Увлечения

Александр Щербаков 5
В древней Индии и в других странах считали, что гороскопический знак, под которым рожден человек, это его карма.  Пока ты её не проживешь, из этого мира не уйдешь.  Я БЛИЗНЕЦ по гороскопу, как и Пушкин, и многие другие знаменитые люди. Я не причисляю себя к ним, Боже упаси. Просто для того, чтобы понять, чем вызваны те или иные мои увлечения, надо знать, что представляют из себя люди, рожденные под этим знаком.  Но я не буду перечислять их все, лишь скажу, что для этого знака свойственно непостоянство во всем, их интересует все новое и новое, неизвестное.  Это непостоянство есть и в отношениях с противоположным полом, и ничего с этим не поделаешь, карма.  Но об этой стороне своей жизни я писать не собираюсь. Как не буду писать и о своем увлечении спортом, об этом я уже немало написал.

Я хочу написать о других увлечениях.  Начну с рисования. По-видимому, все Щербаковы по мужской линии имеют способности к рисованию.  Не типа  «точка, точка, запятая, вышла рожица кривая». Нет, чуть более серьезные вещи. Думаю, если бы были такие возможности, то очень неплохими художниками стали бы и я, и мой сын Сергей, и мой внук Костя. По крайней мере, мы очень неплохо можем рисовать объемные рисунки, с разными тенями и полутенями, и это делаем влет, без всяких усилий. Меня в детстве учил рисовать мой отец, сам прекрасно умеющий рисовать. И поэтому мои школьные рисунки часто висели на доске с образцами детского творчества.  Уже в старших классах я нарисовал карандашом свой автопортрет, и те, кто его видели, не верили, что нарисовал его я. Он до сих пор лежит где-то среди моих бумаг, правда, изрядно потрепанный.

С рисованием генетически связано ваяние. Художник и скульптор относятся к одной ветви творчества, и даже институты, где обучают этому ремеслу, для художников и скульпторов одни и те же.  Например, училище имени Сурикова в Москве, куда я хотел после школы подать документы.  Поэтому ничего удивительно нет в том, что я имел способности и к ваянию.  Самый распространенный в пору моей юности материал для ваяния – пластилин.  Вот из него я и стал лепить. Вначале это были самые примитивные фигурки людей, животных, птиц.  Пластилин очень пластичный, но это хорошо, когда ты лепишь что-то из него. Но сохранить слепленную фигурку бывает очень тяжело, любое повышение температуры, и пластилин начинает оплывать.  Но уже в старших классах я нашел противоядие против этого.  Стал вставлять внутрь слепленной фигуры каркас из твердой сталистой проволоки, которая хорошо держит форму. Вернее, я вначале делал каркас, который крепился к деревянной дощечке, а потом облеплял его пластилином. Первым таким опытом стала фигура знаменитой статуи «Перекуем мечи на орала». Я сделал её большой,  и она долго стояла, не потеряв своей формы, на школьной выставке.  А фигуры из пластилина других ребят от жары в комнате оплавились или вообще упали.

Научившись делать одиночную фигуру,  задумал сделать целую композицию. Я увлекался спортом,  и у меня было много спортивных журналов. В одном из них я увидел фотографию, как несколько барьеристов преодолевают яму с водой, есть такая преграда в стипль-чезе.  Несколько человек почти одновременно находились в полете над ямой, кто-то еще касался барьера ногой, кто-то уже висел впереди, кто-то только напрыгивал на барьер. И касание друг друга спортсменов не являлось нарушением правил.  И я решил сделать именно такую композицию, как на этой фотографии, сразу с несколькими спортсменами. Перерисовал фотографию, на рисунке внутри фигурок нарисовал каркас, и потом по этому рисунку сделал каркас из проволоки.  Это написать просто, а вот согнуть жесткую сталистую проволоку трудно. Тем более что мне требовалось пропустить проволоку через дощечку, сделать барьер, потом пропустить через ногу одного спортсмена, который только собрался прыгнуть через яму, затем сформировать туловище этого барьериста, завести к нему в руку, а затем через руку другого спортсмена тоже самое проделать с другой фигуркой, а потом с третьей. Я опасался, что проволока не выдержит веса фигурок из пластилина, поэтому внутри фигурок вставлял сухие деревяшки и уже их облеплял цветным пластилином. Каждая фигурка была около 7 см, так что композиция получилась довольно объемной.

Дело было зимой, и я выставил готовую композицию из пластилина в холодные сени у входа в нашу квартиру в поселке на севере Хабаровского края.  Сделал еще несколько фигурок спортсменов из разных видов спорта, но уже не таких объемных, с одного до двух спортсменов одновременно. И эти фигуры стояли в сенях, и все, приходившие к нам в квартиру, видели их и восхищались. А потом их увидели приехавшие на проверку нашей школы инспектора краевого отдела народного образования. После проверки и проведения итогового педсовета, когда было поздно идти в поселковую столовую, отец, директор школы, пригласил членов комиссии поужинать у него дома. Вот и увидели мои фигуры из пластилина краевые специалисты. Посоветовали подать документы в Суриковское училище. Я списался, но там требовалось предоставить справку или диплом об окончании студии в том же Дворце пионеров. А какой Дворец или кружок  в небольшом поселке? Так мне не удалось попробовать реализовать свои способности к ваянию в чем-то серьезном.

Но умение лепить из пластилина пригодилось в профессии. Как известно, врач-рентгенолог видит объемного человека в одной плоскости. И чтобы правильно понять, где локализуется патологический процесс, приходится поворачивать пациента.  Но мы видим однородную тень того же сердца, а ведь там два желудочка и два предсердия, да еще сосуды. И,  чтобы было наглядней потом анализировать, я вылепил из пластилина сердце, где каждая часть имеет свой цвет. Все стало понятно и нам, рентгенологам, да и некоторым клиницистам-терапевтам.  Потом я увидел такие же внутренние органы уже сделанные из пластика промышленным способом.

В шестом классе я записался в школьный духовой оркестр, хотя слуха у меня не было. Но играть по нотам, да еще втору, я мог.  (Прим. – есть инструменты, которые играют мелодию. Например, труба,  баритон, саксофон и другие. А втора – это бас, тенор, альт - которые задают нужный ритм). Научившись нотной грамоте, я стал играть по нотам на баяне, который в это время появился в нашей семье. Мы его выиграли в денежно-вещевую лотерею. Но играл одной правой рукой саму мелодию, а вот левой так и не научился играть.  Глядел в ноты, играл правой рукой,  и забывал левой нажимать на клавиши басов.  Умел играть двумя руками лишь один небольшой вальс, но и это пригодилось один раз в жизни, когда во время выезда в колхоз на копку картофеля я играл в местном клубе, когда там выключали свет, экономя топливо для дизель-генератора. И мои одноклассники танцевали этот вальс, а я играл буквально  до упада.

Как я вычитал, у Близнецов самое слабое место – голова. Не в том смысле, что она дурная, а просто не выключается из мыслительного процесса круглые сутки. Поэтому у Близнецов часто бывают бессоницы, как случилось и у меня. Чтобы как-то отключить мысли в голове, надо был иметь занятие, которое требовало бы максимальной концентрации.  И таких занятий у меня в жизни три. Первым появилось раскладывание пасьянсов. Сейчас в каждом компьютере есть пасьянсы,  и их  раскладывать может и ребенок.  А в 1967 году это было большой редкостью. Купить даже пасьянсные карты, начинающиеся с двойки, а не с шестерки, как обычные, да еще две колоды сразу в одной упаковке, было большой проблемой. Но, научившись раскладывать несколько пасьянсов у своего соседа по комнате в студенческом общежитии Бориса Толчинского,  я купил такие карты и в свободное время раскладывал пасьянсы. Убивал сразу двух зайцев. Во-первых, моя голова отдыхала от мыслей. Во-вторых, я не нервничал, когда моя жена слишком долго прихорашивалась, прежде чем пойти куда-то вместе со мной.

Потом у меня нашлось еще одно занятие, требующее максимальной концентрации. Это вырезывание экслибрисов или каких-нибудь штампов. При этом маленьким глазным скальпелем на просвинцованной резине вырезываются маленькие буквочки, причем в зеркальном отображении.  И ошибка в вырезывании одной буквочки может привести к тому, что придется выбрасывать весь штамп или экслибрис.  Малюсенький кусочек резины обратно не приклеишь.  А так как я вырезывал много экслибрисов знакомым и вырезал целую кучу штампов в рентгенкабинет, чтобы облегчить труд (Прим.- в те годы  был популярен НОТ – научная организация труда), то отдохнуть моей голове удавалось частенько.

Следующим моим увлечением, которое приносило самую большую пользу, стала езда на автомобиле. Я стал владельцем автомобиля довольно поздно, уже в 47 лет, когда на Дальнем Востоке за небольшую цену можно приобрести подержанный японский автомобиль с правым расположением руля. Первый автомобиль я купил в Японии в 1993 году за 1000 баксов, и это был автомобиль класса «Волги». И  наша группа, ездившая в префектуру Аоморри в командировку, заплатила за доставку автомобилей в Хабаровск на судне река-море, всего по 400 долларов США. И без всяких таможенных пошлин. Вот такие были времена. Одно было условие – нас должны были зарегистрировать в японской таможне, что мы были в Японии.

Так что осваивать вождение мне пришлось не в ту пору, когда все схватывается налету, а много позднее. Но я к этому времени имел персональный автомобиль и в поездках наблюдал за манерой вождения своего шофера. Именно он и преподал мне азы вождения, а я оказался способный ученик. Гаишник, который принимал у меня вождение, посоветовал как можно больше ездить, тогда навыки закрепятся. Я так и делал, за субботу-воскресенье накатывал по 200-300 км, и через 3 месяца после того, как сел за руль, выдержал поездку в Находку к морю за 900 км от Хабаровска. Правда, когда уже на месте я вышел из  машины, весь мой организм мелко-мелко дрожал.  Но езда за рулем требует максимальной концентрации не меньше, чем раскладывание пасьянсы или вырезывание экслибриса. Тут расплатой за невнимательность может быть человеческая жизнь, твоя или других людей.  Надо следить за состоянием автомобиля, скоростью, с которой передвигаешься, за дорожными знаками и соседними машинами – спереди, сзади, сбоку, даже стоящими на обочине. Но зато никаких посторонних мыслей в голове нет. Так что за рулем я отдыхаю, особенно в поездках за городом. Поэтому и объездил почти все крупные города на Дальнем Востоке, и крупные города Урала и Западной Сибири на своем автомобиле.  Иногда, прилетев днем после недельной командировки в Москве, я садился за руль своего автомобиля и катался вечером по уже пустынным улицам города.  Такое сильное желание ездить было у меня в первые годы.

Еще одно увлечение, которое у меня есть до сих пор – это смотреть различные спортивные соревнования. Я до сих пор смотрю их, но уже не все подряд, а лишь некоторые. В частности, волейбол, которым сам увлекался, легкую атлетику. Но такое увлечение не редкость у нашей молодежи в те годы. На Дальнем Востоке все значимые соревнования в Европейской части страны или за рубежом приходилось слушать по радиостанции «Маяк», а позже смотреть по телевизору, только в ночное время. Я помню жаркие обсуждения услышанного или увиденного в перерывах лекций. Помню и Мишу Стрельникова, моего сокурсника, который обычно не участвовал в этом обсуждении, так как не мог проснуться ночью, хотя и ставил будильник. Но однажды он пришел такой довольный и тоже с нами обсуждал состоявшийся ночью матч. Оказалось, чтобы точно проснуться, он завел будильник и поставил его в другой конец комнаты под оцинкованный таз,  чтобы он громче гремел, а на пути к будильнику поставил несколько стульев. И когда он шел к будильнику, чтобы заткнуть ненавистный звонок, стукнулся о преграду и окончательно проснулся. На что только не пойдет истинный болельщик.

Как болельщик я теоретически знаю много видов спорта, в том числе и футбол. Но сравниться в знании этого вида спорта с моими друзьями Мишей Поляченко и Валерой Аксененко не могу, они же сами играли в эту игру и до сих пор ходят на стадионы смотреть футбол вживую. Я лучше помню игроков прошлых лет, можно назвать золотых лет советского футбола – 1956, 1960, 1966 годов и последний всплеск конца 80-х. Но вот в знании хоккея я могу кое с кем поспорить. Но у меня уже прошло чувство, что мы, советские спортсмены, должны побеждать всегда и везде.  И конкуренция выросла, и сейчас все больше на первый план выходят более физически развитые  негритянские спортсмены, да система подготовки спортсменов, какая была в Советском Союзе, развалена,  и уже никогда её не будет. Так что  будем мириться с 3-4 местами в мире и не комплексовать по этому поводу.

О своем увлечении велосипедом я тоже писал, не буду повторяться.  Что такое велосипед, я в полной мере ощутил в свой первый приезд в Китай в 1991 году. Сплошной поток велосипедистов по улицам и редкие автомобили, которых и не думали пропускать велосипедисты, несмотря на постоянные гудки клаксонов.  Демократичный вид транспорта в Китае в начале его реформ. Как и кеды на ногах китайцев зимой и летом, что я тоже наблюдал в 90-е годы.

Но все же главным моим увлечением была работа. Я считаю, что выбрал именно ту стезю, к которой был наиболее приспособлен. И к рентгенологии, где важную роль играет зрительная память и пространственные ощущения, и организацию здравоохранения. Моя трудовая деятельность складывалась так, что по достижении какого-то уровня знаний на определенной ступени карьерной лестницы я получал приглашение перейти на следующую ступень. Там надо было решать другие, более сложные задачи, судьба бросала мне новые вызовы, и спорить с ней было интересно. Поэтому я до конца своей трудовой деятельности ходит на работу с желанием, отдаваясь ей всей душой. Можно сказать, что работа и хобби в моем случае совпали.