Ч2. Глава 2. В Краснодаре делать больше нечего

Игорь Англер
– Я было очень обрадовался приезду своего брата.  Налетел на него с вопросами, типа "как доехали?", "почему не позвонил?", а Эдуард мне в ответ: "Некогда, брат, было предупреждать, сорвались в одну минуту!"

– Я сразу понял, что случилось что-то нехорошее. Слухов много разных ходило про беспорядки в Баку, но в резню никто не хотел верить. Надеялись, что все успокоились после Сумгаита, а это так…про качающуюся советскую власть…

Градов выразительно посмотрел на Самвела, мол "давай, продолжай".

– Смотрю на Виолетту, а на ней лица нет – просто мёртвая маска. Входит моя мама и спрашивает, где же её любимые мальчики, и Виолетта падает в обморок. Брат еле успел подхватить её, чтобы она не грохнулась на пол. По слёзам брата я понял, что случилась большая беда, и что телевидение и газеты совершенно заврались.

– Знаю…

– Что ты знаешь? Ты знаешь, что его матери проломили топором голову, старшему сыну свернули шею, а младшему Ашоту – ему было всего пять лет – просто отрезали голову и дали матери её держать!!!

– Хочешь знать, что они сделали с Виолеттой?! Спроси у моего племянника! Он её осматривал и оперировал…

– Изнасиловали?

– Надругались, как звери! Детей у них, конечно, больше быть не могло, и обоих сыновей в ту ночь потеряли! Понимаешь, какая трагедия?! Рассказал такое! Баку в крови… Русские не вмешиваются… Сами еле отбиваются…

– А-а?

– Каспийская флотилия ушла первой и стала на рейде в ожидании десантников из Рязанской дивизии… Азера взяли оружие в милиции и штурмовали русских в военном городке… Хотели захватить оружие… У меня кровь стыла в жилах, когда я это слушал. Маме и жене несколько раз становилось плохо.

Самвел, окаменев, замолчал, вновь переживая жуткие воспоминания далёких лет. Градов подлил в стаканы коньяк и заметил, что бутылка почти опустела.

Василий Петрович, чтобы вытащить его из забытья, спросил: "А Эдуард никого из Баку не упоминал в своём рассказе?"

– Только своего начальника Искандерова. Только он к убийству семьи не причастен. Его там не было! – ответил Самвел.

– На следующее утро Лена, моя жена, отвела Виолетту к моему племяннику Эликяну. Он – гинеколог. Пока женщин не было дома, Эдуард показал мне кучу денег  там был миллион – и старинный турецкий кривой кинжал. В общем, он оставил мне машину "Волгу", на которой сбежал из Баку…

– Где она?

– Продал сразу одному грузину… Эдик оставил мне денег тысяч сто и пояс с ножнами, а кинжал почему-то забрал с собой.

– Это всё?

– Нет, ещё был старый Коран. Обгоревший такой. Я его сжёг, а зачем он мне? Тем более, на нём кровь моей семьи! Вот так блаженные коммунисты и просрали страну, вскрыв всему народу вены…

– А оружие у него было?

Самвел внимательно посмотрел на Градова и сказал: "Конечно, он же майор милиции. Был у него его табельный "Макаров".

– И всё?

– А что должно было быть? – умолчал армянин про хранившийся в тайнике в гараже автомат "Узи" с полным магазином к нему.

– Не знаю, мало ли что!

–Пойдём, покажу, – и Самвел встал из-за стола.

Они зашли в внутрь гаража во дворе дома, и хозяин включил свет. Он подошёл к стене, на которой висели пара колес и несколько покрышек. Самвел снял одну и вынул спрятанную в ней полуспущенную камеру. Разрезав резину перочинным ножом, он достал оттуда красиво расшитый кожаный пояс с богато инкрустированными ножнами.

– Вот он! Возьми…

– Зачем он мне? – удивился Градов неожиданному подарку.

– Забери с собой, а там сам решишь, что с ним делать. Я что-то в последнее время бояться стал. Столько лет не боялся, а вот сейчас…

– ?

– Ходит кто-то вокруг нашего дома. Позавчера видел чьи-то следы у нас под окнами. Спускайся за мной! – и Самвел полез вниз в ремонтную яму.

– Вот мой тайник! – показал он Градову потайной кирпич, который он вытащил из стены.

– Вот всё, что осталось! – армянин показал детективу толстую пачку мятых долларов в полиэтиленовом пакете. – Тысяч двадцать на чёрный день!
 
– А вот это… – Самвел расстегнул кожаную сумку, в которой заблестели драгоценности. – Передай, пожалуйста, брату.

– Послушай, где мне в номере спрятать столько золота? У меня поезд завтра вечером. Давай я зайду перед отъездом?

– Хорошо, приходи завтра, увидишь Эликяна и Лену. Но пояс забери сейчас! Кстати, про деньги и золото Искандеров знал…

– Ладно, до встречи!


Градов шёл к Овсепянам пешком, перекладывая из правой руки в левую и обратно старую дорожную сумку.  Наплечный ремень порвался, а новую сумку купить было не где.

– Чёрт, приеду в Питер, сразу куплю новую! – ругался на себя Градов.

Ветер разносил по округе запах гари. Предчувствуя неладное, он ускорил шаг. Навстречу ему попался только один высокий мужчина кавказской наружности, который мельком взглянул на Градова и пошёл дальше.

– Странное лицо! – подумал детектив. – Оспа? Почему только на одной стороне? Или ожог?

На подходе к дому Овсепянов он увидел толпу зевак, пожарную машину, несколько машин "Скорой помощи", милицейские "Жигули" с включённой, но без сирены, мигалкой и мини-автобус "Соболь"  с надписью " Криминалистическая лаборатория". На месте дома осталось только чёрно-серое вонючее пепелище. Гараж стоял целый, даже дверь была закрыта.

– Замок, кажется, вчера висел по-другому! – вспомнил Градов.

– Что случилось? – спросил он у незнакомой женщины.

– Вся семья сгорела! Под утро полыхнуло так, что пока проснулись, вызвали "01", ничего уже не осталось. Мужики – вон трое стоят – хотели помочь, так к дому подойти было невозможно!

– Поджог! – подумал про себя Градов и обернулся назад, вспомнив странное обожжённое лицо прохожего.

– Да, беда-то какая! – произнёс он и пошёл дальше по улице, размышляя о странном стечении роковых обстоятельств. – Пока не поздно, нужно обязательно поговорить с Эдиком, и лучше в присутствии Ломова.

Громов посмотрел на часы. До отхода поезда оставалось почти три часа.

– Можно перекусить и выпить пива где-нибудь у вокзала, – решил он.