Встреча с песней. Конармейская

Петр Панасейко
         Хорошо помню, как в нашей сельской школе в 1960-х годах проводились игры "КВН". Готовясь к одной из них наш 7 класс против 8-го, долго не мог подобрать песню. Шёл 1970-й год. После празднования 50-летия Великого Октября минуло только три года, но революционные  песни о Гражданской войне у всех были "на слуху". Поэтому мы и рискнули спеть "Конармейскую".

        "По военной дороге
         Шёл в борьбе и тревоге
         Боевой восемнадцатый год.
         Были сборы недолги,
         От Кубани до Волги
         Мы коней поднимали в поход".

         Пели так, что аж содрогался школьный спортивный зал, где проходил "КВН". Тогда мы обыграли своих старших товарищей. Кто знает, возможно, на учительское жюри и оказало сильное впечатление исполнение нами песни?

          Первая же моя встреча с этой "легендарной" песней произошла чуть раньше, на уроках пения предыдущих классов. Слова мы её поэтому хорошо знали.

          Вспомнил я песню "Конармейская" сейчас не совсем случайно. В то далёкое время мы с азартом её пели, не задумываясь об  авторстве и содержании.

         Прошли годы, той прежней страны, в который мы, школьники, распевали патриотические песни, не стало. Более того, мы, бывшие одноклассники, оказались в разных государствах (Россия и Украина). Сомневаюсь, что они сегодня после известного закона о "десоветизации" могут спокойно слушать туже "Конармейскую", а тем более петь? Разве только у себя на кухне при закрытых окнах. К счастью, в России советские песни по-прежнему поют. Доказательством служит Интернет. Однако вопросы к песне, из которой "слов не выкинешь", у меня всё же имеются.

         Автором известной песни является поэт Алексей Сурков, написавший слова в 1935 году. Сам он участник Гражданской войны и Польского похода Красной Армии. Не потому ли в тексте  упоминается "Замостье"? Не нравится мне и то, что автор называет лидеров Белого движения "псами-атаманами". После Перестройки стало ясно, что "Белогвардейцы" точно также любили свою Россию, как и "Красноармейцы". Кто больше - другой вопрос, если вспомнить слова Ленина о том, что у рабочих нет своего Отечества.

        Но я, кажется,  догадываюсь, по какой причине в песне 1935 года появились "псы-атаманы", а не, скажем, просто "белогвардейские атаманы". Что такое тридцатые годы прошлого века? Это страшные сталинские репрессии. В стране нагнеталась нетерпимость к тем согражданам, кто когда-то служил в Белой армии. По сути, подобные песни приближали "тридцать седьмой год". Многие бывшие белогвардейцы отправлялись прямиком в ГУЛАГ. А многие - и на "тот свет". НКВД не надо было выбивать из них признание об участии во всевозможных антисоветских организациях и заговорах. Достаточно того, что во время братоубийственной Гражданской войны те находились по другую сторону "баррикад". К таким "псам", ясное дело, сочувствия ни у кого не возникало.

        Во-вторых, как это ни печально, но песня Суркова внесла свой "особенный" вклад в подготовку отражения предстоящего нападения на СССР фашистской Германии. Как это, спросите вы? А вот так:

         "Если в край наш спокойный
          Хлынут новые войны
          Проливным пулемётным дождём -
          По дорогам знакомым
          За любимым Наркомом
          Мы коней боевых поведём".

          Какие кони, когда после прихода к власти в 1933 году фашистов, Германия стала вооружаться танками и самолётами? Тухачевский один из первых заметил, что предстоящая война будет "войной моторов". Не за это ли он поплатился жизнью? По крайней мере, фашистская разведка умело воспользовалась разногласием в СССР тех, кто собирался воевать на "конях", и тех, кто хотел встретить войну моторизованными воинскими частями.

         Да и к "любимому Наркому" потом во время войны появились вопросы. Одно дело воевать на коне с шашкой наголо, другое - руководить современными на тот момент войсками.

         А что песня? "Конармейская" звучит по-прежнему в новой России. Как напоминание того, что Россия давно исчерпала свой лимит на революции, что та Гражданская война была последней в её тысячелетней истории, что никогда на её земле не появятся больше ни "красногвардейцы", ни "белогвардейцы". А будут всегда граждане одной многонациональной страны под названием Россия.

03.09.2017 г.

Фото из Интернета