воспитание 2

Павел Русов
ВОСПИТАНИЕ*


Эпиграф
Пусть первым уроком ребенка будет повиновение.
Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым
(Б. Франклин)

Парадокс воспитания состоит в том,
что хорошо поддаются воспитанию как раз те,
которые не нуждаются в воспитании
(Ф. Искандер)

Предисловие

В детстве меня часто отправляли к бабушке в город Могилёв, где я все три летних месяца капризничал, занимался дуракавалянием и безбожно хамил. А бабушка меня воспитывала. «Не качайся на стуле, Павлик… Не надо качаться на стуле внучёк…» – и так долго и нудно, пока под угрозой лишения сладких кукурузных палочек (такие только в Белоруссии делали – моё субъективное мнение) я переставал терзать стул и бабушкины нервы. А иногда и не переставал. Тогда меня ругали ругательствами страшно; сопли, слезы, жалобы родителям на засилье фашистского оккупационного режима в славном городе Могилёве и…
В общем, качался я на стуле во время еды с пугающей периодичностью, что позволяло бабушке делать далеко идущие выводы по поводу моей жизненной карьеры – то есть слесарем и на всю жизнь. И воспитывать, воспитывать, воспитывать…
Терпенье, терпенье, терпенье…

Но так случалось, что иногда меня отправляли и к другой бабушке. Очень строгой –старообрядческой веры и нравов суровых.
Дуракаваляние со стулом и низведение бабушки закончилось, не успев начаться.
Мне было предложено (интонация – «заледененная клубника с замороженными сливками») перестать расшатывать устои деревенского дома посредством неправильного приема пищи. Я не внял голосу разума, по привычке желая услышать обыкновенное: «Павлик, не качайся на стуле…» и т.д. и т.п. со всеми вытекающими для меня, стула и бабушки последствиями. Ведь (наивно думал я) пока еще ни один Павлик не пострадал (стул, кстати, тоже, а о бабушках я, верный пути настоящего эгоцентриста даже и не думал)! Лишение же лакомства, которого, кстати, здесь мне предложить не могли (чай, не Могилёв!) – это ли повод отказаться от стулакачания?
Я ошибался.
Бабушка № 2 предлагала только один раз.
Мне было дано десять секунд на выполнение просьбы-приказа, после чего (необычайно резво для бабушки), я получил мощнейший тычок в лоб тыльной стороной ладони. И, отлетев вместе со стулом к буфету, услышал (произнесенное ровным, сухим тоном): «Подыми стул, сядь ровно, бери оладьи».
Слезы с соплями, на удивление мне, уконтропупились где-то на выходе из организма, а мозг с детской непосредственностью решил, что оладьи со сметаной – классная награда за то, что я не качаюсь на стуле.
Дрессировка, однако.

Словие

Эпиграф
Дрессируя, мы воспитываем.
Но воспитывая, мы не всегда дрессируем. **

Очень, знаете ли, часто эти два понятия (дрессировка и воспитание) объединяют, а порой и подменяют одно другим. Причем, не вдаваясь в смысл. А смысл-то – не одинаков. Вообще-то, статья посвящена именно воспитанию щенка. То есть – какие, такие принципы использует человек, занимаясь воспитанием собачьего ребятенка. Откуда он их берет? Как он их использует? Почему? С какой целью?
И дрессировки я касаюсь, лишь в рамках этой темы – воспитание щенка.

Но согласитесь – невозможно что-либо написать конкретного, предварительно не разобрав по полочкам используемые в теме понятия.
А посему, зайдем читатель в деревню «Скучнотеево». То бишь, займемся занудством. Но не долго. Сам не люблю копаться в словарях, но что делать – такова жизнь. Приходится перелопатить кучу литературы, для того, чтобы потом вывести на экран монитора строчку чуть ли не из пяти-семи слов.

Термин воспитание – не имеет общепринятых определений, слишком он обширен и многозначен (в отличие от термина дрессировки, который имеет лишь одну интерпретацию).
Я остановился на самом широком толковании (а так же выбрал пару цитат), дабы не влезать в категории, подкатегории, подподкатегории… ну и т.д.

«В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества».

Немного все-таки придется сузить рамки, так как по теме – у нас семья, хоть и собачья.

«…семейное воспитание – это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток…»

Ближе всех к истине (в зоологическом плане) оказался И.П. Павлов.
«Воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции»

Ну что ж, а теперь начнем, пожалуй! Ах, да! Дрессировка!
Несмотря на то, что термин прост – был сформулирован давно (и озвучен, кстати, Павловым), в просторах инета (и в бумажной литературе) развелось столько словоблудия, что прямо диву даёшься!
Покопавшись с полчасика в инете (не в пример с воспитанием – потрачено было полночи!), сверив с книгами, я убедился, что кроме основного и небезызвестного «…выработка навыка… нужного человеку…» остальное шелуха и «тень на плетень».
Ну и не удержался от зубоскальства!
Внимание, цитата, где, зачем-то, авторы изложили известную формулировку, но своими словами и с добавлением неведомого слова «отдрессировать».
«Отдрессировать собаку — значит сформировать её поведение в направлении, выгодном для человека, выработать навыки, необходимые для того или иного вида работы, службы собаки» (В.А. Калинин, Т.М. Иванова, Л.В. Морозова, «Отечественные породы служебных собак азиатского происхождения», М., Патриот, 1992).
В общем, как говорится, слова нет – а ж… есть. В смысле, есть собаки дрессированные, а есть отдрессированные. (Хотел было порассуждать по поводу использования приставок «от» и «вы» (последнее в семантическом значении «у» – то есть «рядом», «не так далеко») с использованием одного энергичного глагола и отглагольных прилагательных ненормативной лексики, но решил – не в место.)
Ну и ладно.
Идем дальше.

Итак, тезис…
Да ну их к черту, тезисы, утверждения… Доказывать их еще потом… лучше просто поговорим!

Маленького оболтуса с рождения воспитывает собачья мама, а потом и сверстники, а потом и собачий папа может поучаствовать в процессе (если мама, конечно, «за!»).
А человек?
А человек, вопреки мнению многих авторов, лишь пользуется плодами труда сучьего воспитания. Некоторые наблюдательные люди – осознано, некоторые (столь же наблюдательные) – интуитивно, а некоторые – вовсе и не пользуются, вследствие чего – обструкция*** – сиречь занимаются дрессировкой с препятствиями великовозрастного болвана с хамским взглядом на квазиродственников. А это тяжело, иногда больно и уж точно такого рода занятие не несет в себе ни грамма положительных эмоций, которые должны появляться у человека при работе с предварительно воспитанной особью канис фамилиарис.
Мешает такое времяпровождение наслаждаться истинной дрессировкой.

Так что же там такого хитрого творится? В семье-то собачей?
Да ничего хитрого!
Семья живет по своим законам.
Собачьим.
А какие они, собачьи законы? И что полезного оттудова может вытащить человек?
Ничего сложного. Вот лишь некоторые из них.
(Не лишним будет упомянуть, не вдаваясь в этологические изыски, что собака – особачивает наше поведение, а мы, люди – очеловечиваем. В результате такого рода «языкового» барьера – всяческие неприятности и недопонимания между двумя видами).
Все слышали, как сука подзывает своих детей? На кормежку? Гуканьем, мягким поскуливанием… Да много как может мамка детишек своих отобедать звать. Главное – высокий тембр.
А как наказывает непослушных? В самом раннем детстве – отбивкой носом и предварительным ворчанием. Тембр голоса, если пользоваться человеческими мерками – средний (Меццо-сопрано, если хотите). Но для щенка, вкупе с «носовым действом» - угроза.
И че мы имеем полезного для нас, человеков?
Так мы и продолжаем общаться/воспитывать щенка, используя тот же принцип: гладим, хвалим – голос ласковый, по тембру более высокий, нежели чем когда мы злимся и негодуем на проделки юного шалопая.
И нет нужды копировать рычание или гуканье матери – щенок (общаясь с человеком) в определенное время быстро схватывает «что, где, когда». Хотя, опытные дрессировщики бывает, и рычат и гукают и поскуливают. Но, во-первых, на то они и опытные, а, во-вторых – это, так сказать их модус вивенди – образ жизни.
Но этот пример достаточно очевиден, поэтому перейдем к другому этапу.

Явный образчик воспитания – это поведение суки во время кормления.
МАМА ЕСТ ПЕРВОЙ!
Особо оголтелые личности получают уже не отбивку носом и вежливое ворчание, но вполне себе ощутимые подзатыльники, предваряемые изрядным рыком. Подзатыльники в собачьем понимании – это прижатие головы неслуха к земле, а для особо одаренных – трепка за шкирку. Как правило – раза достаточно, дальше – только предупредительный рык и…
Ничего не напоминает?
Любой опытный дрессировщик советует начинать общенье со щенком, соблюдая некие правила. Одно из них гласит – глава дома трапезничает первым. Там же вводится и посадка перед миской. А что это, как не продолжение воспитательного процесса начатого мамашей? Только и всего, что рычанье заменяется на «сидеть» (не тронь, моё!) и первым начать кушать…
Как? Из миски?
Помилуйте, граждане! Так на то есть имитация… Ну почавкали над миской аппетитно и отдали собачке. Поверьте – поверит. Можете приступать к еде, Граф…
Это я описал усредненный способ сучьего воспитания по поводу «кто ест первым».

Но собачьи мамаши уж такие затейницы, такие затейницы, что прям диву даешься…
Наша сука Василиса с Красных Прудов, видимо решив, что этот помет растет чересчур бесцеремонным, отчебучила следующее продолжение сигнала «не тронь! Моё!».
Васе приносят кушать, часть каши с мясом она съедала, а дальше… Фашистским образом издевалась над детишками: приносила к ним в вольер недоеденную миску с кашей и…
И выдавала закономерных оплеух тем, кто радостно бежал к дорогой и заботливой мамаше за раздачей… э-э-э… Ну уж не жратвы, так точно.
Уж не знаю, что творилось у Василисы в голове (с предыдущим пометом такого она не делала), но могу предположить. По каким-то признакам, она решила, что хрен у этих детишек в старшем возрасте отвоюешь пищевое довольствие. А раз так, то провокация – это то, что нужно! Получите и распишитесь, дорогие детишечки!

Берем еще старше возраст. Детишки стремительно пытаются познать окружающий мир. Пытаются пойти туда, не зная куда, а некоторые (особо пытливые) деятели и принести то, не зная что.
На этом этапе мама (не любая) может допустить к общению со щенками и папашу, а то и родственничков всяческих.
Вырисовывается сразу несколько картин.

Картина первая. «От Розарио Агро еще никто не уходил…»
Лежит себе малолетний хулиган (для старших собак – они все малолетние преступники априори) посередь какой-либо территории… ну, скажем… пустыря. Старший по званию и возрасту (потом такие прогоны начинают творить и детишки) движется лениво совсем в другом направлении. Вдруг резко меняет курс и объясняет молодой поросли, что «все здесь мое» и не валяйся у меня на дороге.
А мотивирует свое поведение как? А никак. Просто ругательски ругает, а в случае непонимания младым оппонентом языка жеста и голоса вводит суровую трепку за ту же многострадальную шкирку.
Достаточно пары таких проходов/прогонов, как щенок за энное количество метров при приближении узурпатора, резко делает вид, что он там, в кустиках, чего-то важное забыл.
А все почему? Потому – есть тут главный. Все его. Тот же эффект достигается и прогоном с господствующей высоты: лежанка, камень, просто возвышение, диван, кресло (да-да!)…
Хорошо объясняет суть такого рода педагогического процесса старый дурацкий анекдот.

Сидит Петька на рельсах.
Подходит Василий Иванович и говорит: «Подвинься, Петька».

Плевать, что места много, но подчиненный должен уступить.
А как себе это поставить на пользу? Как продолжить начатое мамашей с папашей ранжирование отпрысков?
Да всего лишь нужно не обходить щенка, вальяжно раскинувшегося пузом кверху и хитро глядящего на вас: «обойдет – не обойдет?», а отодвинуть ногой и всего делов.
Понятное дело, что нельзя сей экзерсис доводить до абсурда. Ничего хорошего не выйдет из собаки (буде, конечно, вам не по нраву неврастеники), ежели гоняться за беднягой по всем комнатам и закоулкам с жуткими воплями: «Все мое, уступи дорогу!», причем каждый день и с упорством маньяка.

Картина вторая. «Ты туда не ходи - ты сюда ходи. А то снег башка попадет - совсем мертвый будешь…»
Наблюдая за тем, как выводит сука щенят на первые прогулки, можно заметить несколько любопытных фактов.
Мать выходит из помещенья (вольер, к примеру) первая.
Щенки следуют от нее по бокам чуть позади и внимательнейшим образом отслеживают любые изменения в выбранном матерью направлении. Проще говоря, не лезут поперек матки в пекло. Залезут потом, конечно, но… после Вас уважаемая мамаша.
В последующих прогулках сука разрешает отбегать щенкам на определенную дистанцию. По моим наблюдениям – метров пятнадцать/двадцать. Не все, конечно. Есть такие нервные мамаши, что «шаг вправо, шаг влево – расстрел на месте». Есть и полные… э-э-э… безалаберные, в общем, девушки.
И заходит сука в помещение первая.
Та же Василиса, к примеру, здорово накостыляла доченьке (Звезда с Красных Прудов) при входе в квартиру, где последняя ни разу не была. Не… потом разрешала, но первый раз… Извиняйте, подвиньтесь.
И в этом случае продолжает человек делать то, что начала сука и сучьи родственники.
Входим, выходим мы, человеки, первые. Не потому, что умные и прямоходящие, а потому, что так понятней щенку – кто здесь главный.
На прогулках часто меняем курс, вынуждая щенка следовать в нужном нам направлении.

Что еще из воспитательного собачьего курса?
Ах, да! Игра, уголки губ и т.д.
Я уже писал в первой статье**** о том, что игра должна начинаться по Вашему желанию, но без примеров.
Одуревший от безделья и одиночества несчастный (это он так думает) щен, наконец-то углядывает в своем поле зрения мамашу (забирали на дрессировку или еще куда) и радостным галопом бежит обниматься целоваться. Для того, чтобы сразу не получить по шее (в прямом смысле), дите пытается достать до маминых уголков губ. Показать, что он маленький премаленький ребятенок и ремнем по попе – ни-ни! Непедагогично.
И дальше все зависит от характера любимой мамочки. От её настроения, от того, какая луна взошла…
Собачьи мамы бывают только двух типов: строгие и очень строгие. Другие – это вовсе и не суки, а так… не пришей кобыле хвост.
Так вот, в зависимости от характера, настроения и еще бог знает чего, сука может позволить достаточно долго прыгать дитенку вокруг своей пасти, пока означенный отпрыск не перейдет границы дозволенного. То есть начнет ставить на нее лапы. А он начнет – будьте уверены!
Что пресекается рыком и уже знакомыми до боли подзатыльниками. Отметим, что арсенал сих педагогических воздействий на юных шалопаев не ограничивается только лишь вышеописанными приемами. Существуют такие вещи как: «отбивка задом», прижатие лапой, мочеструйная техника воздействий (кобели, метя таким образом щенка, разом добиваются от оного сверхучтивого поведения).
И, напоминаю, все это предваряется рыком. Поднятием верхней губы. Всегда. Просто мы, люди, не видим микроскопический оскал, и не слышим инфразвуковое бульканье/рычанье.
Палитра звуковых воздействий – богатая – всего не перечислишь. Если пользоваться музыкальной терминологией, то от наилегчайшего pianissimo , до мощнейшего fortissimo*****
Человеку нет необходимости при становлении на путь истинный сукиных детей предварительно упражняться в вокальных изощрениях. То, что мы можем взять себе на пользу – давно известно дрессировщикам.
Щенок собирается сотворить нечто гадостное? Мы хмурим брови и противным голосом сообщаем ему: НЕТ! Что соответствует в переводе небольшому оскалу и тихому «ры».
Щенок уже сделал пакость? Соответственно, пониженным тоном (иногда очень громко) сообщаем неправомерному гяуру, что его интеллектуальное развитие равно пациентуре психиатрической больницы № 6 города Семисобаченска. Идиот, короче. А брови наши, да и все выражение лица приобретает отчетливые черты Ивана Васильевича Грозного с картины Васнецова.
Понятное дело, что слово «нет» - условное. Можно и рычать, можно употреблять другие слова, пускай даже и ненормативные, но смысл – один – «Я ТУТ ГЛАВНЫЙ, ВСЕ МОЁ».
Кстати, существует известная всем команда «Фу», она общеупотребительна среди владельцев собак, но вот какая штуковина! Нужно помнить, что «нет, плохо» – у этих слов антагонистом (в смысле – противоположное значение) является выражение «можно, хороший». (Рычанье – гуканье.) А вот команда «фу» – является (в советской дрессировке) командой одного значения – низзя – и все тут. (Откровенные фитиля без ноты предупреждения.)

Картина третья. «Гулять нельзя играть».
И здесь человек пользуется плодами собачьего воспитания. (Я видел ситуации, когда старший по званию отпрыск прям-таки заставлял играть с собой младшего по званию.)
Пример.
Выхожу я гулять с пятилетним Кексом (Цитрон с Сиреневой Долины). С собой беру двух малолетних девчушек: Ивана с Сухаревки и Катюша с Красных Прудов. Возраст им – примерно месяцев четыре. Самый такой возраст – непослушания.
Метрах в тридцати от нас появляется местная дворняга кобелиного типа. Кекс срочно устремляется к пограничной территории, метить. Но предварительно…
Неторопливым баском он сообщает двум малолетним сукам, что туда – где возможно будет драка – соваться нельзя.
Одна (Катюша) – сразу выполняет команду «лежать», вторая – Ивана – ложится, но голову к земле не прижимает. Кобель втыкает пастью ее за шею в землю.
Дальше – самое интересное! Разобравшись с противником, Кекс подходит к девочкам и принимает позу заигрывания: припадает на передние лапы. Девки весело к нему подбегают, долго расцеловывают его в уголки губ.
Ну чем не команда «лежать» с последующей командой «гуляй»!
Дальше – больше.
Оппонент появляется на задворках. Кекс, углядывая противника, дает Иване с Катюшей предварительное инфразвуковое «ры». Обе девочки с грохотом укладываются на землю. Любо-дорого посмотреть! По истечении секунд сорока Цитрон с Сиреневой Долины дает им издалека команду: «Можно». Они подбегают и садятся перед его мордой с выражением: «Что нужно, хозяин?»
Ничего не напоминает?

Много чего делают собачьи родственники, в частности сука, в плане воспитания. И на первый взгляд – дело хитрое, собачье!
Хитрое?
Да ничего особенного. Все, что делает сука, то потом продолжает делать, так или иначе, и человек.

Знаете, какая самая сложная команда в дрессировке?
Это – команда «рядом».
На то, что бы научить отпрыска следовать рядом с собой, сука тратит очень много времени. И мы, люди, тоже.
Если ребятенок не желает подчиняться – вводится команда «лежать». И только потом «ко мне». Так сучья мама воспитывает. Так и мы должны.
Есть ряд дрессировочных навыков, кои напрямую относятся к начатому сукой воспитанию.
Упомянутая уже команда «рядом».
Команда «лежать», «ко мне» – выступает единым комплексом. Об этом, кстати, писал еще дядя Лоренц******. Воспитательное значение этих команд – яснее ясного – на примере Цитрона с Сиреневой Долины и двух девчушек я это наглядно объяснил.
В ряду воспитательных команд стоит и «ползи».
Знаете, как щенок умилостивляет разгневанную мамашу?
Правильно, он ползет. Причем ползет настолько кривым и потешным способом, что только диву даешься – это ж как так можно-то передвигаться? И связанно это с тем, что хуже некуда для молодой особи быть выгнанным из стаи. Не выживет. Вот и ползет наказанный отпрыск, регулярно показывая свое детское розовое пузико. Потому как за пузо, ето самое, ни один собачий гад не покусится, ежели он, конечно, не подонок последний. Лежачих – не бьют – эта максима не изобретена человеком, но подмечена у животных.
N.B. Требование прижатой головы к земле при исполнении команды «лежать» – вовсе не прихоть дрессировщиков! Полностью наказанный мамой щенок (заметим, на минутку, весь в маминых слюнях и изрядно отрёпанный за шкирку) даже и не подумает поднять голову от земли, а уж отряхнуться… На фиг, на фиг!
Понятное дело, что большинству собак не требуется команда «ползи», но некоторые представители (как правило, кобелиного племени) прям-таки вынуждают человека ввести этот навык в жизни.
Отдельным воспитательным навыком стоит следовая работа. Но – это тема сложная, рассказывать долго. (Придется делать особую статью.) Обойдусь короткой, таинственной фразой: следовая работа – это классическое цементирование стаи (из двух особей разного вида) вожаком.

Так-с, что у нас еще по воспитанию? Пожалуй, все. Остальные навыки относятся непосредственно к дрессировке. То есть к тем навыкам, которые нужны человеку для службы. Перечислять их нет нужды, проще означить то, что вкладывает сука в детей и что мы потом можем использовать.
Перечисляю в порядке значимости для человека.
«Лежать», «Рядом», «Ко мне», «Ползи».
(Есть воспитательные элементы и в защитной службе, но – эта песня другая.)
А пока же, смею уверить Вас, Уважаемый Читатель, что воспитать собаку – это дело не трудное. Особливо, ежели знать основные принципы воспитания, кои собачья мама вкладывает в непутевые головы отпрысков.
Наблюдайте за собаками. Смотрите передачи о диких животных. Оценивайте, сравнивайте, запоминайте...
И, умоляю Вас, Уважаемый Читатель (парафразируя небезызвестное Булгаковское):
– … боже Вас сохрани – не читайте до обеда нынешнюю кинологическую литературу.
– Гм… Так ведь других нет.
– ВОТ НИКАКИХ И НЕ ЧИТАЙТЕ.

Послесловие

Растет у нас котенок. Месяца три ему. И мы с ним великолепно друг друга понимаем. Точнее сказать так: он меня понимает всегда, а вот я его… эпизодически.
Что поделать! Понятийный аппарат у нас с ним не налажен на все сто! Пока. Но я стараюсь. Пересматриваю заснятое видео (как мама кошка его воспитывала), делаю выводы… Создаю, так сказать, глоссарий кошачьего языка. Учусь, собственно. И буду дальше учиться.
А знаете, что нужно для того, чтобы научиться понимать животных (от букашки-таракашки до человека-промокашки)?
Правильно.
ТЕРПЕНЬЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ.
Чего Вам и желаю, дорогой читатель.


Примечания

*Воспитание – первоначально это слово означало "вытягивать", а в более расширительном толковании - "выращивать", и связывалось прежде всего с процессом питания. Термин В. также имел оттенок, указывающий на вскармливание. В древнерусских текстах В. отражалось словами "кормить", "питать", а воспитатель часто назывался кормильцем. Сейчас в самом широком философском смысле этот термин означает целенаправленный процесс перевода накопленной человечеством культуры в индивидуальную форму существования… (Философский словарь)

**Я никак не подписал авторство цитаты, поскольку не очень уверен в том, что высказывание принадлежит мне. Чую, что где-то, когда-то подобное – читал, но вот вспомнить не смог. Так иногда бывает – придумал, а дальше сидишь и мучаешься – ведь точно читал же где-то! (И даже всезнающий интернет не помог!)

***Обструкция – буквально препятствие, преграда, помеха. Я, конечно, не Салтыков-Щедрин (Михаил Евграфович придумал несколько слов, которые уже много лет отражают российскую действительность — «головотяпство» и «благоглупость) – новые термины вводить, но уж замечательно звучит: «Обструкционная дрессировка». То есть – дрессировка с помехами, кои и создал сам человек при помощи неправильного воспитания.

****Очень тихо и, соответственно, очень громко.

***** «Воспитание щенка». (Русов П.В., Цветков А.В.) Журнал «Кинополис», 1996 год, издательство «ЛНКО»

******Приведу длиннющую цитату, так как Лоренц наиболее четко описывает значимость этой команды.
«…главный из них (навык – П.Р.), на мой взгляд, беспрекословное выполнение команды "Лежать!"; благодаря этому навыку любая собака становится приятнее и полезнее. Собака должна научиться ложиться по команде и не вставать без разрешения...
Еще важнее воспитательная ценность этой команды, так как ее выполнения означает существенное развитие привычки к послушанию. Для собаки не так просто подавить желание следовать за хозяином и остаться одной в каком-нибудь непривычном месте - выполнение этой команды равносильно выполнению неприятного долга. Поэтому команды "Встать!" и "Ко мне!" воспринимаются как счастливое избавление, и в результате "приход на зов" превращаются из работы в удовольствие. Очень часто заставить плохо поддающуюся собаку идти на зов удается только через промежуточную стадию обучения лежать. Эгон Бойнебург, один из лучших дрессировщиков собак, каких я только знаю, при обучении охотничьих собак сосредоточивал усилия именно на команде "Лежать!", а не на "Ко мне!". Он разработал метод остановке в разгар травли для тех собак, которые в обычных условиях были послушны, но оказывались столь азартными охотниками, что, гоняясь за добычей, повиновались своей страсти, а не свистку хозяина. Добивался он этого, приучая собак по команде "Лежать!" прерывать любую деятельность и даже гон: они ложились и ждали распоряжения "Ко мне!". Когда собака бросалась преследовать дичь, Бойнебург не пробовал ее отозвать, а просто кричал громко: "Лежать!" Взметывалось облако пыли, поднятой резко затормозившими лапами, а когда оно рассеивалось, зрители видели послушно улегшуюся собаку. Обучение команде "Лежать!" настолько просто, что доступно даже людям, вообще лишенным способности дрессировщика…»

Список литературы.
Макаренко А.С. Статьи «Разговор о воспитании», «Цели воспитания»
Лоренц К. «Человек находит друга», «Агрессия», «Копи царя Соломона»
Сухомлинский В.А. «Рождение Гражданина»
Павлов И.П. «Рефлекс свободы»
Леви В.Л. «Трудный ребенок»
Станиславский К.С. «Работа актера над собой»

Русов Павел 2014 год