Корабельные гвозди

Людмила Нагель
               
   Не буду скрывать, что первоклашкой я пролила немало слёз из-за обидного прозвища – фашистка, прилепленного мне одноклассниками. Сколь бы я ни пыталась наладить мосты со сверстниками – дружба не ладилась. И звали меня, в основном, не по имени, а по фамилии – Нагель. 
   Нагель (нем. Nagel — гвоздь) —   крепёжное изделие в виде крупного деревянного гвоздя (изначально применяемое в кораблестроении) .
  Фамилия (лат. familia — семейство) — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании — к одной семье.
   Итак, семья Нагель – из поколения в поколение, мои корни: прадеды и деды, родители, дяди и тёти, сёстры и братья, дети и внуки. Все те, кого я очень люблю, живущие рядом и за тысячи километров. Те, на кого похожа я, кто смеётся как наш дед, кто имеет характер нашей бабушки. Те, на кого похож мой сын.
   Я хочу написать о моей семье. О каждом .Как хорошо, что мы есть друг у друга.
   ***
   История семьи уходит корнями в XVIII век ,когда в 1762 году Екатерина II подписала Манифест "О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу". И второй манифест - 1763 года - "О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах".
   По условиям Манифеста, желающим приехать в Россию в качестве колонистов предоставлялись деньги на путевые расходы. Переселенцы освобождались от «всяких налогов и тягостей» на разные сроки. В частности, на 30 лет от налогов освобождались иностранцы, селившиеся колониями на землях, обозначенных в реестре как свободные для поселения. Манифест 1763 г. обещал беспроцентную ссуду на десять лет на строительство домов, закупку продовольствия до первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря и инструментов для ремесленников.
   Селились колонисты в саратовском Поволжье. Главной задачей правительства при переселении немцев было развитие земледелия.Наши предки привезли с собой с родины плуги, косы, молотилки; расширили количество выращиваемых сельскохозяйственных культур и овощей.
      Я не могу судить о причинах переселения моих родственников, экономический их характер - бежали они от голода, налогов, воинской повинности- или религиозный – раздел Германии на католиков и протестантов. Со временем первопричины забылись. Важно, что мои прадеды решились на ответственный поступок ради лучшего будущего своих детей, что они не потерялись и не сгинули на чужбине, что проросли корнями в русскую землю и стали считать её родной.(Два века спустя почти вся семья вернётся в Германию,инженеры и учителя,медики и агрономы,бухгалтера и водители ,как когда-то их предки начнут все с нуля ,только уже на немецкой земле,но с той же целью :во имя будущего своих детей.Но это другая история).