Большое Овсяниково

Полина Ребенина
На окне перед моими глазами стоит огромный букет белых лилий и желтых хризантем, который мне торжественно вручили в библиотеке деревни Большое Овсяниково, он завял, но мне жаль его выбросить, ведь с ним связаны самые чудесные и милые моему сердцу воспоминания этого лета.

Деревня Большое Овсяниково расположена на северо-западе Весьегонского района и является пограничным населенным пунктом Тверской области с Устюженским районом Вологодской области. Лежит на оконечности Карамышевской моренной гряды, ее границе с Молого-Шекснинской низиной. Территория, примыкающая к деревне Большое Овсянниково, была заселена уже на рубеже III-II тысячелетий до н.э. Об этом свидетельствуют два памятника археологии: стоянки "Славынево-1" и "Славынево-2" в устье реки Тресна и на левом берегу реки Звана. Последующие эпохи оставили на этой земле следы в виде сопочных и курганных захоронений VIII-ХI вв.н.э., самым известным из которых был "Малыгинский курган". На территории деревни несмотря на потрясения перестроечного периода сохранился колхоз "Россия", который продает пшеницу, кукурузу, овес и занимается производством сыра, творога, молока, сметаны, кефира, йогурта, ряженки, простокваши, сливок, масла.
       
В начале августа мне позвонила заведующая библиотекой города Весьегонска Светлана Юрьевна Демидова и сообщила, что со мной, то есть с писательницей Полиной Ребениной, очень хотят встретиться читатели в деревне Большое Овсяниково. На меня в это время как раз навалилась куча забот- в доме случился пожар, приехали родственники из Санкт-Петербурга, да и зуб разболелся. Хотела эту встречу отложить, но Светлана Юрьевна сильно расстроилась: "Как же ведь они так Вас ждут, готовятся. На днях местная библиотекарь упала, сильно поранилась, в больнице ей наложили швы, придет с повязкой, но встречу читателей с Вами ни в коем случае отменять не хочет. Все Вас там с нетерпением ждут!" Ну уж после этих слов, конечно, не было никаких возражений, и мы отправились в путь.

На пороге библиотеки встречала нас библиотекарь Елена Рудольфовна Гулина с этим самым огромным букетом цветов. Я сразу узнала эту женщину, я слышала месяц назад её доклад на краеведческих чтениях в весьегонской библиотеке в День города. Она была какая-то особенная- чрезвычайно женственная, трогательная, с певучим грудным голосом, и рассказ её о родных местах оказался волнующим и запоминающимся. А муж её Василий Иванович Гулин пришел в вышитой русской рубахе, и был тоже особенным, под стать ей, веселый, заводной, гармонист и балагур. Он интересовался археологией, раскопками, рассказывал о старинных курганах-захоронениях, найденных в родных местах и подарил мне свою книгу. Люди они были широко образованные и творческие.

Читателей в библиотеке собралось немного, в основном женщины среднего возраста, хорошо одетые, интеллигентные, то есть совсем не того типа, который мы представляем, когда упоминаем о "деревенских читателях". Практически все они раньше жили и работали в одной из наших столиц- в Москве или же в Санкт-Петербурге, но тоска по своей малой Родине затянула их назад в эти заповедные места. И живут они теперь в деревне Большое Овсяниково и чувствуют себя вполне счастливыми и назад в столицы их "калачом не заманишь".

Слушая этот рассказ, я их хорошо понимаю, ведь и я живу в Швеции и живу нормально, но чувствую себя лучше всего в родном Весьегонске. Тяга к естественной жизни на природе прослеживается сейчас во всем мире- люди работают в больших индустриальных городах, потому что именно там развернуто производство, но жить там не хотят, и предпочитают жизнь в пригородах, а еще лучше в деревнях и селах. Но это, само собой, подразумевает жизнь и работу вахтовым методом, в будние дни трудятся в большом городе, а в выходные отдыхают в родном селе. Вечерами по пятницам по дорогам из Москвы, как и из Стокгольма, мчится множество машин- все едут к своим семьям, которые живут где-либо в провинции.

Но вернемся к нашей встрече. При входе в библиотеку на видном месте разложены экземпляры изданных мной книг, моим дорогим друзьям хотелось показать, что они читают мои произведения и любят их.  Мне вручают большую коробку шоколадных конфет, так что я вскоре начинаю чувствовать cебя, как сторукий Будда, который должен умудриться удержать все в своих руках- цветы, конфеты, сумки с привезенными новыми книгами... Меня усаживают на центральное место напротив читателей, заботливо ставят рядом графин с водой, теперь я ощущаю себя вообще, как королева. И потом милая библиотекарь своим нежным грудным голосом представляет меня читателям, и читает чудесное стихотворение, посвященное мне. Вот оно, это удивительное стихотворение:

"Есть люди- "закаты" и люди- "рассветы"...
Одни с негативом, другие с "приветом"...
Но те, что с "приветом"- улыбчивы часто...
А те, что "закаты, обычно несчастны...
С одними общаясь, ты чувствуешь холод...
С другими и в семьдесят, кажется, молод...
И ты от одних заряжаешься светом...
С другими его круглосуточно нету...

Но если отдать человеку- "закату"
Кусочек тепла, что исчезло когда-то,
А не обвинять, что тоскливо на сердце,
Он тоже захочет и греть и согреться...
Ведь людям- закатам, как людям- рассветам,
Хотелось бы к счастью пойти за билетом,
Но просто любить бескорыстно боялись,
Поэтому злились и больно кусались...

И люди - рассветы становятся тоже
Людьми с негативом на тучу похожих...
Когда благодарность в душе исчезает,
То небо рассветы в закат превращает...
Я тоже порою бываю на взводе...
Но знаю, с рассветом печали уходят...
И пусть кто-то скажет: "Она же с приветом..."
Есть люди- "закаты" и люди- "рассветы"...

Это было стихотворение, когда-то написанное Ириной Самариной, но, по-видимому, Елена Рудольфовна чувствовала, что его содержание подходит к облику писательницы Полины Ребениной и её книгам, как нельзя лучше. И она была права, я еще раз убедилась, что у людей с тонкой духовной организацией удивительно развита интуиция. Они чувствуют, скорее даже ощущают других людей на подсознательном уровне и часто совершенно безошибочно. Меня немного смутило, что отнесли они писательницу к "людям с приветом", но слово "привет" понимали они в его прямом - теплом, добром значении, и самым важным было их ощущение, что от написанных произведений "заряжаешься светом"...

Наша милая библиотекарь и читатели деревни Большое Овсяниково все верно поняли, читая мои книги, ведь я не раз замечала, что сущность человека проявляется в написанном им, как бы писатель не пытался это замаскировать. И поэтому недобрые люди часто пишут злые, язвительные или пустые книги, а книги, наполненные теплом и светом, им написать не под силу...

А в конце нашей беседы высказалась одна из читательниц: "В наше время людям нечего читать, большинство книг превратилось в "чтиво", это или дешевые детективы или же такие же дешевые "любовные"романы. Спасибо, что Вы пишете иные книги, такие, какими мы зачитывались раньше, умные и добрые! Пожалуйста, пишите больше!" Эти слова, которые мне привелось услышать в этот незабвенный вечер в библиотеке деревни Большое Овсяниково поселились надолго в моей душе, освещают мой путь и дают мне силы жить и творить.

А сколько теплых слов было сказано в адрес самой милой Елены Рудольфовны Гулиной, читатели говорили, что им необыкновенно повезло, ведь она, хоть и была родом из Череповца, но вжилась в их быт, полюбила эту жизнь, несла жителям деревни "доброе и светлое"! Она собрала картотеку участников и погибших воинов в Великой Отечественной войне, записывала интересные истории из жизни односельчан. Многими из этих историй она поделилась в этот вечер с нами и, возможно, они станут основой будущих произведений.

А в конце встречи мы все вместе под аккомпанемент гармониста Василия Ивановича Гулина спели песню "Деревенька моя":

"Деревня моя, деревянная, дальняя,
Смотрю на тебя я, прикрывшись рукой,
Ты в легком платочке июльского облака,
В веснушках черемух стоишь над рекой.

Родная моя деревенька-колхозница
Смущенной улыбкой меня обожгла,
К тебе мое сердце по-прежнему просится,
А я все не еду - дела и дела.

Мне к южному морю нисколько не хочется,
Душой не кривлю я, о том говоря, 
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая, как хлеб, деревенька моя."