Зоя

Татьяна Шмидт
Рассказ

   

 Почти каждое утро  я  вижу  из  окна автобуса эту женщину. Это Зоя Жильцова. Я знаю ее давно.
    Еще лет пять  – шесть  назад это была полная сил,  жизнерадостная женщина. Мы часто с ней встречались в магазине, на улице  или  в  музыкальной школе, куда  вместе водили детей. Девочки наши быстро подружились и весело  болтали в  коридоре, ожидая учителя.    Зоя обожала свою дочку и  всегда старалась одеть ее  понаряднее,  заплетала ей красивые косы, провожала в школу   и  все свободное время посвящала дочке.

    Долгое время у женщины не было детей, и они с мужем мечтали о ребенке. И когда, наконец,  случилось  вымоленное  чудо  - у  Зои в сорок четыре года  родилась  дочь,  муж  вдруг оставил семью и  ушел к молодой женщине.  Бывают же такие парадоксы в жизни…

      Тяжело  перенесла  Зоя   предательство мужа, но  радость  долгожданного  материнства  была столь  велика,  что  всё Зое  казалось нипочем. После  декретного  отпуска  она   пошла  работать, определив доченьку   в  детский сад.  А девочка росла не  по дням, а  по  часам. Шустренькая, веселая хохотушка с  ясными карими глазами, как она радовала мать!  И никакие трудности не пугали Зою – ведь рядышком было её счастье!

     Время  шло  незаметно  -   месяц  за  месяцем, год  за  годом,    и  наступила  для   Насти  школьная пора.  Рослая, почти на голову выше сверстников, стояла она на праздничной линейке,  нарядная,   с огромным белым бантом на голове.   А мать в толпе родителей незаметно вытирала слезы, глядя на свою красавицу…
 
    И полетели школьные денечки!      Училась   Настя   старательно  и  получала только хорошие отметки.  А  мать  помогала ей  во  всем.   Зоя   вставала  рано, готовила  завтрак дочке,   отправляла ее  в  школу  и бежала  на работу.  Работала  она  техничкой   в  офисе,  быстро  убирала  все помещения  и  возвращалась домой встречать  и кормить  дочь.

     Заработанных денег  еле  хватало  им  на жизнь, но у  Зои были золотые руки  и шила   она  для дочки  сама хорошенькие платьица, вязала варежки, кофточки, шарфики, шапочки   и носки. И всегда Настя была одета не хуже других девочек. В восемь лет записала Зоя дочь в музыкальную школу,  и девочка   ходила туда  с  большим желанием  и  делала  первые  маленькие  успехи.
     И все было хорошо в  этой маленькой дружной семье, пока не заболела серьезно Зоя.
      Болезнь подкралась к ней внезапно и неожиданно.  Вдруг  обнаружилась   спинномозговая грыжа,  заболели  спина  и  ноги,   стало трудно ходить.  Зоя  лечилась в больнице, оставляя дочку в семье давней подруги,   и была ей так благодарна!

   Но   лечение не приносило желаемых результатов,   и   Зое дали инвалидность. Работать  она больше  не  могла.   Другая   бы  сдалась на  ее   месте, смирилась  с  положением  и  сидела  бы  в инвалидной коляске.  Другая женщина  -  но не Зоя.

    Каждое утро  она   просыпается   на рассвете, с  трудом поднимается  с постели и по  привычке готовит завтрак для двоих. Настя быстро собирается, завтракает,  целует мать  в  щеку, торопливо говорит:
-  Пока! -    и убегает   в   музыкальную школу,  а  Зоя потихоньку одевается, и  тяжело  опираясь на  костыли,   выходит на улицу.
   
    С  каким трудом  дается ей  каждый шаг! Но она,  преодолевая боль,  шагает дальше,  еще и еще.  Таким образом,  проделывая путь  метров триста. На остановке   она садится на лавочку и отдыхает. Знакомые женщины улыбаются и спрашивают:
-  Здравствуй, Зоинька!  Чё, проводила доченьку?
-  Она давно уже  убежала, - отвечает Зоя и тоже улыбается женщинам.
-  Ох, и выросла  она у тебя, красавица! – говорят женщины.   -   А давно ли ты ее в коляске возила?
-   Да, в отца пошла –  он тоже высокий.
-  Да знаем  Игоря твоего.  С   молодухой  своей  милуется.  А дочке-то помогает?
-  Кого  там!  Копейки платит  и то не каждый месяц.
- Вот,  бесстыжий.   Совести  у него нет,  -   возмущаются  женщины и качают головой.
Тем временем  к  остановке подходит автобус,  и женщины торопливо  встают.
- Ну, бывай, не болей,   Зоя, -  говорят они, оборачиваясь,   и   садятся  в автобус .
 
    А  Зоя тоже встает и потихоньку  идет домой.   И снова каждый шаг приносит боль, но уже, кажется, меньше.   Дома  она   ложится  на диван и полчаса отдыхает -  не больше,  потом заставляет себя подняться и готовит обед, поджидая дочь.   Настя прибегает раскрасневшаяся, веселая, нежно  прижимается  к  матери, опять целует ее в щеку и говорит:
- Мам, я так кушать хочу. Голодная, как волк! А у тебя так вкусно пахнет!
-  Руки  мой  и  садись, - говорит  мать и ставит  перед  дочкой  тарелку с  картофельным  пюре и котлетой.  Настя ест с  аппетитом, пьет компот с булочкой и  собирается в школу.
- Ну,  иди с богом, - говорит  мать ей  вдогонку и крестит на дорогу…

    Вся радость ее жизни – это дочь. Ради неё она превозмогает боль, ради неё живет.  И в свободные минуты отдыха  Зоя  достает  альбом с фотографиями,  смотрит на карточки, на которых Настя совсем маленькая,  и радуется, что  есть   дочь,  с которой она может говорить обо всем.  Они, несмотря на такую большую разницу в  возрасте,  словно  подруги.
   
 Настя помогает  матери во всем – она уже несколько лет покупает продукты и одежду себе и матери. Она моет пол, стирает,  поливает и пропалывает  грядки в огороде. Она уже умеет закручивать банки с домашним соленьем и компотами.

     Её соседки – девчонки  уже красят губки и  по  вечерам гуляют с мальчиками, а  Настя  кропотливо учит уроки. Она хочет стать врачом, чтобы лечить свою любимую маму. Ее  заветная мечта, чтобы мама была здорова…
 
   В музыкальной школе Настя тоже делает успехи – она постоянно участвует в концертах, где танцует, поет и играет на фортепиано. Своего инструмента   у   девочки нет, и она приходит пораньше перед  уроком сольфеджио, берет ключ у дежурной от какого-нибудь свободного кабинета и несколько раз проигрывает заданное на дом произведение.   И любо смотреть на  ее стройную,  уже почти девичью фигурку,  карие глаза,  густые волосы цвета спелого ореха и  тонкие сильные пальчики, свободно и легко бегающие по клавишам инструмента.
 
  А  у  матери все думки про дочь: « Как она станет жить, если меня не станет?»    И  Зоя  снова встает с дивана и разминает больные суставы, которые сковывает множественный полиартрит. Зоя не сдается – она так хочет жить!  Раз  как-то  Настя спросила мать:
-  Мама,  а ты знаешь, что значит твоё имя?
- Нет, дочка. А что?
- Твоё имя означает – жизнь. Ты будешь жить долго-долго!
-  Да  что ты, дочка? С моим – то здоровьем.
-  Нет, мамочка. Живи! Ты еще с внуками понянчишься,  -   и  Настя,   засмущавшись, покраснела    и  добавила: 
 –   Ну, будут же у меня когда-нибудь дети.
-  Конечно, доченька, будут детки. Только вот не знаю, успею ли я с ними понянчиться…
-  Ну, что ты, мама! Давай лучше чай пить. Какие оладьи вкусные ты испекла! Я есть хочу.
 
    И дочка, бережно поддерживая мать, ведет ее на кухню,   усаживает мать  и   наливает  ей   душистого  чая  в  любимую чашку с  алыми  расписными   розами.   Они  садятся пить  чай с малиновым вареньем,  а  за окном моросит дождь, и ветер трепещет ветки молодой березы   с   желтыми листьями.  А дома тихо, уютно и тепло, и  только нарушают тишину  своим тиканьем  старые  часы с кукушкой…