Катастрофы. Испанцы сжигают рукописи Майя 1562

Кучин Владимир
Спекуляции вокруг письменности майя за последние 20 лет достигли такого уровня, что необходимо обратиться к этой ТЕМНОЙ странице истории.

Обратимся к прекрасной книге Кузьмищева, из которой легко узнать, что 12 июля 1562 года испанский монах Диего де Ланда Кальдерон – епископ Юкатана – сжег ПОЧТИ ВСЕ РУКОПИСИ НАРОДА МАЙЯ. Таким образом он ПРОСВЕЩАЛ индейцев. Разумеется, брат Ланда сжег бы ВСЕ рукописи, но случайно свою задачу недовыполнил.

В.Кузьмищев «Тайна жрецов майя», М., «Молодая гвардия», 1975:

«Рядом с костром возвышался свежесрубленный помост. На нем в окружении пестро разодетой свиты — бархат, шелк, кружева — в высоком кресле сидел главный алькальд, наместник испанской короны на землях лишь недавно завоеванного конкистадорами полуострова Юкатан. Здесь же толпились святые отцы, а впереди, на самом краю помоста, стоял тот, кто зажег этот зловещий огонь в городе Мани — одной из древних столиц индейцев майя. Это был первый провинциал Юкатана и Гватемалы Диего де Ланда. Ему исполнилось только 38 лет, а между тем духовная власть францисканского монаха распространялась над обширнейшей территорией. Примерно за год до этого среди испанцев поползли слухи, что недавно обращенные в христианство индейцы Юкатана снова стали тайно поклоняться языческим идолам, появились жрецы-пророки, предсказывавшие по своим еретическим книгам скорую гибель завоевателям. Провинциал Диего де Ланда не сомневался, что книги начертаны по наущению дьявольскому. Он приказал хватать всех, кто вызывал подозрение, и под пыткой добиваться признания в отступничестве от святой католической веры. Трибуналы инквизиции свирепствовали по всей провинции. Монахи и солдаты рыскали повсюду в поисках языческих святынь; особенно настойчиво искали рукописи-книги. Их следовало уничтожить — таково было решение первого провинциала. Среди окружения Диего де Ланды был индеец, великолепно осведомленный во всем, что касалось прошлого народа майя. Он принадлежал к знатному индейскому роду Чи и приходился внуком владыке города Мани, правившего здесь еще до прихода испанцев. При крещении ему дали христианское имя Гаспар Антонио. Так Гаспар Антонио Чи стал верноподданным католиком. Но даже он, ревностно служа испанцам, не смог убедить провинциала Ланду, что книги-рукописи сами по себе никому не угрожают, что в них лишь прошлое индейцев майя, описание древних обычаев и обрядов, астрономического календаря, важнейших исторических событий. Правда, Гаспар Антонио с нескрываемым почтением подтверждал, что рукописи содержат длинный перечень языческих богов, обрядов и праздников в их честь и иную ересь. Для Диего де Ланды этого было вполне достаточно, чтобы предать еретические книги вместе с другими индейскими святынями аутодафе. И 12 июля 1562 года палачи разожгли костер. Преследования еретиков, сопровождавшиеся невероятными жестокостями, продолжались. «Слава» о них разнеслась далеко за пределы Юкатана. Власти вынуждены были направить на полуостров епископа Тораля, чтобы на месте ознакомиться с деятельностью Диего де Ланды по «спасению душ» туземцев. Жестокость францисканца поразила даже этого верного служителя испанской короны и католической церкви, и Тораль приказал немедленно приостановить преследование индейцев отступников. Диего де Ланда вскоре выехал в Испанию; ему надлежало предстать перед советом по делам Индий. Но совет оправдал Ланду, и через несколько лет он вернулся на Юкатан уже в качестве епископа. Так погибли сотни, а может быть, и тысячи рукописей индейцев майя, сожженные на костре францисканским монахом. Так погибли книги, которые, несомненно, могли помочь раскрыть многие тайны одной из величайших в мире цивилизации индейцев майя. Так фанатик монах, приведенный в ярость своим бессилием искоренить среди индейцев языческую веру, похитил у человечества историю целого народа.»

Итак, брат Ланда и его испанские «коллеги» сожгли почти все рукописи майя, но к счастью Ланда оставил потомкам свой собственный труд - «Сообщение о делах в Юкатане», который был найден через 300 лет. Именно в этом труде де Ланда привел АЛФАВИТ МАЙЯ.

Поэтому все современные исследователи культуры майя используют труд того человека, который собственно эту культуру и УНИЧТОЖИЛ. Такая печальная история.

В.Кузьмищев «Тайна жрецов майя», М., «Молодая гвардия», 1975:

«Ланда довольно подробно, хотя и путано, рассказал о письменности майя и записал «алфавит», ставший впоследствии знаменитым. Конечно, Ланда не предполагал, что три столетия спустя вокруг «алфавита» возникнут ожесточенные споры и начнется полемика длиною в целый век; что его «алфавит» будет порождать надежды и с одинаковой легкостью убивать их... Иными словами, Диего де Ланда и его «Сообщение о делах в Юкатане» сегодня, как и сто лет назад, стоят в центре всех исследований, которые связаны с историей и культурой древних майя. Однако разве Ланда не уничтожил все рукописи майя и тем самым не «обезвредил» составленный им самим «алфавит»? К счастью, от костров испанской инквизиции чудом уцелели три рукописи майя. Кроме того, на древних архитектурных сооружениях этого великого народа-строителя были обнаружены многочисленные знаки, весьма схожие с теми, что заполняли рукописи. Во время раскопок, которые к моменту открытия Брассера весьма робко, но все же велись на развалинах древних столиц, крупных центров и больших и малых городищ майя, археологи нашли высокие продолговатые камни — стелы, сплошь разукрашенные теми же таинственными знаками. Надписи попадались и на пластинах, статуэтках и других мелких украшениях. Словом, к концу XIX века накопилось немало текстов майя.»

В 20-м веке сохранились ТРИ РУКОПИСИ МАЙЯ. Одну из них в 1945 году в Берлине увидел уроженец Харькова Юрий Кнорозов. В 1963 году, т.е. через 400 лет после «операции по просвещению индейцев» блестяще исполненной  братом Ланда, Юрий Кнорозов опубликовал свой базовый труд «Письменность индейцев майя», где выдвинул слоговую  гипотезу и дал методику расшифровки древней письменности майя. С помощью методики Кнорозова расшифрованы все ТРИ сохранившиеся текста майя. Умер Юрий Кнорозов в 1999 году.

Но проблема расшифровки и перевода эпиграфики майя (т.е. высеченных текстов) НЕ РЕШЕНА, так как знаки на камнях СХОЖИ, НО ОТЛИЧАЮТСЯ от знаков в РУКОПИСЯХ.

И поэтому ТАЙНА письменности майя сохраняется, что они высекали в камне доподлинно неизвестно, и трактовки всяческих календарей майя отданы на откуп трактующим.