Платон и Дионисий

Михаил Анохин
                Глава первая.
  «История доказала  и психология убеждает нас, что всякая неограниченная власть, всякая диктатура портит самых лучших людей и, что даже гениальные люди,  думая облагодетельствовать народы  декретами, не могли этого сделать».   
(П.Л.Лавров.)
I
Наиболее наглядно иллюстрирует данное положение история с Платоном. Как известно Платон побывал в Сиракузах во время правления тирана Дионисия. Там он сошелся с зятем Дионисия – Дионом, человеком по тем временам прогрессивных взглядов и стал оказывать на него сильное воздействие в области политических и социально-экономических представлений.  Это не понравилось Дионисию.  Ведь все тираны, диктаторы и президенты страдают болезненной подозрительностью. В каждом шепоте им мерещится заговор.
Дион спасая своего друга - Платона отправляет его восвояси  на корабле спартанского посла Поллида. Но посол получил от тирана Дионисия тайный приказ убить Платона, а лучше – продать его в рабство. Издевка тирана над мудрецом, которую стоить оценить.

Платон не раз повторял, что хорошему человеку и чрево медного быка не может сделать плохое. Платон видел человека не в его плоти и нервах, а видел человеческое в составе характера, особенности его мировоззрения, словом во всем том, что по представлениям греков составляло душу.
 
Для Платона, человек - существо становящееся, как и для большинства греков того времени. То есть, человек рождается зверенышем и среда-воспитание,  образование делает из него человека.

Иначе сказать, Платон считал – душа и есть человек. Душа Платона и есть сам Платон. Не тело вбирает в себя душу, наподобие губки - воду, а душа наподобие коралла выстраивает вокруг себя тело, сообразное своему характеру и божественному предначертанию, запечатленному в эйдосе конкретного человека, а для этой работы души, по формированию себе тела, бывает  - не хватает всей человеческой жизни...
 
Надо отдать должное, умению Дионисия отыскивать зияющие бреши в философских учениях, оторванных от практики жизни.  А все философские учения, в сути своей, не отвечают практическим нуждам человека.

Ведь и на самом деле, в критической ситуации человеку нужна предельная ясность, а вместо этого он слышит довольно красивые, логически выстроенные суждения, но все они повисают на острие проблемы, имя которой - отчаяние! И хотя отчаяние, есть предельное напряжение всех физических и духовных сил, ясно осознающих своё бессилие перед лицом ситуации, все-таки у человека и в этом положении остается выход – не находить выхода!

Как сказал один деревенский остроумец, вечно находящий в этом мире несовершенство: «Я и умирать буду, а ногой напоследок дрыгну, или вам всем фигу покажу!» Это и есть единственно возможный для человека выход там, где ни какого выхода уже нет.      

Все должно быть договорено до конца, испито до донышка, но если начинают объяснять непонятное - неизвестным, если начинают морочить голову словами, за которыми нет смысла, то это не объяснение, а издевка и прямая насмешка над человеком.

Прощание с таким бытием заслуживает иронии над ним! О каждом из нас, в некотором смысле, можно сказать: «Жил грешно и умер не смешно, а горько. И горечь эта порой ясна и понятна, так как позади себя человек не оставил ничего стоящего памяти о нем. А ведь, прошлое и есть ни что иное, как коллективная память, ныне живущих,  о делах минувших.

Творческий человек, как бы подражает Господу Богу и силой своего воображения  воскрешает к жизни: «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Без творческого начала этот мир был бы немым, да к тому же и глухим. А в таком мире, как говорил русский философ   Лосев Алексей Федорович : « … существует  только  тьма и безумие,  и копошатся в этой тьме только такие же темные и  безумные, глухонемые чудовища».
                * * *
Не без злорадства, как бы в шутку, Дионисий обмолвился, что Платон ведь не понесет ни какого ущерба, если станет рабом, поскольку внутренне он, как был, так и остается философом, а значит человеком справедливым. А справедливый человек, по учению самого Платона, и в рабском состоянии будет испытывать счастье.          

Платон чудом избежал смерти. Был выкуплен, афинскими друзьями и освобожден.

И что же? Разве неудача с Дионисием остановила Платона от практической политики? Разве он, как бы мы сейчас сказали, сделал из этого выводы? Ни чуть не бывало! В 367 году, спустя 20 лет, когда тиран Дионисий умер, он снова отправился вразумлять теперь уже сына Дионисия и почтенный возраст  в 60 лет не удержал его. 

И опять участь его была печальна. Платон насиделся в заточении, в крепости. Началась война,  Дионисию Младшему стало не до него. И все-таки он заставил Платона испросить у него (по сути пацана!) прощение невесть, за что и только тогда, когда вырвал из старика жалкий лепет оправданий, тогда отпустил  его из Сиракуз. 

Тиранам доставляет неслыханное наслаждение унизить и сломить человека неизмеримо нравственнее и умнее его! Этим они компенсируют свое нравственное, а то и физическое уродство.

В очередной раз Платон оказался обманутым в своих надеждах просветить тирана, обучив его благородству. Благородство и власть – вещи несовместимые, как вода и масло. Как сказал Мишель Монтень: «Служа государям, мало быть скрытным, нужно быть, ко всему, еще и лжецом».

Природа «дракона власти» такова, что ему, сострадание и благородство неизвестные, чуждые качества. И это понятно, поскольку все они: и драконы, и власть, одной – демонической природы!
Демоны приручаются силой воли, святостью, но сострадания и даже элементарной жалости они не имеют. Особенно  жестоки они к тем, кто магией, как доктор Фауст, сделал его слугой. Любая оплошность дорого стоит такому «хозяину».

Но почему  история, произошедшая с Платоном и известна во всех уголках цивилизованного мира,  не пошла в прок  никому из философствующих политиков?   

Немало мудрых людей сгорали, как ночные бабочки, в этих «светильниках» власти.
Многие сгорали еще на дальних подступах к ней, как например знаменитый автор приключений Гулливера,  Джонатан Свифт.

Неистовый,  он жаждал всего и сразу, и это человеческое, даже, слишком человеческое качество, сыграло с ним ту же, злую шутку, которую сыграла эрудиция с Платоном. Служа вигам, Сомерсу и Галифаксу, он укреплял позиции тори, Хэрлди и Сент-Джона.
И при этом Свифта нельзя назвать беспринципным. Он хотел, как и Платон, реализовать свой политический талант, но условия – шире историческая канва диктовала им способы и методы этой реализации.

Во времена Свифта и виги, и тори понимали: приобрести в борьбе за власть перо бешеного священника – значило вооружиться самым неотразимым оружием. Но это было оружие обоюдоострое. Но вот, понимало ли это само оружие?
История со времен Платона говорит – этого, как раз и не понимало, и не понимает поныне всякий стремящийся к власти!

Как говорил Чаковский - основатель литературной газеты: "Сначала ты берешь власть, потом власть тебя берет".
 
Никто так не обольщается своим талантом, и никто так не бывает, беспомощен, перед нахрапистой наглостью власти, как самые честные и самые дерзкие прожектеры.

Перо Свифта, как любое перо талантливого публициста - лекарство не для слабых душ. Это истина верна на все времена и для всех народов, имеющих письменность. И вот что важно знать, перо публициста иногда превращается в жало скорпиона и  самостоятельно убивает своего хозяина.

Не только Савл превращается в Павла, но и Павел может превратится в Савла, ибо жизнь - это постоянное балансирование на лезвии меча, соединяющего миг рождения и миг смерти в том числе и духовного.   
А справа и слева от человека ангел и бес, и каждый тянет его в свою сторону.

Странные метаморфозы того, когда люди высокой личной добродетели воспитывали отморозков полно. Например: трагичная судьба воспитателя будущего императора Нерона – Сенеки.

А разве Аристотель, воспитывая будущего завоевателя Азии, создателя огромной империи, Александра, сумел привить ему хоть толику своего философского отношения к жизни? Если мы сравним философские работы Аристотеля и дела Александра Македонского, то вместо совпадений мы увидим зияющие провалы противоречий!  Уже одно то, что Александр стал требовать к себе божественных почестей и объявил себя богом – говорит, о его одержимости бесами.
 
По сути дела все победы Александра, есть ни что иное, как поглощение меньшего зла, большим. Именно так создаются империи – большее зло поглощает зло меньшее. Не удивительно, что все тираны, достигшие вершины своего могущества оказываются людьми «порченными». Иначе сказать – людьми, которыми овладел дьявол.

Из наших политиков, обожженных огнем власти, можно вспомнить Адашева, или князя Афанасия Вяземского – не последняя  была рука Ивана Грозного в опричнине. Как тут не вспомнить крылатые слова: «Минуй нас прежде всех печалей и царских гнев, и царская любовь». Афанасий Вяземский, сам мастер пыточного искусства, умер в царском застенке от пыток.

История русских революционеров – сплошная иллюстрация к вопросу: «философ и власть». Они, как пауки в банке, быстро пожрали вначале себя, а выжившие кинулись пожирать уже не партийный народ.
У дракона власти возникла привычка к употреблению человеческой крови, а точнее говоря – это его наследственная тяга. Все языческие религии, в своем сокровенном таинстве, используют человеческую кровь.

 Как бы то не было, а охотников приближаться к трону с тем, чтобы облагородить очередного самодура-градоначальника, или губернатора, не говоря уже о президентах, не  убавилось!

Действительно: «Всякий мнит себя стратегом,  видя  бой  со стороны». И все мы «умны задним числом», когда «все прошло-проехало». Словом: «баба кается, а девка собирается».  Жизнь идет своим чередом,  беспамятная. В ней все меняется ,и все остается неизменным! В том числе и здравый рассудок, и иллюзии, и благородство, и подлость. Вот отчего трагедии Софокла и Эсхила, комедии Аристофана  и Плавта актуальны и по сей день!

Но этот опыт «прошлых времен и прошлых человеческих судеб» ни чего не меняет в истории стран и народов, в судьбах конкретных людей. Потому что, ни кто еще не выпрыгивал из собственной шкуры и все мы - дети своего времени, а те, кто выпадает из времени – изгои, стоящие на обочине дороги, или убежавшие далеко вперед, за «горизонт текущих событий». Пусть даже гениальные, но изгои, вневременные люди.  Они, может быть, и понимают,  даже наверняка понимают, что к чему и что почем, но они не действуют. Их знание само в себе и само для себя. Чтобы такие люди действовали, нужна востребованность в этих людях, но этой востребованности, как раз и нет, поскольку, как уже было сказано – они, люди выпавшие из «своего времени». Они не понятные люди!
Что из того, что века, а то и тысячелетия спустя, они оказываются правыми?
Время, историческое время нельзя повернуть вспять и их правдой уже не залатаешь прореху в  том времени, что прошло, а в этом она бесполезна, потому что она еще не выстрадана народом – это «голая правда». Иначе сказать, – правда, не пережитая, не прошедшая через сердце народа!

К тому же власть подобно костру в зимнюю стужу. Хорошо расположиться поближе к костру, но малейшая искра, малейший выброс из пламени крохотного кусочка горящей материи, могут поджечь твое ложе. Тут рот не разевай и зубами не щелкай, чуть задремал и уже проснешься с головой опаленной!

Власть имеет тот же запах, что и пчелиная матка и потому вокруг неё всегда вьется рой пчел, желающих угодить ей. Философы – тоже люди, даже больше чем кто-либо из простых людей: ибо мысли их находятся на небесах, а ноги их ходят, не различая, что под ногами. Вот почему они сильнее всего подвержены этому трупному запаху власти и летят на  него, как на лакомство!

2011-2017 год. Прокопьевск.