов.

      Лишь на третий день ветер постепенно стал ослабевать, и началось понижение уровня воды. Увы, ВПП представляла собой жалкое зрелище: там и сям валялись, невесть откуда принесённые, ржавые бочки, вздыбливались огромные брёвна и кучи разнообразного мусора. К уборке полосы была привлечена техника и работники аэропорта. Только через неделю благодаря их стараниям посадочная полоса была приведена в рабочее состояние, и стало возможным возобновить полёты. Да, «прелести» этого лета запомнятся надолго.

П-ов Ямал, Мыс Каменный, 2017 г.