Этнический код. Освоение и колонизация

Записки Охотоведа
ГЕОКОД ЦИВИЛИЗАЦИИ  В ПРЕЛОМЛЕНИИ ПОНЯТИЙ "ОСВОЕНИЕ" И "КОЛОНИЗАЦИЯ"
В современном гуманитарном знании термин "цивилизация" является одним из наиболее популярных, имеющий в этой связи исключительную многозначность и обеспечивающий передачу огромного разнообразия процессов, характеристик, функций и аспектов многих сторон и смыслов социальной картины мира.
Историческая и культурная география полно и многообразно вовлечена в процесс декодирования смыслов этих взаимоотношений, ведь мир вещей и мир идей имеет самое непосредственное отношение к имманентным потребностям и проявленным желаниям человека как составляющим социальной жизни, и как обязательности взаимодействия с окружающей его средой и природой.
Современная география представляет собой обширную совокупность научных дисциплин, многие из которых располагают довольно развитыми теориями, четко отражающими внутреннюю специфику функционирования, закономерность и необходимость возникновения объектов своего исследования, объединенных понятиями – географическая оболочка, географическая среда, геосистемы, ландшафты и иные целостные корреляционные «матрицы», выражающие противоречивый характер взаимодействия человека и природы в пределах планеты Земля.
Территория - это благо, обеспечивающее национальную, этническую и государственную целостность, жизнеспособность населения, и определяющая обязанность для социума, в целом, и каждого к нему принадлежащего, в различиях степеней и уровней идентичности. Общественное всегда является знанием, опытом и сутью множественного, взаимопереходным от части к целому, где не может быть полностью отделимо рациональное от эмоционального, свободное от обязательного и необходимого.
Именно с этих позиций, глобализация не является абсолютно новым, характерным лишь для текущего периода (человечество всегда использовало земные ресурсы себе на пользу), но здесь следует подчеркнуть, что сам теперешний феномен глобализации состоит в коренном изменении "пространственных" или "космических договоренностей" человечества с окружающей нас природной средой, что не дает возможности обеспечить даже слабый уровень предсказуемости последствий изменения самого человека, всех социальных общностей и среды жизнедеятельности человечества.
Глобализация - это новый формат освоения планеты, и в своей крайне реакционной форме таковой приобретает формат неоколониализма. Т. А. Рунева рассматривает освоение как сущность деятельности, когда освоение есть осуществляемое в процессе универсальной человеческой деятельности трансформацию природной и общественной необходимости в свободу, изменения законов объективной действительности — в законы человеческой деятельности, смены условий социального бытия человека в его собственную сущность.
Полагаем, что на этой принципиальной основе формировался и меняется социальный порядок, который может быть представлен территорией как проекцией пространственно-временного континуума, являющейся результатом действия кодовой схемой эволюции всех "рангов" социально-структурных образований, верифицируемых неполным перечнем: государство, нация, народ, этнос, племя, род, семья.  Но посредством углубленного понимания каких научных понятий может быть адекватно выражена и интерпретирована суть развития нынешней цивилизационной формы человечества?
Обратимся к концепту "о-СВО-ение". Толковый словарь С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова передает смысл термина ОСВО;ИТЬ как «вполне овладеть чем-надо, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать.
Освоить можно как передовую технологию, так и «новые земли», в этом случае, освоение может быть уточнено термином «колонизация».
«Колонизация» - это термин также англоязычного происхождения, который подразумевает и укрепляет определенное изначальное социально-географическое и этнокультурное неравенство, не предполагающее справедливое исправление прежней ситуации, но ориентированное на изменение пространственных паттернов заселения и расселения. Результатом такого типа освоения территории является колония или колониальное государство, находящееся в той или иной зависимости от метрополии, т. е. государства, из которого вышли поселенцы
Содержательная часть понятия «колонизация» (от англ. colonization; нем. Kolonisierung) может быть интерпретирована как процесс  заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель чужой или своей страны. В исторической ретроспективе следует отметить, что основной формой осуществления колонизации выступает территориальная экспансия, часто неопределённой социальной общностью, предпринятая с военной, политической и экономической целямиприсвоения и дальнейшего использования привлекательных ресурсов, нередко явно или тайно поддерживаемое определённым государством.
В качестве причин колонизации рассматриваются феномены политических и религиозных преследований, а также перенаселение и истощение ресурсов «староосвоенных» мест, геополитические устремления и государственная политика. Такими были поселения,  основанные древними народами (финикийцами, греками, римлянами) в чужих землях.  Они являлисьотдельными поселениями выходцев из одной страны, области в других странах, что ныне близко понятию миграции.
Колонизаторские способности проявили греки, которым образованные ими колонии служили с одной стороны для поселения в них избыточного населения, а с другой — являлись средством распространения греческой культуры. Римская империя, со своей стороны, пала жертвой мощного колонизационного движения особого рода, известного под именем великого переселения народов.
По материалам сетевых энциклопедий, можно установить, что в к началу ХХ в. в наиболее общем смысле под «колонизацией обыкновенно разумеется массовое вселение в некультурную или малокультурную страну выходцев из какого-либо цивилизованного государства» (см. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона— С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.).
Но следует отметить, что колония такого рода предстает находящейся под властью  иностранного государства страна или территория,  лишенная политической и экономической самостоятельности и управляемая на основе специального режима,  устанавливаемого властью метрополии. Существует и определенная типизация колоний, формулируемая по происхождению или целевой предназначенности колоний, иногда фиксирующая некие миграционные процессы.
В новое время открытием Америки и Австралии и морского пути в Индию феномен организации колоний приобретает совершенно новый характер: европейским народам открылись почти беспредельные пространства новых земель для заселения. Это были сообщества  граждан некой. страны в чужой стране, городе.  И более того, в некоторых странах - исправительно-трудовые учреждения; места принудительной изоляции от общества.
Эти примеры можно множить, не подвергая сомнению данные вполне обоснованные утверждения, следует заметить, что изложенные и хорошо известные сведения, дают лишь фактический и хорошо документируемый вариант отображения.
Освоение как бытийный термин представляется понятным и очевидным, когда полагают, что речь идет о превращении чего-либо в «свое». Но в термин «освоение» следует вкладывать более широкий аксиологический смысл, связанный с взаимоотношениями человека и социума с миром и космосом не только в эстетическом аспекте. Когда речь идет об отдельном человеке и его освоении мира, то имеется в виду человек как представитель социума, осваивающий, очеловечивающий природу.
Философский словарь » трактует «освоение» как - способность человека в процессе своей воспроизводственной деятельности преобразовывать ранее накопленное богатство культуры в содержание своей личностной культуры, сознания, деятельности, внешнее делать внутренним, превращая тем самым культуру, социальные отношения, самого себя в условия, средства и цель воспроизводства.
Процесс обмена со средой заключается во взаимопереходе чужого в свое и своего в чужое. Осваиваемое содержание сложившейся культуры всегда выступает как определенная абстракция, которая в процессе освоения, воспроизводства экстраполируется, интерпретируется, конкретизируется.
По словам В. П. Тугаринова, «в основе освоения мира человечеством и отдельным индивидом лежит триединый акт: познание — оценка — практика. На начальных этапах истории эти стороны или формы освоения мира, поскольку все они направлены в конечном счете на удовлетворение нужд человека, достигаемое в практике, и поскольку познание и оценка были ограничены непосредственным удовлетворением этих потребностей, были включены в процесс практики.
В истории каждого этноса можно найти конкретные свидетельства существенного влияния на него географической среды и тех способов адаптации и оптимизации своей жизнедеятельности, которые имеют нередко яркую специфику, закрепляются в традиционном образе жизни, обычаях, верованиях, культуре.
Но в истории также нередко происходило освоение территории за счет "стирания" арены жизнедеятельности других народов. В подтверждении такого «стирания» этносов с их территорий можно привести замечания составителей энциклопедий, которые были составлены еще в конце XIX века. "...в большинстве случаев при колонизация и происходит столкновение выходцев из культурных стран с некультурными туземцами.Незнание или неуважение со стороны европейца к непонятным или несимпатичным для него местным учреждениям и обычаям расы, признаваемой им за низшую вместо благодарности порождают у туземцев лишь недовольство и вызывают открытые волнения".
При этом такая политика была предопределена и сохраняла все специальные нормативы и регуляторы "безопасного" и необходимого способа существования доминирующего этноса в пределах "своей" территории. В пределах "данной территории" формируется особый порядок, который может быть представлен как проекция устройства и поддержания пространственно-временного континуума, что и предопределено особой кодовой принадлежностью человека, в идентичность которого могут быть "развернуты" социальные проекции многих социальных образований, верифицируемым как государство, нация, народ, этнос, племя, род, семья, но не имеющим строгой иерархичности и линейных зависимостей.
И до сих пор находятся политики и ученые, которые считают вполне естественным и даже справедливым, с точки зрения суда истории, вытеснение диких племен и так называемых низших рас. В энциклопедии приводится очень убедительная цитата:"Нельзя признать ни естественным, ни справедливым", писал, например, Леруа-Болье, "чтобы цивилизованные народы Запада теснились и задыхались на узких пространствах, которые были их первоначальными обиталищами, и накопляли бы здесь чудеса науки, искусства, цивилизации, оставляя, быть может, половину земного шара в распоряжении рассеянных на обширных пространствах маленьких групп людей невежественных, бессильных, похожих на беспомощных детей; или же в обладании дряхлых народностей, лишенных энергии, не имеющих организации, похожих на стариков, неспособных ни на какое усилие, ни на какую более или менее сложную и предусмотрительную деятельность".
Для России эти примеры актуальны и ныне, учитывая сырьевой характер нашей экономики и мощное экономическое и политическое давление, которое испытывает наша страна. В этом следует воспринимать не только текущие потребительские интересы, проявляется также скрытая культурная составляющая.
Современные социально-экономические теории (С.Ю. Глазьев, С.И. Григорьев) включают в свой научный оборот темы о фундаментальности значения взаимодействия жизненных сил человека и жизненного пространства его бытия.  Глобальное общество рассматривается как "западная идея", мировая культура приравнивается к американизации «периферийных» национальных культур, а экономическая и политическая глобализации интерпретируются как средства придания России (и всем иным цивилизациям) второстепенной роли в интересах Запада и прежде всего США . Большое значение придается в этом подходе проблемам распределения ресурсов в условиях их недостатка, проблемам передела власти, но особенно геополитическим и геоэкономическим проектам.
Именно эти составляющие предопределяют каждый раз особую трансляцию идею в каждой из научных идеализаций, а их сущностная характеристика и сопоставление положений позволяет понять и выразить смысл современной кодировки человека, и человечества как социальной общности, но переставшей быть этносом.
В причинно-следственной парадигме объяснения географическая (природная) среда предопределяет условия возникновения и функционирования конкретного этноса, более того,поддержание и изменение данной социальной группой арены "полученной в дар" от природы жизнедеятельности является основной функцией человеческого пребывания на планете.
Этносы непосредственно и тесно связаны с природой через территорию, в пределах которой ведут свою хозяйственную деятельность.и эта связь сложившихся этносов с вмещающими их ландшафтами проявляются в приспособлении этнического коллектива и его хозяйственной деятельности к определенным условиям. Тогда возможно причина человеческой предопределенности будет состоять в том, что еще в самих истоках древнего знания географии в равной степени были вложены осмысленные философами и проверенные на практике идеи кодирования обширного массива сведений, которые еще не прочитаны
Философ Виктор Франк писал, что в описании природных условий планеты и людей в слагающаюся общность языка, нравов, искусства превращается в таинственное, духовно-кровное) единение, возникает особая географическая культура. Но еще из положений натурфилософии можно понять, что культура представляет собой не только совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, культура - это также набор кодов, предписывающий человеку определенное поведение, оказывающий на него "удерживающее", управленческое воздействие в сохранении человеческой главной функции сохранении "биосферных" или "экосистемных" сервисов планеты в рамках естественно функционирующих ландшафтов.

Оленеводы у палатки во время зимней кочевки. Фото представлено Екатериной Синькевич

РАЗДЕЛ XIV."ГЕОПРОСТРАНСТВО".