Забота о стариках

Александр Тихонов 4
                ЗАБОТА О СТАРИКАХ
    29-го августа в кабинете главы Идринского района состоялся «серьёзный» разговор. Идринские пенсионеры пришли к главе искать защиты от руководства культурного учреждения, Идринского РДК.

 Их, мягко говоря, «культурно» попросили из помещения бильярдной, где они собирались для общения и проведения досуга вокруг бильярдного стола. Там пенсионеры общались, играли в бильярд, шашки, шахматы, нарды, в общем, проводили свободное время, чтобы не валяться по домам на диванах, наживая болячки от лежачей жизни.

 Общение и игры позволяют сохранять подольше физическую форму, и интеллект, позволяют забывать, хотя бы на время о болезнях. При «серьёзном» разговоре присутствовали: сам глава Анатолий Владимирович Киреев, председатель районного совета депутатов Анатолий Гаврилович Букатов, глава районного пенсионного фонда Виктор Васильевич Епифанов, редактор районной газеты Ирина Георгиевна Свиридова, руководитель районного спортивного отдела администрации.

 В составе делегации пенсионеров присутствовали Николай Николаевич Корчма, Шутков Геннадий Константинович, Олег Курашкин и я. Беру слово серьёзный в кавычки, так как считаю, что серьёзные разговоры – это разговоры о промышленности и сельском хозяйстве, об увеличении ВВП.

 А разговоры о стариках – это вопросы десятого порядка. Стоит ли о них говорить? Они своё отработали, теперь висят на шее у государства. Однако Анатолий Владимирович всё-таки посчитал, что говорить о стариках стоит и согласился принять их делегацию.

    Вот, можно сказать, стенограмма этого «серьёзного» разговора.
---- Давайте, начнем разговор, - приветливо произнес  Анатолий Владимирович, когда мы, делегация пенсионеров, вошли, - Кто будет говорить?
 
    Встал самый эрудированный из делегатов Корчма Николай Николаевич:
---- Я считаю, нет смысла что-то говорить. Мы ведь по этому вопросу уже не раз у вас были.  И нам сказали: «Идите куда хотите, пишите куда хотите. Ничего вы не добьетесь!»

---- Кто так сказал?
---- Когда в последний раз мы были, не было ни Вас, ни председателя районного совета, был заместитель Орешко. Он сказал: «Ну, зайдите ко мне, разберемся». Была директор ДК Головкова, от отдела культуры Еремеева. Они так сказали нам.
---- Пригласите директора Дома Культуры, - попросил глава секретаршу.

     Когда Головкова вошла, Николай Николаевич продолжил:
---- Тут вопрос в том, что мы, пенсионеры, в учреждении культуры сталкиваемся с культурным хамством. Когда-то мы добились того, что  пенсионеры могут приходить в ДК играть в бильярд.

Ну, мы, радостная инициативная группа, не знаю, в шутку или всерьёз, назначили меня Президентом клуба «Белый шар». Мы постарались найти спонсоров и кое - что приобрести для выделенного нам помещения. То есть столик для игры в шашки, шахматы, нарды чайник, чайный сервиз.

Сначала все было хорошо, но далее началось: кто бы ни приехал, ни пришел с торговлей – вы из помещения уходите и не приходите. Там могут продавать очки, слуховые аппараты, одежду, там могут раздеваться и переодеваться пришедшие и приехавшие на концерты, там могут  бегать обезьяны по полотну бильярда, которое стоит больших денег.

Когда мы делаем замечания руководству ДК, нам отвечают: «Не ваше дело!». Мы – это пожилые люди, которым негде общаться. Две недели назад мы приходим туда, заходит директор Дома Культуры и говорит: «Ну, всё, ребята, вы здесь в последний раз. Мы вас отсюда выселяем». Приходим  мы в следующий раз, нам говорят: «А вы зачем сюда пришли?

 Здесь на бильярдном столе лежат шторы. Мы вас не можем пустить». Мы спрашиваем: «А когда вы нас можете пустить?» Говорят: «Приходите в понедельник». Мы приходим в понедельник, нас не пускают, приходим во вторник, в среду – то же самое.

 Директор ДК и заведующая отделом культуры районной администрации отвечают: «У нас форсмажорные обстоятельства. Мы вас пустить не можем!» Мы спрашиваем: «Как нам быть?» Нам отвечают: «Как хотите, так и будьте. Куда хотите, туда и идите». Мы пошли к вам в районную администрацию.

 Ни Вас Анатолий Владимирович, ни Вас Анатолий Гаврилович на месте не оказалось. Получив от Орешкова «хороший» ответ, мы снова пришли в РДК. Спрашиваем «Как нам быть? Мы, пенсионеры здесь собирались». Нам отвечают: «Ну и что?! Это помещение предназначено для молодежи».

 Я спрашиваю: «Так куда же нам идти? Мы вот сюда ходим, играем, поддерживаем свою физическую форму, общаемся. Вот все мы пенсионеры – я, Тихонов, Шутков, Курашкин, да много нас приходит». Мне сказали: «Пишите куда хотите!» Зачем нам куда-то писать? В бильярдную приходят ещё и ребята из ПТУ, теперь оно техникумом называется. Они общаются с нами.

Мы производим на них какое-то воспитательное воздействие. Они с нас пример берут как вести себя в обществе. Нам говорят: «Ваш бильярд будем выносить в фойе». Я говорю: « В фойе бетонный пол. Упадет шар, поколется. Нам говорят: «Там стоял бильярд». «Да, говорю, стоял, и его успешно разбомбили. Нет уже  этого бильярда». Почему так? Почему к нам, старикам, такое отношение?

    После длинной речи нашего «Президента», стал говорить я, автор этой стенограммы:

---- Я хочу добавить к словам Николая Николаевича ещё и разговор о районном Центре Социальной защиты. Мы, ранее, до ДК, собирались в помещении Центра. Там стояло два бильярдных стола.

Там произошла точно такая же история: потихоньку, потихоньку нас оттуда выжили. В помещении, где стояли бильярдные столы, руководство Центра решило оборудовать конференцзал.

Оба бильярдных стола разобрали и выбросили. Нам сказали, что  для бильярда в здании Центра нет помещения. Но там есть подвальный этаж, где места много, и там нам можно было собираться. Более того на собрании в Центре соцзащиты мне прямо в глаза заявили: «Наработался бы дома – не ходил бы по общественным местам!»

 Нашелся и руководитель Центра, который заявил, что бильярд пенсионерам противопоказан. Я забрал выброшенные бильярдные столы и увёз их в Хакасию к дочери. Там их собрали. Я считаю, что и в Центре соцзащиты и в РДК отношение к старикам некультурное, хотя эти организации, кажется, призваны их именно защищать. Как  открыть дорогу пенсионерам к культуре?

    Директор Дома Культуры долго рассказывала, где у них ранее стоял бильярдный стол, что Дому Культуры негде разместить музыкальную школу. Все её пространное выступление свелось к одному: «Ну, нет у нас свободного кабинета для бильярда!».

---- А музыкальная школа как относится к Дому Культуры? – спросил Геннадий Константинович Шутков.
---- Да, она к Дому Культуры не относится, – ответила директор.

---- Так почему вы её у себя устраиваете?  У неё есть свое здание. Мы, пенсионеры, сами организовались. Бильярд в оспариваемом помещении давно стоит, и пусть стоит. Не обижайте пенсионеров, Елена Николаевна. Не может быть, чтобы в таком большом двухэтажном здании нет нам места кроме фойе?
   
    Мне, да, наверное, и всем остальным пенсионерам, стало ясно, что решение выгнать пенсионеров в фойе пришло в голову директору ДК не само по себе, что предложение такое пришло свыше.
 
---- Геннадий Константинович, вы же прекрасно понимаете, что артистам во время концертов приходится переодеваться, а бильярдная близко и удобная, - оправдывалась директор.

---- Мы не возражаем, но к нам относятся хамски. Мы играем, а  к нам приходят и объявляют, чтобы мы убирались. Нужно найти музыкальной школе какое-то другое помещение.

---- Сейчас к нам приехала молодая девушка. Она будет заниматься с детьми…
--- А старики – на выгон? Какой пример вы подаете детям!
---- У нас нет помещения, где должны заниматься дети. Они ходят как неприкаянные по кабинетам. Есть складские помещения, но там стоят краски, инструменты.

---- Но нельзя же решать вопрос за счет пенсионеров. Правильно сказал Николай Николаевич, что к нам относятся хамски.

---- Так же  хамски были выброшены бильярдные столы из Центра соцзащиты, - добавил я. – Бильярд рекомендуется пожилым. Если он, этот неэнергозатратный спорт, не рекомендован, то что рекомендовано пенсионерам? Диван, кровать и телевизор? Пиво, водка, самогон?

---- Ученики заканчивают школу. Они приходят к нам…

---- А мы куда должны идти? – снова выступил Николай Николаевич. – Говорите: куда хотите? А мы хотим к вам. Ну, дайте нам другое помещение. Фойе – проходной двор. Оставьте нам эту последнюю возможность для общения, для культурного досуга. Вообще-то здоровье нации определяется по отношению к  старикам и детям. Вы детям – да, а старики – гуляйте, протаптывайте себе тропинку на кладбище.

   И снова не удержался я:

---- Еще один пример отношения к пенсионерам. Этой зимой планировалось провести соревнования по зимней рыбалке. Известно, что на это мероприятие приехали бы все любители подледного лова, а это, в основном, пенсионеры. Однако у районной администрации не нашлось денег на призы, хотя можно было провести мероприятие и без призов. Но зачем это руководству района? Лишняя возня!

Рыбаки и так рыбачат без соревнований. С завистью читал в «Красноярском рабочем» рассказ о таком соревновании в Шушенском районе. Там тоже не нашлось денег у районной администрации, зато нашлись они у спонсоров.

Ну, вот не верится нам, что не нашлось денег на призы.Не верится нам, что не находится в ДК помещения для музыкантов кроме бильярдной. Не верится нам, что и в соцзащите не нашлось для нас помещения. Вывод прост: наплевательское отношение к пенсионерам.

    Наконец начал говорить глава района. Все напряглись, ожидая вердикта:

---- Бильярдная для пенсионеров, и не только! Не надо там устраивать торговлю и раздевалку. Больше проблем с пенсионерами не должно быть! Этот кабинет не трогайте! Туда должен быть свободный доступ для культурного досуга всем, кто увлекается бильярдом. Пусть ходят, играют, общаются.

      Мы, пришедшая к главе за помощью делегация пенсионеров, вздохнули с облегчением. На наших лицах появились улыбки.
---- Но там уже нет, нами приобретённых, ни чайника, ни сервиза, - опять вступил в разговор Корчма.

---- Они у меня в кабинете, - призналась директор.
 
---- Верните, и пусть они пьют чай, - наставлял директора глава района. – С людьми надо нормально разговаривать, тем более с пожилыми, так, чтобы не возникало конфликта. Это было ваше неправильное решение, Елена Николаевна. Надо учиться работать с людьми без конфликтов, без ссор. В этом и заключается задача любого руководителя. Кружки у вас работают не весь же день? Вот и разведите их во времени. И кабинетов будет хватать.

---- Тогда давайте прямо у вас в кабинете договоримся. Когда у нас проводятся массовые мероприятия, приезжают артисты, они смогут пользоваться бильярдной комнатой.

---- Да мы никогда против такого и не были, - опять вступил в разговор Корчма. – Но когда приезжают торговцы очками, и вы нас запросто выдворяете…
---- И там вы не всегда поддерживаете чистоту и порядок, – опять предъявила претензию директор.

---- Верните в бильярдную чайник и сервиз. А Вы, господин «Президент», порядок поддерживайте! – с усмешкой наставлял своих граждан глава района.

---- Когда мы там, мы порядок поддерживаем. Но туда могут приходить другие даже ночью  и пить там чай. Меня Президентом назвали в насмешку. Вот и Вы, Анатолий Владимирович, насмехаетесь. Но я могу поделиться с Вами этим званием…

---- Выходите из положения, но пенсионеров не трогайте! Пусть ходят, играют.
 
     Таково было последнее напутствие главы района. Делегация уходила из гостеприимного кабинета с поднятыми головами. Но не повторится ли опять наезд? Но поживём – увидим, или «спасение утопающих – дело рук  самих утопающих»