Воспоминания о школе накануне 1 сентября

Марина Колотова
Все сегодня: "Последний день лета, последний день лета..." Только из-за них я и вспомнила, какое сегодня число... Потому что счастливые, не только часов, но и дней не наблюдают...)) Но когда узнала, что уже 31 августа, сразу прикинула, что значит завтра 1 сентября, и от резко нахлынувшего осознания свободы непроизвольно почувствовала себя счастливее вдвойне... как всегда, в такой день... ежегодно...)) Сама удивляюсь - столько лет прошло со времени учёбы в школе, а я всё так же, как и в первый год свободы, вновь и вновь, испытываю в этот день полнейшее счастье, уже от одного осознания того, что я избавилась от этой обязаловки, и у меня уйма времени, чтобы самостоятельно заниматься саморазвитием в любом направлении, в каком захочу... и когда захочу, а не по расписанию...

Надо заметить, сколько себя помню, мне всегда нравилось учиться, но не нравилось это делать по кем-то предписанной программе - я всегда предпочитала сама решать, что мне интереснее на данный момент и очень любила самообразование. И в школьные годы самые приятные для меня занятия начинались, по крайней мере, после окончания уроков по расписанию - когда школу покидали те, кому учиться было в тягость, начиналось всё самое интересное. Те же самые учителя вели себя уже совсем иначе, видя вокруг себя заинтересованные лица - было заметно, что именно сейчас они по-настоящему вкладывают душу в свой предмет... А это чувствуется... и такие знания по-настоящему бесценны... И тех, кто ими поделился, я до сих пор вспоминаю с благодарностью! )) Я уже в школьные годы любила всё анализировать и обладала какими-то зачатками шестого чувства, поэтому чётко ощущала эту разницу между обязательными занятиями по программе и, так сказать, дополнительными, которые на самом деле и были самыми главными!

Именно по личной инициативе, а поэтому с неподдельным интересом, я в те годы посещала множество факультативных занятий и кружков...
Попробую их вспомнить тезисно - давно собиралась это записать, чтобы не забыть...
Факультативы по алгебре и геометрии: помню я часто занимала 2-3 место на районных олимпиадах и мне учителя упорно рекомендовали поступить после школы в какой-то математический вуз... Может я так бы и сделала, если бы уже в 7 лет не определилась в приоритетах... С тех самых пор, на первом месте для меня биология со всевозможными её направлениями...))
Факультативы по физике, химии и астрономии, по русскому языку и литературе: тоже участвовала в олимпиадах и каких-то конкурсах, уже не помню результатов, но помню точно, что писать мне, уже в те годы, тоже рекомендовали.

Кружок черчения и рисования: помню многим не нравились уроки черчения, а я не только в рисовании, но и в черчении, что-то для себя находила и посещала дополнительные занятия. Что-то в этом освоении очень, казалось бы, разных навыков всё же было общим - ведь и то, и другое развивало руку, будь то хоть вычерчивание чётких линий и освоение чертёжного почерка, хоть отработка каких-то принципов изобразительного искусства.

Кружок кройки и шитья: в те годы был очень полезен, да и сейчас умения не лишние... Первые брюки и платья (по собственноручно построенным и вычерченным выкройкам на основе снятых с себя измерений) я сшила для себя где-то в 7 классе, а кое-что по мелочам и гораздо раньше... И потом очень много всего шила такого, чего нельзя было купить в магазине...

Стрелковый кружок: регулярно тренировалась в тире, находящемся в огромном подвале под зданием школы, и занимала обычно 2 место на районных соревнованиях по стрельбе из спортивного пистолета. Надо заметить места распределялись предельно жёстко - иногда всего 1-2 баллов до первого места не хватало. К примеру, попал кто-то на мишени в десятку, а ты в девятку и у тебя уже на балл меньше. Этот навык, к счастью, пригодился лишь как прикладной к другим занятиям - руки не дрожат, когда теперь фото или видео камеру держу или швы кому-то накладываю (просто с 14 лет научилась некоторому самоконтролю).

Фото кружок: это нечто очень ностальгическое... Сразу вспоминается множество часов, проведённых при таинственном красном свете во время печати чёрно-белых фотографий с плёнки, отснятой на "Смену-8" (мой первый фотоаппарат, на который я снимала с 9 лет и, как ни странно, уже на него сделала немало очень приличных фотографий). И занималась я этим не только на фото кружке... Если на другой день не надо было в школу, то могла дома всю ночь не спать, занимаясь изготовлением фотографий - очень творческий и захватывающий процесс...

Кружок по растениеводству: тоже очень полезный, и прекрасные воспоминания связаны с выращиванием красивейших цветов в теплице школы и на пришкольном участке. Самым трудолюбивым (разумеется, я была в их числе) разрешали излишки саженцев забрать к себе домой.

А ещё я пела в школьном хоре... Это вообще было что-то невероятное по масштабам происходящего - не так много в жизни бывает других вариантов, когда можно ощутить такую мощь и такое единение, как именно во время пения хором. Стоило только начать петь, как холодок проходил у меня по спине и казалось, что на макушке начинают шевелиться волосы... Сейчас я уже знаю, что это означало, а тогда меня такое влияние музыки очень удивляло... У нас был очень хороший и талантливый руководитель, который вкладывал в нас всю душу! Наш хор часто занимал в разных конкурсах первое место по району, и мы ездили с выступлениями по Ленинградской области.

Может кто-то удивится, что я лишь мельком упомянула в этом списке биологию... Но биология - это слишком обширная и отдельная тема, так что о ней как-нибудь в другой раз. Скажу лишь, что уже с 7 лет она была чуть ли не смыслом моей жизни и остаётся таковой по сей день, так как это та наука, которая, действительно, нужна каждому, чтобы хоть что-то понимать о самом себе, а не ходить по врачам, многие из которых плохо учились не только в школе, но и в вузе . Но что интересно - уже в школьные годы я интуитивно чувствовала, что все науки как-то связаны между собой и лишних знаний и умений не бывает, поэтому всё вышеперечисленное считала тоже очень полезным, в том числе и для лучшего понимания биологии.

Сейчас даже не представляю, как можно было столько всего успевать... после 6-7 уроков по школьной программе... Плюс к этому надо было ещё и родителям помочь по хозяйству, за сестрой присмотреть, которая младше меня на 9 лет, и уроки сделать на следующий день (их я заканчивала делать уже далеко за полночь, так как вдохновение для их выполнения почему-то стабильно приходило только ближе к ночи). Думаю, выручало лишь то, что мне уже и в школьные годы достаточно было 4-6 часов, чтобы более-менее выспаться. К тому же можно было ухитриться поспать в автобусе по дороге в школу, да и сидя за партой во время занятий по расписанию... Но к факультативам и кружкам я просыпалась всегда... и была в полной боевой готовности!))

В общем, я бы не сказала, что вспоминаю школьные годы с ужасом, как это делают некоторые (хоть и всегда была белой вороной, и всякого там хватало...) и уж точно не считаю эти годы потраченными зря - лично у меня всё было довольно насыщенно и интересно, возможно потому, что я с раннего детства умела саму себя чем-то занять (что такое скука не представляю и по сей день).
Но факт наличия в своей жизни некой обязаловщины, связанной со школой (навязанный и неудобный для меня распорядок дня, попытки муштры и дедовщина, необходимость вставать по будильнику и общаться с теми, кто мне неинтересен) я всегда воспринимала вынужденным... и считала сколько лет мне осталось до окончания школы и долгожданной свободы, наверное, с таким же чувством и надеждой на лучшие времена, как какой-либо пленник...

Однако любой опыт полезен - уже в школе начинаешь понимать, что к ней, как и к жизни вообще, есть смысл относиться просто как к игре с заданными условиями, во время которой, обучаясь способам постоять за себя и отстоять свою точку зрения, находя какие-то компромиссные варианты и собирая бонусы в виде знаний и умений, переходишь на всё более высокий уровень. И самое лучшее, что можно сделать - это не воспринимать школу слишком серьёзно и научить этому и своих детей, одновременно прививая им интерес к саморазвитию и самообразованию.

P.S. А какие у вас ощущения (воспоминания) от школы?