Преклоняюсь!

Людмила Ермакова
Эта замечательная женщина появилась в моей жизни внезапно: по окончании 7-го класса,когда нашу школу нежданно-негаданно объявили “английской”, класс расформировали и я оказалась в другой школе.
Первым же уроком в новом 8-м классе был урок литературы. Преподаватель русского языка и литературы - Людмила Федоровна Нефедова - женщина средних лет, одетая строго, но элегантно, сразу пришлась мне по душе!
Увидев новенькую, она попросила меня представиться классу, и, когда я назвала свое имя, она негромко произнесла: “Тезка!”, и как-то по-доброму улыбнулась. Грудной голос, которым читала она стихи Пушкина, завораживал и обволакивал: хотелось почему-то, чтобы этот голос не умолкал.
В школе у меня не было нелюбимых предметов - мне вообще нравилось учиться, но с того самого, памятного для меня дня, самыми любимыми стали для меня русский язык и литература.
Каждый раз, после классного сочинения, я, никогда не перечитывала свой опус, но ребятам, сидевшим на соседних партах всегда проверяла их сочинения. А мое собственное сочинение частенько зачитывалось в классе в числе лучших.
Из любви к названным предметам я тратила денежки, которые мне изредка перепадали, на покупку орфографических, а потом уже и толковых, словарей русского языка, поэтических сборников, особенно, маленьких книжечек из серии “Библиотечка “Огонька” самых популярных в то время поэтов Советского Союза. Какая это была ценность для меня! Эти маленькие книжонки дали начало большой библиотеки поэзии, книги для которой я собираю всю жизнь!
Людмила Федоровна в то время и не догадывалась: ее любовь к русской поэзии дала замечательные ростки: я полюбила ЭТО раз и навсегда! Мало того, - я также: раз и навсегда - полюбила мою дорогую учительницу - Людмилу Федоровну! Оказалось, что и жили-то мы недалеко друг от друга, и из трех дорог, ведущих в школу, я неизменно выбирала ту, которая пролегала мимо ее дома.
Мне кажется, что не было в классе ученика, который хоть раз бы по доброй воле пропустил урок Л.Ф. Ее любили все. Помню, как я завидовала ученикам параллельного класса, в котором она была классным руководителем! А еще я (грешна!), завидовала комсоргу школы, Наде из 10-го класса, что ее родная тетя - не кто-нибудь, а моя любимая учительница, и эта Надя могла лицезреть Л.Ф. в любое время - жили-то они в одном доме!
Постепенно мы с Людмилой Федоровной сблизились: я стала вхожа в ее дом; она знала многое о моей семье А однажды она сделала мне драгоценный подарок - свою фотографию, которую много позднее, после того, как ее назначили завучем другой школы, перепечатали для себя многие ученики нашего класса.
А в 10-м классе, после ухода Л.Ф. на новую работу, на ее место поставили другого педагога, что позволило мне, уже без всяких мук совести, прогуливать с моей закадычной подружкой Иркой в разгар весны не только ее, но и остальные уроки - как раз в канун выпускных, что сыграло роковую роль: я получила в аттестат лишнюю четверку и, а посему не стала даже серебряной медалисткой. За 2 года - в 8-м и в 9-м классе, и 10-й класс, уже без ее присутствия в школе, мы с Людмилой Федоровной очень подружились.
На всю жизнь запомнила я случай, когда, встретившись у ее калитки, мы вместе отправились на школьный вечер, посвященный 8 марта. Было холодно, и у меня, девочки из семьи весьма скромного достатка, не было на шее ничего - ни шарфика, ни платочка. Людмила Федоровна, увидев это, и охнув, стремительно метнулась в только что захлопнутую калитку. Вернулась она с ослепительной белизны новым, теплым и нежным на ощупь, шарфом - предметом моей гордости в последующие годы - и собственноручно повязала мне его на шею!
И какое же тепло разлилось по моему телу, и сколько же тепла проникло мне в душу и сердце от этого поистине царского подарка! Мама моя, узнав об этом, прослезилась, и передала через меня букетик нежных ландышей для Людмилы Федоровны…
Наша трогательная дружба продолжалась почти 45 лет. Впоследствии,
когда я уже - замужняя дама, мать семейства, приходила в гости к мой по-прежнему дорогой и любимой учительнице, мы часами беседовали обо всем на свете: она с нетерпением ожидала появления моих новых стихов, которые я и писать-то стала только благодаря моей прекрасной наставнице.
Тогда-то я и узнала о горькой судьбе моего дорогого друга - замечательной русской Женщины. Оказывается, она потеряла в страшные военные годы маленькую дочурку и мужа;, она много горя перенесла и многое выдержала! Одна работа санитаркой в санитарном поезде чего стоила! У нее ведь и государственные награды имелись, и почетные звания.
А самое высокое звание у этой необыкновенной женщины: ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК! - Ведь скольким молодым людям помогла она найти свою дорогу в жизни, свою колею: словом, советом, делом; в конце концов - своим драматическим кружком, в котором даже отъявленные хулиганы менялись до неузнаваемости!
Старость Людмилы Федоровны оказалась безрадостной: кто-то из родных уехал за рубеж, кто-то ушел в мир иной, Но верные ее “бабушки-подружки”, как она их сама называла, такие же бывшие педагоги, да благодарные ученики, сами ставшие уже дедушками и бабушками, поддерживали ее в последние годы. Я, тоже покинувшая родные пенаты, до последнего дня переписывалась с ней, и, переезжая с квартиры на квартиру, непременно перевозила ее, полные тепла, любви и заботы, письма с собой. И этот заслуженнейший человек не мог позволить себе на стыке веков покупку цветного телевизора!
Не могу не привести некоторые цитаты из ее писем,читая и перечитывая которые, неизменно глотаю слезы.
“Дорогая Людочка! Вчера получила твое письмо и рада была безмерно!...Хорошо, что в твоей памяти я осталась такой, как много лет назад.Я тоже тебя люблю и желаю от всей души тебе, твоим родным и близким радостей жизни и никаких огорчений Пусть перемены в твоей жизни не разлучат нас! Я всегда буду ждать от тебя весточек, а сейчас только еще раз благодарю тебя за внимание, за твои стихи,и желаю оставаться такой же доброй, сердечной и умной Людочкой!” В другом письме: “Дорогая моя, хорошая и красивая девочка-бабушка! Нет даже в нашем богатом русском языке слов, чтобы выразить тебе мою благодарность за визит ко мне твоей подруги и за посылочку. Спасибо! Спасибо! Спасибо!”
В другом письме: “Не волнуйся, Людочка, Я жива! Болею: сахарный диабет одолевает, но я не сдаюсь, хотя сама себе поставила точный диагноз: СТАРОСТЬ! Мои друзья тоже уже все на “финишной прямой”, только к “ленточке” никто не рвется. Людочка, я тронута, что до сих пор я для тебя “любимая учительница"! Читать мне все труднее - слабеют глаза, но больше всего люблю получать письма, особенно, если они такие, как твои”
И в одном из последних:"Дорогая Людочка, твое имя - на лучших страницах моей жизни! Помню всегда, бесконечно рада каждой твоей весточке! Целую много раз. Крепко обнимаю. Твоя Л.Ф." Согласитесь: такие слова дорогого стоят!
Мы дружили 45 лет! И я преклоняюсь перед светлой памятью моей замечательной учительницы, моего настоящего друга и счастлива, что был в мой жизни этот прекрасный друг, имя которого - ХОРОШИЙ, СВЕТЛЫЙ ЧЕЛОВЕК!