Самое синее в мире Чёрное море моё

Полковник Чечель
ВСЕГО НА СВЕТЕ Я ДОБИЛСЯ САМ

ДИМА, НО ТЫ ЖЕ БОМЖ...

И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ...

    Юрий Богатиков - Чёрное море моё

Тот, кто рожден был у моря,
Тот полюбил навсегда
Белые мачты на рейде,
В дымке морской города,
Свет маяка над волною,
Южных ночей забытье,
Самое синее в мире
Черное море мое,
Черное море мое!

Чечель
Старожил форума - ОТЧЁТ О ПОЕЗДКЕ НА МОРЕ ИЛИ ТЯЖЕЛО ПЛАВАТЬ В СЕРНОЙ КИСЛОТЕ...

          "Валентину Ивановну хочу".....................  "Кофе сколько стоит?"    - "10 копеек"   -  "А чай?"   -  "Три копейки"  -   "Чай хочу. Сдачи нэ надо"    ( Фильм "  МИМИНО"  --- Да, какие цены были в Советском Союзе !!! Сам бы не видел, не поверил бы)

        Ребята, прибыли сегодня домой, ошалевшие от впечатлений. Если учесть, что пять месяцев зимы я просидел дома, не выползая на улицу, т.к. ходить не могу, а коляску и велосипед мы смогли благодаря вашей помощи приобрести только летом, то сейчас пять дней на море для нас получились нормальным, даже в чём-то экстремальным путешествием.

        Экстрим получился потому, что я старый аксакал туризма забыл, ТОЧНЕЕ, НЕ УЧЁЛ - два золотых правила:

       Первое - как говорил мой однокашник Игорь Сурнин, будучи командиром полка: "На свете есть три ЛЖЕНАУКИ: ХИРОМАНТИЯ, АСТРОЛОГИЯ И МЕТЕОРОЛОГИЯ - синоптик, докладывайте". Так вот, всё лето у нас стояла жара +32-35 градусов, временами +37-39. Мы так с ней привыкли бороться, что когда я посмотрел в прогнозе на неделю +24-26 градусов и всего лишь один облачный день, то сразу решил - вот он период, когда надо стартовать, забыв, что это - ЛЖЕНАУКА.

       Второе, я забыл слова брата, который большую часть жизни провёл в экспедициях, в том числе зимовал больше года в Антарктиде в составе 23 САЭ: "Полярник - это не тот, кто не мёрзнет, а тот - КТО ТЕПЛО ОДЕВАЕТСЯ !!!"

       Ну и наконец, есть данные статистики, которая гласит, что "ошпаренных по улице бегает значительно меньше, чем обмороженных". В итоге, сам я не взял ни одной тёплой вещи, и жену уговорил тёплую куртку не брать. Всё из - за своей сердобольности. Ведь ей на своих "хрупких" плечах надо тащить рюкзак с вещами и инвалидную коляску со мной. Если бы в машину можно было бы впихнуть мой трёхколёсный пипилац, чтобы я сам мог ехать и нести при этом часть груза, то "ноу проблем" - я бы такой ошибки не допустил, т.к. давно прочувствовал старое правило туризма - "Лучше ты какую-нибудь тёплую вещь протаскаешь в рюкзаке и она не пригодится, чем ты простынешь и подведёшь всю экспедицию.

      Не забуду свой второй приезд на военную турбазу Терскол (Кавказ), когда я по недомыслию не взял тёплых вещей, забыв, что в горах метеоусловия не предсказуемы, и потом меня одевала вся группа, чтобы обеспечить меня экипировкой, соответствующей погоде.

     Короче, из пяти дней солнце на море было всего пол дня в субботу, на четвёртый день. Трое суток дул холодный северный ветер с температурой +18-20 градусов, а у нас футболки и шорты. Спасло то, что Ирина для себя, как женщина, которая любит утром ходить в одном, а вечером в другом, взяла две женских лёгких куртки-толстовки. Сами понимаете - переодевания у неё не получилось. Одна куртка, которая покрасивше, была всё время на мне, а которая поскромнее - на ней.

      Ещё нас очень выручил лёгкий летний спальник, который она вопреки моим указаниям всё же запихнула в рюкзак, а также моё умение из домашнего вина делать горячий глинтвейн.

      Предвидя улыбки опытных "профи"-путешественников при моём упоминании, что при температуре +20 градусов в тени может быть холодно, скажу так: "Ребята, всё дело в привычке - при какой жаре вы жили до этого. Я около 40 лет моржевал, и когда занимался каратэ в холодном спортзале, мне было пофигу, что на полу лежит снег. Все занимались в обуви или в чешках, а я спокойно всю тренировку проводил босиком.

      В то же время память тут же услужливо подсовывает эпизод тех времён. Это было начало 90-х. Наш Центр переучивал негров с Эритреи, летавших на МИГ-29 на СУ-27. Мы им давали теорию, а практику они проходили в боевом полку. И вот подскакиваю я к лётной столовой 2 ноября, температура воздуха +5 градусов. А из столовой выходят семь негров в комбезах и демисезонных лётных куртках, на голове у каждого зимняя шапка-ушанка, подвязанная снизу за верёвочки, руки в шерстяных перчатках, и видно, что они все мёрзнут.

      Я увидев, эту комичную картину, заулыбался, а зам начальника Центра Николай Коваль, который поднимался по ступенькам столовой сразу за мной, сказал: "Василий Васильевич, зря смеёшься - это боевые лётчики. У каждого на счету по 5-7 сбитых эфиопских МИГ-29. (Тогда там шла война и Эритрея решила отделиться.) Так вот у них средняя температура 37-40 градусов. И естественно, им у нас холодно".

      В общем, первый день на море мы провели в номере под одеялом и спальником, а потом привыкли. Ира купалась каждый день, я через день. Правда для этого приходилось обоим прикладывать героические усилия. Ира довозила меня до пляжа на коляске, потом 50 метров тащила меня на себя до кромки моря. Дальше на меня одевали спас жилет, и я на четвереньках заползал в воду. После пяти минут самостоятельного плавания меня брали за шкирку, подтаскивали к берегу. Я выползал, поднимался с помощью Иры на ноги и плюхался в коляску, которую услужливо подтаскивал под меня кто-нибудь из мужиков, находящихся на пляже.

      Потом разогрев жёстким полотенцем, смена мокрых плавок, и закутанный в спальник я предавался медитации под рокот волн или читал книгу стихов, точнее, песен Александра Городницкого, с сентиментальной, прочувствованной надписью "лётчику-снайперу" полковнику Чечелю и автографом автора, которые Александр Моисеевич с любовью написал на книге "Песни разных лет", узнав для кого она предназначена. А саму книгу мне подарила наш общий друг, авиационный инженер Галина Ацерова, которая была на его концерте в Москве.

      Пару слов о том, где и как жили. Решение о поездке на море мне далось непросто. В прошлом году друзья свозили нас на море на один день. Это всё что смогли позволить себе по деньгам в то лето. Если честно, то я переживал страшно, хотя и не подавал вида.

     Вы только представьте, друзья, когда я по состоянию здоровья отца перевёлся на юг, я стал брать отпуск 35 суток зимой и всего лишь 15 - летом, т.е. уезжал в горы на Кавказ зимой на месяц. А летом, особенно после того, как уволился из Армии, совершал по 6-8-10 походов: на яхте, сплав по Мигейским походам на майские праздники, но в основном - это походы по Крыму, который просто бесконечен своим разнообразием ландшафтов и возможностью по-разному проводить время, начиная от полётов на планерах и парапланах на горе Клеменьева, и кончая нырянием с аквалангом на подводных скалах Тарханкута.

       Этим летом ближайшая задача была накопить 600 долларов на второй курс лечения у целителя-корейца Аббая. Пока, благодаря помощи друзей, есть 400, и сначала я не хотел ехать, а потом вдруг резко понял - нам обоим с Ириной нужна смена обстановки. Выбрали для отдыха село Лазурное. Это как поедете в Индию сразу направо за Скадовском. Сначала решили - только в частном секторе, т.к. там дешевле. По приезду сразу нашли нормальную женщину в магазине, куда зашли, чтобы узнать, где есть свободные места. Как она сказала: "Второй дом от моря", но оказалось, до моря ещё больше километра по просёлочной ухабистой дороге, которая после дождя станет не проходимой для моей коляски.

       Пришлось снять номер в пансионате "Уют". Цена в два раза дороже (320 гривен за сутки проживания (примерно 900 руб за двоих)). Площадью 7 кв. метров, в номере две кровати, стул и холодильник с маленьким телевизором. Напротив стоячий душ с горячей водой и тёплый клозет. В соседнем доме кухня, с плитой, где можно всё приготовить самому. Во дворе спортивный городок и всего 200 метров от моря. В общем, отдохнули мы классно и очень благодарны всем, кто поддержал материально и позволил нам этот этот отдых у моря. Пусть всего пять дней, но он был незабываемым.

      Ещё раз персональный большой Рахмат КВС Сергею Шевцеву, авиационному инженеру Ильдусу Камалову, Алексею Евгеньевичу Б., аксакалу туризма Лидии Ниловой, романтику авиации Николаю Анатольевичу Козьякову, Андрею с форума, который просто подарил нам ещё два дня отдыха у моря, прислав деньги в тот момент, когда мы собирались уже уезжать; Елене Аверьяновой из Москвы, кто-то прислал 500 руб. без подписи... И поверьте, у нас с Ириной от таких подарков наворачиваются слёзы, т.к. мы понимаем, что человек на пенсии, но шлёт их от чистого сердца, и всем остальным единомышленникам, благодаря которым мы в этом году смогли приобрести мой трёхколёсный пипилац и коляску как резервное средство передвижения по квартире.

      В общем, БУДЕМ ЖИТЬ И БОРОТЬСЯ...

      Забыл добавить, все пять дней были обалденно красивые закаты. Когда ты их больше года не видел, это впечатляет и навсегда остаётся в памяти...