Не надо думать про пароход

Дмитрий Аверенков
1.
 
Не надо думать про пароход. Лучше сразу про армию, про призывной пункт, или уж если начинать, то про последние дни перед армией.
Или вот: было жарко, плавился асфальт…
Нет, не то.
Наверное, вот так: я допускал, что не вернусь. И я действительно не вернулся – уходил тогда, в июле 19… года один человек, а вернулся в Москву через два года – другой. Получается, я доживал последние дни собой прежним. До явки на сборный пункт оставалось два или три дня, и я не знал чем занять себя, потому что было очень жарко, плавился асфальт, и я подошвами ощущал, как он будто плывет под ногами, что он зыбкий, как резиновая каша, потому что не надо думать про пароход.
 
Или вот о том, как меня стригли. Я не хотел, чтобы это было в армии, и пошел в парикмахерскую и сказал – меня под ноль, пожалуйста. Но парикмахершу я не помню, когда я пытаюсь ее вспомнить, все плывет как зыбкий горячий асфальт под подошвой, потому что вот тут я понимаю – хочешь, вспоминай про парикмахершу, хочешь - придумай   про нее историю, пусть она уводит тебя от того, что было на самом деле, но было – и тут я опять ощущаю провал, пустоту, которую нечем заполнить, потому то было это – не с ней и не надо вспоминать пароход.
 
2.
 
Не получается сразу, никогда не получается сразу. Я должен взять разбег, что ли, или придать инерцию своей мысли – как Сизиф раскачивает камень,чтобы опять толкнуть его в гору и не съехать вниз,то есть не съехать совсем вниз,а задержаться, зацепиться.
Это было.
Это не с парикмахершей было. Это...
Это мы бежали вверх по лестнице в полной выкладке (почему вверх ?), перед собой я видел черные хромовые сапоги ротного, они складывались в гармошку между пяткой и голенищем, когда он переступал ступени, нет, это не сюда. Не сюда меня повело.
 
Это было до армии. А значит – было в один из этих двух дней. Я осторожно перевожу дыхание, чтобы двинуться дальше, потому что я уже ступил на запрещенную территорию
 
Потому что я потому что я потому что я потому что я -
 
Потому что я был тогда в белой рубахе с раскрытым воротом, бритый наголо, и меня обдувало горячим ветром как феном, когда я (зацепиться, зацепиться и не отпускать) –
Когда я стоял на палубе.
Когда. Я. Стоял. На палубе.
 
3.
 
Было жарко, плавился асфальт, и я вышел на набережную, и я купил билетик. Дальше все расставит рассудок, логика. От пристани, что напротив Киевского вокзала, ходили пароходы по реке. Я купил билет на пароход. Я пошел кататься на пароходе.
 
А дальше было так. А дальше...
А дальше был вечер, я стоял под липами, и было это в темных дворах, что около Кутузовского проспекта. Двигались фонари. Я был весь… Вычищен, выжат как лимон, нет, не те слова – это   была легкая пустота, я не чувствовал веса, не чуял земли под ногами.
Я пришел домой и выключился, будто повернули выключатель – Выкл. И все.
 
Когда я понял – а это было уже в армии, прошло уже полгода…   Так оседает на дно чаинки, мысли, муть. Чаинки в столовой, когда пекли хлеб. Когда я понял, что  было что-то еще – что было что-то еще между раскаленной летней набережной Киевского вокзала, где я купил билет, и вечерними липами в переулках, где я очнулся… Да, именно так. Где я очнулся.
Что было что-то еще. Когда я это понял, то подумал – я очнулся потому, что не надо, не надо, не надо думать про пароход.
 
4.
 
Снова. Сначала.
Не думать, не думать про пароход, а просто попытаться механически сложить кусочки как бы мозаики, нет – пазла…   Попытаться восстановить сюжет по ничтожным обрывкам канвы.
Значит, так.
Это было за два дня до призывного пункта. Так ? Так.
Я подстригся. Я был в белой рубахе с раскрытым воротом. Было жарко, я пошел на набережную и купил билет на пароход.
Я стоял -  и тут сознание услужливо подсказывает мне – Держась за поручень. Да, я стоял держась за поручень. Горячий воздух как из фена. Потому что было жарко. Или потому, что я стоял на корме, где двигатель, машина, и меня обдувало жаром от машины, когда пароход отошел от набережной ?
Было жарко, но меня продувало этим горячим воздухом – он забирался за ворот рубашки, он теребил рыжеватую прядь волос - и это я видел как бы боковым зрением, потому что она стояла слева от меня.
 
…Потому что она встала слева от меня. И я видел, видел боковым зрением как ветер теребит прядь ее волос. Может, и не рыжую, а каштановую - может, солнце просвечивало волосы так, что они отдавали в рыжий цвет.
 
Дальше, дальше, дальше. Дальше я стою под липами, вечер, и я смотрю как зажигаются фонари.
Нет. Дальше вверх по лестнице, сапоги ротного и вверх по лестнице потому что не нужно думать про пароход.
 
5.
 
У Воннегута, кажется, я читал – когда стирают людям память, то редко делают это чисто, безупречно – они всегда как бы не дометают по углам. И вот то, что остается в углах – обрывки, обломки воспоминаний, впечатлений – потом могут послужить материалом для того, чтобы попытаться вспомнить.
И еще в книгах или в стихах, бывает, попадается срока, несколько слов, где все схвачено так точно и так ясно, что ты чувствуешь как будто легкий удар током – я читаю это впервые, но это было, это уже было – со мной.
Или это может быть твое собственное более позднее переживание, которое вдруг начнет резонировать с тем, что было раньше и надежно забыто (стерто) – как под сапогами резонирует мост. Как под сапогами. Когда мы шли по лестнице вверх, хромовые сапоги ротного сминались гармошкой на щиколотке. Меня словно током ударило, когда я в очередной раз подумал – когда мы шли по лестнице вверх.
Когда мы шли по лестнице вверх.
Она шла впереди меня, впереди меня и вверх по лестнице, у нее были тонкие лодыжки и сама она двигалась легко, у нее был легкий шаг.
 
Значит, мы сошли. Мы сошли с парохода ней вместе.
Потом мы поднимались по лестнице вверх.

....Потом я стоял в темных дворах, но уже в других дворах, уже рядом с Кутузовским, потому что не нужно вспоминать про пароход. Я не чувствовал веса, не чуял земли под ногами, я пришел домой и выключился, будто повернули выключатель.
«И вчерашнее солнце на черных носилках несут».
Выкл.
 
6.
 
Мне остается только вспомнить, нет – заполнить, мне остается только заполнить этот смысловой, временной, логический пробел.
 
Это было за два дня до призывного пункта, я подстригся, я был в белой рубахе с раскрытым воротом.
Было жарко, я пошел на набережную и купил билет на пароход.
Я стоял держась за поручень, на корме, где двигатель, машина, и меня обдувало жаром от машины.
Она – это была она, и она была старше меня, намного старше, хотя много ли надо восемнадцатилетнему сопляку – она подошла, встала слева от меня.
Горячий воздух теребил рыжеватую прядь ее волос - я видел ее как бы боковым зрением.
 
Потом мы поднимались вверх по лестнице. Легкой, ее походка была легкой. Это я знал еще до того – потому что мы шли с ней дворами, не теми вечерними дворами, что на Кутузовском – мы шли через неверную тень листвы, среди жары, почему-то пахло свежевыпеченным хлебом, и ее походка была легкой, я вел ее как в танце – но это опять не отсюда, в каком еще танце – она шла легко, я держал ее за руку.
Значит, она вела – меня.
Не я – ее, а она – меня. Потом – не провал, а как будто слишком яркий, белый, невыносимый для глаз свет, а потом уже вечер, вечер-ночь, фонари зажглись, я иду – ноги меня сами несут – моими дворами к дому.
 
7.
 
Я подошел уже очень близко, мне осталось только стянуть, связать концы как бы разорванной ткани.
Значит, мы с ней сошли. Мы сошли с ней с парохода. Где ? Пахло свежевыпеченным хлебом – значит, рядом был хлебозавод.
Это было на Фрунзенской набережной. Мы не доехали до конечной.
Потом…
Потом я оказался дома.
Как я оказался дома ?
Что я знаю – вот знаю, и все – как и то, что на ней было платье белого цвета – что до дома я меня довезли. Меня посадили в такси и назвали мой адрес – или я сам сказал мой адрес. Такси вспоминать можно, но мне не за что зацепиться – все плывет, я вспоминаю сотни тикающих счетчиков, зеленых огоньков, и я не могу выбрать из них один, нужный, мой.
 
Осталось восстановить несколько частей, утраченных непоправимо. Взять их из других впечатлений – подбирая их, как части пазла, наугад и ожидая, что они зазвучат, что они начнут резонировать – вот оно, настоящее… Настоящее ?
Они могут быть в книгах. В фильмах. В тактильном и повседневном… Открывающаяся дверь и ослепительный, режущий глаза свет. Нет. Не то, это опять не то. Здесь верно только слово «дверь». Черная мягкая дверь.

Мы поднялись по лестнице.
Она толкнула дверь – мягко толкнула дверь – нет, не то.
Не то.
 
8.
 
Однажды - в Питере - я потерял пластиковый бампер игрушечной машинки, которую мамин знакомый привез мне из Аргентины. А через месяц нашел такой же на улице рядом с домом в Москве. Такой же, но другого цвета. И бампер подошел, встал на место. Такого быть не могло – но это произошло.
Так и с этим рассказом Бунина, который я прочел позже, много позже – уже после армии.
Все выметено, стерто, стерто начисто, и не нужно думать про пароход - но я нашел другую пластмассовую детальку, которая впишется сюда чисто, без зазоров, и тогда...
 
Она толкнула дверь.
Прямо с порога мы стали, задыхаясь, целоваться и как попало раздевать друг друга.
 
Платье ее, длинное и белое, было с открытыми плечами, без бретелек и удерживалось над грудью резинкой – и она высвободилась, выскользнула из него.
 
«Сестры тяжесть и нежность (прочел я и снова как будто пронизало меня электрическим током)
…сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы». 
Это значит – в ладонях придерживая, приподнимая ее грудь, я поочередно брал ее соски ртом. Запрокинув голову, она перебирала мои волосы, запустив в них пальцы….., стоп.
Стоп, стоп, какие волосы. Это не отсюда, этого не могло быть, я же был налысо острижен, выбрит.
Это не отсюда… А то, что нужно, то, что было – стерто – кроме, разве что, слова «выбрит».
Потому что тактильно, губами и языком, кончиками пальцев – это была только кожа, без шероховатости, гладкая, везде.
 
И еще.
Это я уже не знаю, откуда, не знаю как и почему – на ней не было украшений.
Ни сережек, ни колец. Ничего.
Это то, что не выметено по углам, что осталось недотертым. Кончик языка не встречал сережек, когда касался мочек ее ушей.
 
И про девять ступеней знаю.
Знаю, что в каждом пролете было по девять ступеней.
Вниз – и только деревянная дверь подъезда хлопнула.
 
9.
 
Этим летом я сел на пароход на Киевской, сошел на Фрунзенской набережной, шел дворами в неверной тени листвы, без мысли, неизвестно чего ожидая – может быть, чтобы кончики нервов подсказали мне, или сердце, или поверхность кожи. В незнакомом дворе я сел на скамейку.
Где-то дверь подъезда заскрипела и хлопнула, а надо мной была только неверная тень, только шум листвы.
Я сидел так очень долго – пока не стали зажигаться фонари - а потом взял такси и поехал домой.
 
Потому что не надо –   не надо думать про пароход.