Подранки

Елена Кулиева
Всякий раз, когда предстоит знакомство с новой группой, набранной в колледж, меня охватывает волнение: каким будет новый набор, удастся ли сразу найти общий язык с ребятами, как будет проходить адаптация.
И каждый раз знакомство начинается еще перед началом учебного года...


...Очень часто возвращаюсь в август 2005. 
В мою группу тогда набрали 30 человек.

На одну из специальностей подали документы 23 абитуриента, являющиеся сиротами
Для оптимальной социализации их решили собрать в одну группу.

Знакомлюсь с личными делами.

У девяти из двадцати трех родители умерли.
У пяти была только одна мать, которую лишили родительских прав.
Еще  девять человек получили статус сироты при двух живых родителях...

В первые месяцы учебного года узнаю, что и с не сиротами не все благополучно: двоим из них 2-3 года назад был поставлен диагноз «психоз»...


Итак, август 2005.

Перелистываю странички личных дел, читаю сухие строчки судебных протоколов.
Воображение помогает придать реалистичность сухим фразам решений суда, предшествующим стандартному вердикту «… лишить родительских прав в отношении…»:

«В комнате грязно, холодно, - радиаторы сняты и пропиты»...

«Мать пьет, бьет детей, выгоняет из дома, дети часто ночуют у соседей»...

«Дети постоянно голодные, в доме нет еды, постельных принадлежностей, нет стола, детям негде учить уроки»...

«После того, как ее лишили родительских прав в отношении семерых старших детей, она родила еще троих»...

«Мать без ребенка ушла из больницы, в которую ее положили с двухлетним сыном, поэтому как только ребенок выздоровел, он был направлен в детский дом»...

«Мать не работает, жестоко обращается с детьми. Дети спят в сарае по очереди на одной кровати, голодные, грязные. Мать и отец ведут аморальный образ жизни»...

...В копиях свидетельств о смерти родителей ребят указаны причины: заболевания сердечно-сосудистой системы, туберкулез легких, отравление этиловым спиртом, утопление, отравление лекарственными препаратами, множественные огнестрельные пулевые ранения, множественные открытые раны головы...

...Смотрю на фотографии ребят. Вижу в их глазах теперь то, что ускользнуло при беглом знакомстве: у кого-то настороженность, недоверие,
у кого-то страх и тревога,
у кого-то безволие и безразличие...

Все больше тревожусь, смогу ли помочь им?!!
Найду ли подход к каждому из них?!

В то же время в душе зарождаются сочувствие и огромное желание познакомиться с ними, начать общаться, научить их верить в себя, научить их радоваться жизни, растопить лед в их сердцах.

И понимаю, что уже заранее люблю их, что буду бороться за каждого, и что любить и бороться будет очень трудно.

Любому куратору-женщине всегда лестно услышать от учащихся, что ее стали считать второй мамой.
Теперь же для этих человеческих подранков я - претендент на эту святую роль.

Многолетний опыт подсказывает, что эти ребята находятся на важнейшем этапе биологического созревания и социального становления личности.

В юношеском возрасте хорошо развиты внимание и психомоторика, но еще не окончательно сформированы мышление, воля, самоконтроль.

Нервное возбуждение преобладает над торможением, что порождает безудержную энергичность, не вполне зрелую инициативность и беспредельную активность.

Пока еще не сформировались важные для успешной деятельности качества: целеустремленность, стойкая заинтересованность полезными делами, сосредоточенность.

Недостает таких психических свойств как самостоятельность, осмотрительность, самокритичность, расчетливость, осторожность, дальновидность...


...Первая встреча с ребятами происходит в общежитии.
Некоторые знали друг друга по детскому дому или ПТУ. Некоторые уже заранее были уверены, что не уживутся в одном блоке.

Весь первый семестр продолжалось переселение.
Любые неурядицы, например, поломка сантехники или нежелательное соседство воспринимались как трагедия.

Ребята общались между собой только на повышенных тонах.
Те, кто послабее, закатывали истерики.
Стоило мне скрыться за дверью, оскорбляли друг друга.

После торжественной линейки, знакомства с колледжем, посещения выставки творческих работ, беседую с группой в моем кабинете.

Чтобы раззадорить ребят, говорю им, что все группы, в которых я была куратором, всегда были лучшими...

...Когда ребята выходили из кабинета, они спрашивали друг друга, кто в какой группе учился.

Изредка выяснялось, что в хорошей, но чаще – в самой плохой.

...С опозданием в колледж прибыл Артур, который не смог приступить к занятиям 1 сентября...

Говорю с ним и ловлю себя на мысли, что с таким неуправляемым, несговорчивым, нелюдимым юношей сталкиваюсь впервые.

Он маленького роста, у него большая, абсолютно белая бритая голова.
При общении взгляд отводит в сторону.
Не понимает, кто такой куратор.
Пытаясь расположить его к себе, улыбаюсь, говорю, что теперь я ему и папа, и мама, и бабушка, и дедушка.

Он презрительно смотрит на меня.
Заявляет, что в такой маме он не нуждается...

...Агрессия всегда носит защитный характер...

...Много позже он рассказал, что ко времени нашей беседы не прошло еще и года со дня смерти его матери, которая была изнасилована и убита бандой подростков.

После смерти она оставила сыну в наследство дворнягу, разломанный шкаф, щербатую посуду и долги за съемную квартиру...

...Много лет прошло. И сейчас мы часто встречаемся с этим парнем. У него прекрасная жена Наташа, двое замечательных мальчишек.
При встрече Артур говорит своим детишкам:
- Поздоровайтесь с бабушкой!


Наблюдая за ребятами, обнаружила, что многие стыдятся своих родителей, не любят себя, поэтому нетерпимы к другим.

Жалеют себя, но не могут понять чужой боли.
Мечтают о власти, но не представляют, что будут делать с ней, если достигнут ее.


Анализирую анкеты «Жизненные цели».

Большинство считают, что главное – обеспечить себе материальный комфорт, хорошо зарабатывать на жизнь, обеспечить свое будущее любой ценой, многие при этом хотят добиться признания и уважения...

...Стефан, которого мать оставила в больнице и которого нянечки систематически избивали в детском доме, потому что он был подвижным непоседой (накрывали его подушкой и лупили, чтобы следов не оставалось), написал:

«Я приеду в детский дом на крутой иномарке, в шикарной одежде. Все обалдеют и станут меня уважать»...


...Конечно, в стремлении достигнуть достатка, нет ничего плохого.
Только вот совсем уж детские рассуждения: «Назло всем стану богатым и поэтому уважаемым», указывают на ошибочные векторы их стремлений. И на протест.

...В младенчестве все контакты ребенка сводятся к эмоциональному и физическому взаимодействию с матерью. Ребенок приобретает опыт любви.

Ребенок начинает отвечать на сложный иногда даже для взрослого человека вопрос: «Кто Я?»

И в этот ответственный для становления ребёнка период родители должны служить примером для ребенка.

И у сирот, и у детей из неблагополучных семей, образ "Я" формируется отнюдь не под влиянием любящих родителей...

Каких же детей воспитают в будущем они сами?

Перечитываю свой дневник:
 
М. – беседа о судебных тяжбах с родственниками по поводу раздела квартиры.

Г. – скучает по дому, не может привыкнуть к общежитию.

С. подралась с пьяной матерью.

Ж. приснился плохой сон, больше не смогла заснуть, боится умереть во сне от гипертонии, как ее родители.

М. ждут с братом, что мать должна скоро умереть от цирроза печени от алкоголя. Отец тоже сильно пьет. Мать звонит дочери, просит денег на вино.

А. подралась с пьяной матерью, которая обидела бабушку.

Б. (не сирота): "Меня обижают сироты. С родителями связь не поддерживаю, надоели их нравоучения".


Эти записи за первые дни сентября.

У меня было такое впечатление, что им всем надо было выговориться.

Они ловили меня после занятий, на перерывах. Провожали меня домой и... раскрывались...

Приглашали на чай в общежитие…

Сначала беседы были индивидуальными.
Но постепенно они переставали стесняться друг друга.
 
В октябре я им напомнила, что наша цель - доказать, что мы – лучшая группа. Сообщила, что к нам на очередной час куратора придет много гостей.

Тема встречи «Жизнь без табака».

Они перепугались.
Бегали за мной, спрашивали, что нужно сделать, как подготовиться, чтобы не подвести меня.

Я сказала, что они всё узнают во время намечаемой встречи.

Призывала их, чтобы не отмалчивались.
Чтобы говорили всё, что думают...

...То, что произошло на часе куратора, для меня было полной неожиданностью!

Дети сочиняли стихи, пели песни, рисовали.

А одна группа представила сценку, где задыхающимся от дыма воробьём был Артурчик.
«Умирать» он упал на стол, за которым сидели гости...

...Колледж наш называется индустриально-педагогическим. После его окончания ребята работают мастерами производственного обучения в системе профтехобразования.

По этой причине каждое мероприятие обязательно анализируют сами ребята в первую очередь.

И после этого мероприятия они были в восторге.
Да и присутствующие – тоже. Правда, последние не поверили, что мы заранее не готовились...

...Но это не важно!

Произошло главное: ребята понравились сами себе!

И это было началом нашей бурной творческой деятельности.

Как же замечательно, что все удалось!

Очень сплотила группу подготовка к конкурсу художественной самодеятельности «Дебют».

Мы заняли третье место и были награждены огромным пирогом.

У группы появилось «лицо».

Теперь все преподаватели стремились для подобных мероприятий задействовать моих мальчишек и девчонок.

Да и ребята высоко ценили это доверие педагогов.


В группе стихийно образовалась строительная бригада: сначала ребята предложили помощь кому-то из преподавателей в починке мебели, оклейке окон на зиму, а потом преподаватели стали просить их о помощи.

Я боялась, что эти начинания будут отрывать их от занятий.
Но где там! Их было не остановить. Ребята учились быть счастливыми оттого, что дарят радость другим, творят добро своими руками.


«Я завтра иду в театр. Кто хочет составить мне компанию?» – спросила я и в учебном кабинете повисла тишина.
Ребята странно смотрели на меня.
 
Потом подошла одна девочка, за ней другая, стали расспрашивать, а какой спектакль завтра будет. Хорошая ли труппа в нашем театре…


В конце концов только Марина оставалась за своим столом.

Я у нее спросила, не хочет ли и она к нам присоединиться.
Марина ответила, что не любит театр.

Я поинтересовалась, что она смотрела в последний раз.
И получила ответ: «Да я никогда не была в театре».

Это было сказано вызывающе резко с подтекстом: «Отстаньте от меня все!».

Но у ребят это вызвало смех.
Марина зло сверкнула глазами и я перепугалась, что сейчас будет жестокая свара! Но вдруг, посмотрев на хохочущих ребят, Марина внезапно рассмеялась вместе со всеми.


 - Как ты можешь кричать, что тебе не нравится, если ни разу не была в театре?» 
   - хохотал Лёшка.

 - Можно подумать, что ты туда ходишь каждый день, - запальчиво выкрикнула
   Марина.
 - Если честно, я тоже не был в театре ни разу, - засмущался Лешка, - но мы же 
   не просто случайно здесь собрались, мы же коллектив! Давайте пойдем все 
   вместе!...


...Тот осенний вечер был звездным. Ярко светила луна. Притихшие ребята провожали меня домой после спектакля.

Внезапно в тишине Лешка произнес:
    - Я и не знал, что жить так хорошо! Я думал, жизнь совсем другая...


...Позже он мне рассказал, что его отец был хорошим плотником, но нередко за работу с ним расплачивались спиртным. В результате он умер от алкогольного отравления.
Мать в молодости была красивой женщиной, но постепенно спилась.
И Лешка частенько ходит из общежития в свой дом, чтобы разогнать пьяную компанию. Ходит, потому что любит мать.

Он пронзительно посмотрел мне в глаза и спросил:

    - А может это и не любовь вовсе, а просто жалость? Но в любом случае я ее никогда не брошу...

...С момента этого разговора пройдет год, и этот молодой человек спасет тонущую девочку, о чем напишут в газетах и снимут телепередачу. А еще через год он не сможет продолжать учиться из-за шизофрении. Стрессы и депрессии с раннего детства привели к этой тяжелой болезни.

К этому времени его дочурке исполнилось 2 годика, когда он ушел из клиники и без вести пропал.

Вот так трагически сложилась его судьба...


...Семья – это пристанище, где можно набраться сил, чтобы лучше справляться с возникающими проблемами.
Только в семье можно найти любовь, взаимопонимание, помощь и поддержку.

В хорошей семье обсуждаются все события, независимо от того, болезненно это обсуждение или радостно...

...Провожу тренинг «Добро порождает добро».

Ребята, теперь уже доверительно, рассказывают о своих переживаниях, неудачах, стыде, разочарованиях.
А потом о радостных, счастливых моментах!
Говорят слова благодарности конкретным людям, которые смогли поддержать в трудную минуту.

Кто-то предлагает прямо сейчас провести семейный совет. Дескать и тема для совета есть: одна из наших девочек - Оксана - собралась замуж.

Ребята по-взрослому задают вопросы миниатюрной девочке с кукольным личиком:

   - Где будете жить после свадьбы?
   - Состоялось ли знакомство с родителями жениха?

И напоследок заверяют, что если что-то пойдет не так, то они её не дадут в обиду! Заступятся, как... родные!

На эти заверения Оксана расплакалась. Да и другие девчонки тоже зашмыгали носами.

Ребята открылись мне с другой стороны.
Теперь они - семья!

Наступил очередной этап развития отношений. Дети выросли. Они сопереживают, заботятся друг о друге, готовы по-родственному поддержать.
Они осознали: «Мы – семья»...


...На втором году обучения провожу игру «Мое место в родной группе».

Один из вопросов, на который надо было ответить, кто у нас самый красивый.

Я ожидала, что мальчишки назовут Кристину - самую яркую девочку в группе.
А кого назовут девочки, вообще не представляла.

Мои дети оказались намного умнее меня.

Во-первых, они позволили себе пофилософствовать, рассуждая о гармонии внешней и духовной красоты.
Заметили, что в группе все по-своему красивые.
И что красота  - это не только эстетичная внешность, хотя к этому времени многие из них сильно изменились; стали одеваться со вкусом, следить за собой, а девочки научились пользоваться косметикой.

На последнем часе куратора мы проводили тренинг:
«Я не повторю ошибок моих родителей».

К этому времени у многих из моих подопечных были семьи.
Ребята увлечённо говорили о том, что быть счастливым в семье – это не только жизненная удача, но и результат большого труда, объединенного с умением быть постоянным в своих чувствах, верным и преданным близким людям, находить радость в заботе о них.
Я знала, что им ещё предстоят нелегкие жизненные испытания, ведь это только начало жизненного пути.
Но мои "подранки" залечили свои раны, набрали сил и умения летать и теперь они устремлены  «к зениту, к пику, к верхней ноте».

И уверенно набирают высоту.