1. Жизнь молодых офицеров в середине прошлого века

Иван Краснов 2
С  чего  начать  свой   рассказ?  С  показа  того   отрезка  советской  эпохи,  когда   наши    войска    в  1944    году   захватили у   финнов   территории   Карельского   перешейка,  теперь  известные  каждому   школьнику?  Об  этих  районах  и  жестоких   боях  здесь знают   по  книгам    и   художественным     фильмам.    Советских девушек - героев    фильма  « А зори  здесь   тихие» , любят   не  только   в России , но и  во  многих   странах    мира .  Этот   фильм   прославляет    героические   подвиги   наших  воинов   в  годы  Великой   Отечественной   войны.  Героически  сражались  и  сыграли  важную  роль  в  освобождении   Районов   Карелии  и   артиллеристы   30-го  гвардейского   корпуса. Артиллерийские    части  этого  корпуса,    завершив   войну  с  Финляндией  в  1944   году, так  и  остались  стоять на   постоянной   основе   в   Выборге   на советско-финской границе.   

Известной   артиллерийской  частью   корпусной  артиллерии   здесь  был 
8 -ой     гвардейский    артиллерийский   полк,  в  который  я  был  направлен  служить   после  окончания  училища.    Прошло  лишь   десять   лет  после  окончания   войны.  И  вот   в   этот  прославленный   полк  я   прибыл  с  небольшим   чемоданом   для  прохождения   военной   службы.   Я    уже писал   о   моём первом  впечатлении   об этом    прекрасном    городе,  напоминавшем  все  прибалтийские  города.   Я  всегда  буду  вспоминать    этот  чудный  город,   с  которым   меня  в первые  же  годы   моей   службы  связала   судьба.

Возвращаясь  в   те  далекие     пятидесятые   годы  прошлого  века,  мне   кажется, я  вижу из  далекого  далека     различимые    лица,  которые     напоминают    тех  далеких  моих  друзей,  с   которыми    так   ненадолго,  но  накрепко  связала    нас  судьба.

Итак,  постараюсь     зрительно  представить   своих    друзей  молодыми         ровно    пятьдесят  лет  назад,  когда   мы  встретились  в  этом  прекрасном   городе   в  прославленном   артиллерийском   полку.  Может  быть  и   мои    юные  друзья,   внуки  и правнуки   моих    товарищей  через  мои   воспоминания    узнают  по  устаревшим  фотографиям  своих    дедушек   и   бабушек,   напомнят  им    любимых    близких,  больше   узнают    об  их  трудной  и  буйной  молодости ,  еще  раз  откроют  старые  альбомы  с  фотографиями,  с  которых на  них  смотрят     молодые  бравые  лейтенанты    «лейб  гвардии»    8-го  гвардейского    артиллерийского    полка. 
          
Недолог   будет   мой   рассказ,   потому   что  и  рассказ  о  каждом   из  них  в   отдельности   тоже   окажется  недолгим и в  реальной   жизни.
Первым среди  моих     давно  ушедших  друзей  я   вспоминаю    « гвардии   поручика»     Артура    Толстопятова.    Его   фамилия   действительно   соответствовала   его  облику:  высокий,  полный,  непропорционально  слаженный,    его   огромный  рост  и   вес   делали  его     фигуру         при   ходьбе    несколько     наклоненной      вперед, так как   ему   было  тяжело  нести  свыше  100 кг.   своего веса. В  народе   говорят , что   полные  люди  бывают   добрыми  и  мягкими.  Вот  и   Артура   я  запомнил  мягким,  добродушным , всегда  слегка  улыбающимся,  радующимся  жизни.   Его   массивная   фигура   никак     не  напоминала    молодого  бравого офицера.    А  впрочем,   как   сказал  бы  классик, «он  был  добрый   малый».

Отличительной  чертой Артура   была   его   прирожденная лень. У  него   был   принцип:  если  какого-либо   поручения или  приказ  можно   было  не  исполнять, то  он  его  и не  исполнял.

Мы  с ним   жили  в  офицерской   гостинице   в  одной   комнате.   Сама    офицерская   гостиница  располагалась   в  небольшом  здании  рядом   с  казармами   личного   состава  полка .  На  втором   этаже   гостиницы  рядом  с   нашей комнатой,  находился   буфет , в  котором  работала   молодая красивая  женщина   Аня,  доброй  души   человек,  так  как   часто   давала  нам  завтраки  в   кредит  до  получки,  - "На,  запиши", - говорили мы ей. Обедали  и  ужинали мы  в  городе.
 
Должностной  оклад  командира   взвода   составлял в то  время 140О  рублей     или   по  нашим  временам   - 14 000 рублей;  многие  мои  товарищи   снимали  комнаты   в  городе,  не смотря на то, что  местные жители  Выборга после окончания  войны  жили  в  большой  тесноте  и  бедности.    За  комнату  платили  в   месяц    200   рублей.  Так  что  можете  представить  себе, насколько  скромно   жили   молодые   офицеры.  Поэтому  и служба   у  младших  офицеров  не  считалась  престижной. Следует  сказать,  что   офицеры,  которые  мечтали   об   успешном    продвижении   по  службе,   обязательно   планировали   поступление   в   военные   академии.   Без  высшего  военного  образования  о  продвижении   по  службе  не  могло   быть  и  речи.   Обстановка   с  продвижением   по  службе   без  академии    была  примерно  такой,  как   описал   её   Александр  Иванович     Куприн    в   романе   «Поединок»   в  1907   году.

Я  несколько  месяцев    копил деньги,  чтобы  купить  себе  гражданский     костюм.  Готовясь  к  свадьбе,   я стал  откладывать    деньги  из   своего  небогатого   бюджета. Купить  себе  гражданский   костюм  я смог только через   восемь  месяцев  службы. 

Перспектив  в  службе  у  молодых  офицеров   не было  «почти  никаких».  Мне   по  прибытии  в  полк  сказали,  что на  капитанскую должность   командира  батареи при  хорошей  службе  можно  рассчитывать   через  десять  лет.  В   артиллерийскую    академию  принимали  только с  должности   командира  роты,  батареи.  А вот,  после  окончания  командной  академии   можно было  рассчитывать   на  служебный рост,  если  не   получалось  в  ближайшее  время  поступить в  академию,  нужно   было  планировать на продолжение  образования  в   гражданском   ВУЗе.   Я  выбрал заочное  обучение в гражданском  вузе  и в скором  времени поступил  на   гуманитарный  факультет  в Ленинградском Государственном   университете  и  успешно  его окончил.


У  тех  же офицеров,  которые не  планировали   повышать своё образование,  карьерный рост был ограничен,  они   могли стать   «вечным  командиром взвода».  «Вечным» потому,  что  все  должности,  по  которым  полагалась   воинское  звание "капитан"  были  заняты  в  перспективе  на  много  лет   вперед. А не   видя  перспектив в  служебном  росте,  у  молодых  офицеров  не  было   желания и  служить.  Оставалось  одно-уволиться  из  армии. По  желанию  уволиться  из  армии  было  очень  сложно, просто   так  молодых офицеров из  армии  не  увольняли.Я напомню  читателю,  до  революции  офицеры из  дворян свободно уходили  из армии  и  будучи  чиновниками после армии  представлялись "поручик"  или "капитан". В армии  до  революции   младшими  офицерами  служили те,  кто  не  мог  себе  заработать  хорошей  чиновничьей  службой, кому было  сложно  материально. Вспомните  роман  "Поединок"  Куприна.  В  академию поручик Ромашов  поступить не мог, а  дома в бедности  жили  его  мать  и  сестра.  Только  армия  давала  ему  какие- то возможности  для  жизни. Многие  русские  писатели  имели воинские  звания, полученные в армии. В  советской  армии  не  хватало  именно  младших  офицеров, особенно   после  войны, так  как младшие офицеры старшего   возраста  были уволены. Можно было уволиться только по  болезни  или по пункту морального несоответствия. Чтобы добиться увольнения в запас,   молодые офицеры  вынуждены были пьянствовать и вести разгульный  образ жизни.

Когда  я  завел  речь  со  своим   командиром  батареи - участником   Великой Отечественной войны,  о желании    моего обучения  в инженерной академии,  он  мне  сказал: -И не  думай, и не  мечтай. Вот   прослужишь  лет  десять, как я, и  на  мое  место -пожалуйста. А пока,  дорогой,  служить  нужно.  Меня  же такая  перспектива  не  устраивала, так как  я  всегда стремился   учиться.  Я давно  наметил  себе  план  в  жизни -   «учиться, учиться и  еще раз учиться»,  хотя бы  и  заочно. Что я  впоследствии   успешно  и осуществил  в  жизни.

Много  времени    у  молодых  офицеров  занимали   различного  рода  наряды:  мы  ходили  помощниками  дежурного  по  полку, в  гарнизонные  караулы,  дежурными   по  гарнизонной   комендатуре  и  другие   служебные   обязанности.  Самыми   неприятными   были   служебные   совещания.  В  конце рабочего  дня  для   подведения  итогов   дня  собирал   командир  полка   командиров  дивизионов  и  батарей. Это  длилось  довольно  долго.  После  этого  командир   дивизиона   собирал  командиров  батарей  и   иногда  довольно  долго  подводил  итоги  и  ставил  задачи, после этого ставили  задачи   командирам  взводов   командиры  батарей. Вот  в  этом   бездейственном  ожидании  очередного   совещания    пропадало    наше  время,  которого   не  хватало  ни у кого. После  всего этого  мы, молодые   офицеры,  которым  было  по  22-23  года,  освобождаясь  от  службы   около   девяти  часов  вечера, искали место, где можно было бы ещё поужинать,  обсуждали  куда бы  пойти  на  вечер  отдохнуть.

Для  развлечений    в  городе  было   два   кинотеатра:  один  старый  финский   театр с  продавленными  мягкими   креслами  и   другой -  современный,  недавно   построенный    кинотеатр.  Также  был  отличный  Дом  офицеров  (он  был  таковым  и при   финнах)  с  богатой     библиотекой,    танцевальным   залом , рестораном  и  различными    кружками  художественной   самодеятельности   для  детей. Продолжу  описание   жизни   своих  товарищей.

Мой друг Артур  был  добрым   по  натуре   человеком,   в  трудную минуту жизни,  когда  требовалось,   всегда  мог выручить  товарища.  У  него всегда  можно  было   «стрельнуть»   десятку,  другую  до   получки.

Офицеров - жмотов  в  части   не  любили.  Был   среди   нас такой  командир   взвода старший   лейтенант   Столяров   Сергей. Про  него  говорили,  - У
Столярова     зимой  снега   не выпросишь.   К    нему  относились   так же,     как  и  он  к  другим. Сергея   никогда  не  видели   в   дружеских   компаниях  за   рюмкой   водки,  да  и не  любили  его   приглашать  ни в  какие  дружеские   компании.

Другое   дело   Артур  - душа   компании.   Он  знал   массу   анекдотов,  прибауток.    Поскольку  семья  начальника  училища  полковника   Толстопятова  имела  большую   трехкомнатную   квартиру,   то  Артур  всегда  мог  помочь   с ночлегом вновь  прибывшему  в   часть  офицеру. 

Но  надеяться,   что  Артур   четко  и в  срок  выполнит  приказ   старшего  начальника,  не  было   никакой  возможности. Я столкнулся   с  этой   особенностью   своего   товарища   в  первый  же  месяц   совместной   службы   в  батарее.  Командир  батареи   капитан   Анисимов  Валентин   Павлович   требовал   четкого  выполнения   своих  приказов  и   
 распоряжений.  Как-то в  канун   нового  рабочего  дня  командир   батареи      приказал   нам  с   Артуром:
- Завтра  с   утра   после   подъема  выведете    личный  состав   батареи  на   очистку   снега.  Старшим  назначаю   ст.  лейтенанта   Толстопятова.

Поскольку  мы  с   Артуром  спали     в   одной комнате,  ровно  в  6.00    я  бужу   Артура   идти   чистить   снег. -  Ты  иди  и   возглавь   эту   операцию,а  я хочу  спать, ответил он мне. - Тогда  и  я  не  пойду,  - сказал  я  главному  за  операцию   по  очистке  снега. - Почему   я  должен   идти,   если  тебя  назначили  старшим.  В результате   никто   батарею  не  вывел  на  работы,  стволы артиллерии батареи   осталась   под  снегом.

Утром      командир   батареи  спрашивает:   -  лейтенант  Краснов,  почему  не  вывели  батарею  на   очистку  снега?
Ответ: - Не  было  команды  старшего по руководсту работами           офицера.
Ответная  команда: - Вам, лейтенант,  первое  предупреждение,  а   ст.  лейтенанту   Толстопятову  - выговор,  как  инициатору   срыва   выполнения   приказа.

Артур  спокойно   поворачивается  и   идет   выполнять   свои   повседневные  обязанности.  Он   явно  не  был намерен   служить  в   армии,  делал    две  попытки   поступить   в инженерно   академию. Обе  попытка  не  увенчалась   успехом,   так   как   никакой  подготовки   к   поступлению    в  академию   у  него не   было.

Следует   отметить,  что   после   войны   в  пятидесятые  годы  на  срочную  службу  в  армию     призывали  даже   солдат,   которые  имели  судимость.
По  прибытию   в  батарею  мне  дали     командовать  взводом  управления   батареи. Сюда  входили   связисты,  радисты,  разведчики,  всего  числилось  во  взводе  восемнадцать  человек.  Из  них  восемь  - были  призваны  прямо  из  тюрьмы,  где  отбывали   наказание  по  суду.  Читатель   может  представить    их  под  моим  командованием.  Некоторые  из  них  наотрез  отказывались  выполнять  приказы   не  только   командира   взвода,  но  и  командира   батареи. По  возрасту   я   был   моложе  своих  солдат,  многие  солдаты  считали  зазорным  для  себя подчиняться  офицеру,  который  моложе  их. Они  прямо  мне  говорили  об  этом.   Особенно бывшие   подсудимые не любили  выполнять   физические   работы. Бывали   случаи,  когда  я  отдаю приказание  солдату  идти  что-то  делать по  службе,  он мне  отвечает
-А у меня  спина  болит.  Я  веду   его в санчасть. Доктор,  осмотрел  солдата, говорит,  что  у  него  спина не  болит. Солдат   отвечает -  У меня  тогда  болит   нога.   

Однажды,  когда  мой   подчиненный  наотрез   отказался  выполнять   мой   приказ,  я  обратился  к  командиру  полка    полковнику  Богатову,  кстати,   спокойному   уравновешенному   боевому   офицеру.  Он   командовал  этим   полком  и  в  годы  войны. За  мужество  и  отвагу, проявленную  в  боях  за  Родину,  полковник  Богатов   был  награжден  несколькими  боевыми  орденами  и  медалями. Кстати,  дорогой  читатель,  в  годы войны за  невыполнение   приказа  командира,   по  суду   солдату  грозила  штрафная   рота.

- Товарищ   полковник,  обратился  я  к  нему. Что  же  это  у  нас  такая  армия получается, когда  солдат  отказывается  выполнять  приказ своего   командира?  - Что  же  Вы  предлагаете   делать?  - спрашивает  он  меня. -  По  закону, - отвечаю  я. - Его  нужно  судить.    Командир  по отечески обращается  ко  мне:  - Дорогой,  Иван  Иванович,  я  знаю,  что Вы   воспитывались  пять  лет  в  детском  доме.   Ваши   товарищи  по  детскому  дому  ведь  тоже  нарушали  законы,   что  же  их  нужно  было  судить?  Нужно  их   воспитывать, а  формы  воспитания  вы   попробуйте  поискать  сами.
Возвращаясь к  описанию   судьбы  своего товарища Артура. После  моего  ухода  из батареи на  другую  должность  его  назначили начальником  разведки  дивизиона. Как-то летом  через  два  года Ст.  лейтенант  Толстопятов   временно  исполнял  в  лагере  должность  командира  батареи. Под  вечер в      выходной  день  он     вел  себя не  адекватно,  отдал  приказ  солдату  что-то  сделать,  солдат  отказался  выполнять  приказ.  Офицер  находился  в  командировке  с  оружием. Он  достал  пистолет,  стал  угрожать  оружием  солдату,  даже  два  раза   выстрелил  в  воздух, сказал  что  он  арестовывает  солдата на  трое  суток  за невыполнение  приказа. Но   поскольку  в  лагере   Солдат  отказался  выполнять  приказ   офицера, тогда командир   батареи  достал  пистолет  и  два  раза   выстрелил   в  воздух.  Солдаты  почувствовали   в  действиях   офицера  преступные  действия,  они   повалили  комбата  на  землю,  отобрали   пистолет,  а  офицера   связали  ремнями.  На   следующий    день о   безобразном   поведении  ст.  лейтенанта   Толстопятова    стало   уже   известно   командующему  войсками   военного   округа   и   уже  через  неделю  старший  лейтенант  Толстопятов   был   уволен  в  запас. Поскольку  наши  дороги  с  Артуром  разошлись то  только   по  слухам  я  знал,  что  Артур  Иванович  закончил  заочно  три курса оптико-механического   института,  работал  инженером  на заводе.  Но и  там  работа не  заладилась.   Ему  давали  небольшие   задания.  Он  тяжело  болел
 сахарным  диабетом  и  через   три   года  после  моего  отъезда  из  Ленинграда    умер.  Так  печально  закончилась   судьба    моего    товарища   по  лейтенантским  годам.

(Продолжение   следует)