Золотое руно - богатство обязывает

Тина Гай 2
«Золотое Руно» -  это лучший и самый шикарный литературно-художественный журнал из числа выходивших на рубеже XIX-XX века в России (1906-1909). Журнал элитарный, рассчитанный на интеллектуалов, художников, искусствоведов, критиков, поставивший целью просвещать и знакомить образованную публику с последними достижениями в мировой и русской культуре.


Выходил всего четыре года, но уже в первый год стал чрезвычайно популярным и превратился в яркое явление русской культурной жизни. «Золотое Руно» объединило практически весь цвет писателей, поэтов и художников Серебряного века.  С него начался русский авангард; он впервые познакомил Россию с французскими художниками, которых в самой Франции никто не принимал всерьез.


Здесь Блок начал выступать в роли литературоведа и критика, заложив основы теории символизма. «Золотое Руно» впервые стало организовывать выставок русского авангарда («Голубая роза») и  художников новой волны  французской живописи («Салон Золотого Руна»). Издательская деятельность журнала не ограничивалась только журналом, позднее стали выпускаться книги писателей и поэтов-символистов.


Открывался первый номер «Руна»  Врубелем, что было продуманным и сознательным шагом. Именно этого художника, кумира символистов новой волны, «Золотое Руно» сделало своим камертоном, настраивая читателей и себя на высочайший эстетический уровень. Врубель являлся духовным ориентиром журнала, которому он оставался верен до конца.


Перечислим лишь некоторые  имена, позволяющие понять масштаб издания, его влияние на культурную жизнь и какую высокую планку он держал. С журналом сотрудничали художники К.Сомов, Е.Лансере, Л.Бакст, М.Добужинский, М.Нестеров, Н.Рерих, В.Борисов-Мусатов, М.Сарьян, К.Петров-Водкин, С.Судейкин, Н.Гончарова, М.Ларионов; поэты  А. Блок, А.Белый, Д.Мережковский, Вяч. Иванов, В.Брюсов, С. Городецкий, К.Бальмонт и многие другие.


Вокруг журнала сразу же возникла полемика и все четыре года атмосфера журнала была наполнена скандалами, сплетнями, интригами, связанными, прежде всего,  с фигурой его спонсора и издателя – Николаем Павловичем Рябушинским. Но не только. Подливало масла в огонь и соперничество с другим журналом символистов «Весы», который редактировал Валерий Брюсов, так объяснявший причину этих бесконечных свар:


«Слишком много нас расплодилось, и приходится поедать друг друга, иначе не проживешь».


Впрочем, несмотря на это, история уже оправдала и существование журнала «Золотое Руно»,  и жизнь непутевого Николаши, как звали в семье богатого издателя журнала, с широтой русской души и купеческой щедростью вкладывавшего, не скупясь, тысячи и тысячи в свое любимое детище.


И всё было бы тихо и мирно, если бы он не претендовал на роль редактора, с чем не могли согласиться его сотоварищи. Но у Николая Павловича было звериное чутье на всё красивое и по-настоящему ценное, что он постоянно и демонстрировал не только в журнале, но и в организации выставок, проходивших под эгидой журнала.


«Голубая роза» - тому подтверждение. Выставка  открылась через год после начала издания журнала, в марте 1907 года,  и стала высшим достижением русского модерна и началом триумфа русского авангарда. В 2017 году исполнилось ровно сто десять лет со дня открытия этой потрясающей выставки. Рябушинский до конца дней гордился ею, считая, что это было высшим его достижением.


Несколько слов об этом человеке -  меценате, издателе, коллекционере, художнике, писателе.  Этот «отщепенец» в двадцать три года отказался участвовать в коммерческих делах отца и братьев, но после получения своей доли наследства,  не стеснялся сорить деньгами, заработанными семьей, налево и направо. Дело дошло до того, что старшие братья вынуждены были, чтобы остановить буйство молодого отпрыска, взять его под опеку на пять лет, что пошло ему на пользу.


В это время он объездил многие стран, где его интересовало только искусство. Из поездок он привозил вазы, картины, сабли, разную бытовую утварь. В конечном итоге, возвратившись в Россию, он окончательно определился со своим будущим: только искусство и ничего больше.  Благо, что для этого у него были средства, и немалые. Их-то он и предполагал использовать на исполнение своих планов.


А планы у него были грандиозные: ни больше, ни меньше, как стать вторым Сергеем Дягилевым и издавать журнал, который бы продолжил традиции просвещения и популяризации искусства, начатого журналом «Мир искусства», прекратившего своё существование в 1904 году. Это Рябушинскому принадлежит крылатая фраза «Богатство обязывает». И  свои обязательства перед Отечеством и русской культурой  Николай Павлович выполнил.


Здесь мне  вспоминается "Хвала богатым" Марины Цветаевой:


…И засим, с колокольной крыши
Объявляю: люблю богатых!
За их корень, гнилой и шаткий,
С колыбели растящий рану,
За растерянную повадку
Из кармана и вновь к карману.
За тишайшую просьбу уст их,
Исполняемую как окрик.
И за то, что их в рай не впустят,
И за то, что в глаза не смотрят….


И за то, что в учетах, в скуках,
В позолотах, в зевотах, в ватах,
Вот меня, наглеца, не купят -
Подтверждаю: люблю богатых!


Название журнала Николай Рябушинский  заимствовал из рассказа Андрея Белого «Аргонавты», в котором есть такие слова:


«Буду издавать журнал «Золотое руно». Сотрудниками моими будут аргонавты, а знаменем — Солнце. Популярным изложением основ солнечности зажгу я сердца. На весь мир наведу позолоту. Захлебнемся в жидком солнце».


Мечта о журнале-светоче была очень заманчивой, но мало кто верил, что этот малообразованный, неискушенный в искусстве, самоучка и дилетант, бесшабашный и безбашенный  купчишко с золотым мешком  сможет создать  что-то путное. До сих пор является загадкой, как ему удалось сотворить это чудо.


Значит, несмотря на всю свою бестолковость, он оказался  незаурядной личностью с мощной энергетикой и организаторскими способностями. Первый номер журнала, изданный на лучшей бумаге, красивый и большой (потом его формат уменьшился) предстал действительно как Солнце, символизируя собой конец сумрака ночи и начало новой Жизни.


Претендуя на лавры Дягилева, Рябушинский хотел, чтобы русское искусство узнали не только в России, но и на западе. Для этого первые полгода «Руно» выходило на русском и французском, но сложности с переводом, а также финансовые проблемы, заставили отказаться от этой идеи, хотя подписка на журнал шла и за рубежом.


Самое важное это то, что журнал популяризировал не только западно-европейское искусство, но и искусство молодых отечественных художников-новаторов, а также древнерусское искусство. Одним из самых значительных достижений считается издание в журнале очерков по истории русского искусства с красочными иллюстрациями.


И в дальнейшем каждый год журнал выпускал строенный номер, посвященный национальному искусству, сопровождавшийся не только иллюстрациями, но и вступительными статьями профессора А.И.Успенского. Для многих эти тексты и иллюстрации  стали настоящим открытием, а их влияние на художников русского авангарда трудно переоценить.


Следующей выставкой после сенсационной «Голубой розы» стала выставка с участием картин французских художников -  «Салон Золотого Руна». Она прошла в 1908 году. Здесь были представлены Ренуар, Тулуз-Лотрек, Сезанн, Ван-Гог, Дега, Писсаро, Боннар, Матисс, Жорж Брак и многие-многие  другие. Всего 250 произведений. Выставка стала  культурным шоком.


После этого прошли еще две выставки, последняя - в конце 1909, продолжаясь и в начале 1910 года. К тому времени журнал уже перестал выпускаться: меценат интерес к журналу утратил, да и финансовые дела его пошатнулись. Но свою миссию «Золотое Руно» выполнило, и уходил журнал с достоинством, прощаясь от имени редакции со своими читателями словами:


«Расставаясь теперь с читателями, мы вовсе не чувствуем себя утомленными. Ни постоянная борьба, которую мы в продолжение более трех лет ведем за дорогое для нас будущее искусства, ни громадные технические трудности печатания художественного отдела, ни систематическая конфискация наших номеров и изданий цензурой, ни равнодушие и кампании газетной критики не поколебали нашей энергии.


Но теперь мы ясно чувствуем, что течения, которые мы отстаивали как в области литературы, так и в области живописи уже достаточно окрепли и выразились, чтобы развиваться самостоятельно… Заканчивая нашу четырехлетнюю работу, мы уходим со спокойной уверенностью, что ничто уже не сможет заглушить и уничтожить тех художественных принципов, за которые боролось «Золотое Руно».


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/runo/