Размышления бывшего клерка

Наталья Наринян
Клерк - это современное европейское название работника банка.
Клерк - это простой исполнитель инструкций и внутренних банковских правил.
В то время, когда я устраивалась на работу в Банк, в нашем государстве банков не было вовсе как таковых... Были сберкассы, по-немецки - Шпаркассе...
А про банки мы в совдеповском мире ничего практически не знали.
Были конечно информированы про банки в Италии, в Америке и в других развитых капиталистических странах...
Лично я весьма гордилась тем, что мне довелось устроиться на работу в банк времён СССР... Они были тогда у нас немногочисленны.
Хотя, позднее, я слышала довольно нелестные отзывы о банковских работниках в принципе... И о том, что это может кому-то показаться постыдным - обслуживать ведение валютных текущих счетов в нашем государстве... Я с таким мнением в принципе не согласна...
Кто-то до сих пор может винить простых клерков, зная, как много они получали денег, и что-то потеряв из-за курсовой разницы и перемен валютной политики...
На мой взгляд, это возможно теоретически сравнить с Нюрнбергским процессом... Ведь тогда, во время разбирательств по обвинению в фашизме рядовые солдаты Германии апеллировали тем, что выполняли лишь военные приказы, которые невозможно было не исполнить... Но их всё равно осуждали... Клеймили в фашизме. Хотя тщетно идеологическое сопротивление рядового служащего Германии...
Вот так и в том банке, где мне довелось работать более восьми лет...
Банк, в который я устроилась, обучаясь на вечернем отделении МЭСИ (Московского Экономико-Статистического Института), являлся весьма важным для экономики государства.
Лично я работала в отделе текущих счетов советских граждан, работавших за границей, и перечисляющих заработанные средства на свой счёт в банке государства, подданными  которого они являлись.
Вероятно, такие работники были бы не против, если бы все заработанные ими средства тут же выплачивались бы им наличными, минуя рутинные оформления...
Но, видимо, законы были такие, что не перевести хотя бы часть средств в свою страну они не имели права...
Я очень хорошо помню внутреннюю политику своего банка-работодателя по стремлению к высококлассному обслуживанию всех посетителей.
И помню очень хорошо и явно своё старание и стремление своих коллег. Все мы были воодушевлены новыми и не знакомыми для нас до сих пор европейскими тезисами о том, что "клиент всегда прав", "делу время - потехе час"....
В зале по обслуживанию граждан, зарабатывающих денежные средства за границей, всегда работали только молодые и привлекательные девушки. Все они были за персональными компьютерами уже с 1988 года (это когда я туда пришла) и ранее.
Все действия по текущим счетам осуществлялись автоматически по заранее составленной компьютерной программе. Процесс обслуживания граждан состоял и в сверке подписи владельца счёта в его заявлении с его-же подписью в досье. А досье было сформировано на основе заявления об открытии текущего счёта. На каждого клиента уже заранее было сформировано досье, облачённое в полиэтиленовый пакетик и хранящееся в несгораемом сейфе. В сберкассах того времени такого не было никогда! Нет и сегодня такого...
Иногда, правда, попадались клиенты без оформленного текущего счёта. Но, если их заработанная сумма была уже в банке, то она хранилась на промежуточных счетах и тут же всё оформлялось.
Позднее я себя частенько клеймила мысленно во взяточничестве, считая "взятками" шоколадки, помаду, жвачки...
Ещё я иногда тяготилась грехами такими, как игра на персональном компьютере в обед или когда нет посетителей.
Хотя позднее мне был дан ответ от священнослужителей, что в компьютерной игре нет греха вовсе... И что шоколадки и что-то вкусное и небольшое принято принимать в знак благодарности, согласно европейским обычаям.
В наш отдел всегда были огромные очереди. Какое-то время было ограничение на снятие валюты (например, по 500 долларов США).
Но это уже был прогресс, который, вероятно, никто не осознавал, что наше государство становилось открытым, не с автаркией, и не запрещало хождение иностранных валют внутри страны...
Все работники в то время получали серьёзные зарплаты. Эти зарплаты было совершенно невозможно сравнить с какими-то подачками...
Так что в те времена никто никаких правил из сотрудников не нарушал.
Вообще, очередью перед банком руководили какие-то дельцы, стремящиеся урвать прибыль от продажи очереди...
Наши сотрудники их называли "фантиками", не знаю почему...
Наверное, оттого, что все эти дельцы тусовались вокруг нашего здания...
Их периодически прижимали к стене правоохранительные органы, руками за голову...
Но фантики очень долго руководили очередью в банк.
Позднее возникла предварительная запись на посещение банка, и фантики вымерли как класс...
В то время как в стране были финансовые сложности, работники нашего банка получали весьма приличную зарплату...
Однажды я поругалась с начальницей, которая начала меня укорять в том, что я плохо работаю (по её мнению), а получаю зарплату примерно 400 тыс.руб в 1993 году..
А я, будучи, эмоциональной, пыталась ей возразить, что зарплата повысилась из-за инфляции, а не вследствие моих стараний...
Потом у нас стали популярны контракты, по которым сотрудник в среднем мог получать в месяц около 500 долларов США на долларовый счёт.
С одной неугодной сотрудницей не стали заключать такой контракт, и она продолжала получать только одну официальную зарплату. Она стала судиться, но ничего не выиграла, кроме смехотворной зарплаты.
Мы все старались изо всех сил, чтобы с нами заключали контракты. Потому что контракты были в инвалюте. И сумма зачислялась на наш валютный счёт.
Но, как в дальнейшем нам открылось, контракты - это западня. Так как все контракты были ограничены во времени. Самый длительный контракт мог составлять всего лишь три года.
С некоторыми работниками был заключён контракт на полгода. И они не придали этому большого значения. Но по истечении полугодового контракта эти работники были уволены. С ними не стали заключать нового контракта...
В какой-то временнОй западне оказалась и я, со мной в 1997 году был заключён контракт на три месяца. Я очень сильно расстроилась. Я понимала, что влиятельных знакомств у меня нет никаких. Потом контракт продлили ещё на три месяца...
Я, однако, была безутешна.
Я имела должность главного экономиста, и была безутешна из-за назначения мне контракта всего лишь на три месяца...
В сентябре 1997-го я была уволена из банка, так как мне не продлили контракт...
Так что контракт, пусть даже и весьма привлекательный, это всё же уловка...

Всё же, я благодарна той работе, так как она помогла мне накопить (с помощью официальной зарплаты) на покупку двухкомнатной квартиры в том районе, в котором я жила.

Мне это так радостно! Но мало кто разделяет мою радость... Сквозь прошествие лет я вижу одну только злобу и ненависть...

Так, одна моя одноклассница лишилась квартиры в нашем районе из-за коммерческой деятельности своей мамы. И мне кажется, что теперь эта одноклассница просто ненавидит меня... Хотя я в их делах вовсе ни при чём...

А мне, представьте! Удалось-таки заработать собственную квартиру, да ещё и двухкомнатную!!! И все документы о зарплате в наличии... Я долгое время не придавала этому значения, притеревшись к этой удаче...  Но это истинное чудо!
Я до этого жила в квартире с мамой и отчимом. И я всячески мечтала о своей квартире! Из-за отчима я не могла свободно выйти из ванной, к примеру, это сковывало меня...
Я, и только я, по моим личным прогнозам, была достойна собственной квартиры!!!!

А где-то в 1994 году, когда у работников Банка было по два счёта: долларовый и рублёвый; они могли, буквально не отходя далеко от своего рабочего места, написать заявление о конвертации своих накоплений в ту или иную валюту.
Одна сотрудница кассового отдела похвалилась нам тем, что она "заработала" приличную сумму за несколько дней, конвертируя туда и обратно свои заработанные средства на пластиковой карточке.
Мы также попробовали это. Нам везло дня четыре. А потом случился чёрный вторник или чёрный четверг (я уже точно не помню)... И те, кто "играл" со своими счетами понесли заметные финансовые потери. Я тоже потеряла что-то на чёрном вторнике. И пообещала себе в душе впредь не играть в азартные игры с государством никогда!
И я длительное время следовала этому озвученному самой себе принципу...
И мне удалось приобрести квартиру в 1996 году!
А что бы стало с этими денежками на счёте позднее??? Если бы не покупка квартиры...
А я хранила преимущественно всё в рублях, поскольку на рублёвый счёт шли проценты примерно 14%% в месяц!

И эти 14% в месяц не облагались никакими налогами!!! Красота!
Да к тому же начислялись проценты на проценты!


Продолжение следует...