Новый энвайронмент г-на Серебренникова

Нина Шорина
  Договорились.  На  ток-шоу  «Поединок» порешили  -  лучше  вообще  не  просить  денег  у  Государства  на  культуру.  А  у кого?  Закон  о  меценатстве  принимать  не  желают.  Короче,- подыхай  его  величества  Культура.
  Государству  проще  свалить  средства,  предназначенные  на  культуру  в  одну  кучу  и  выгрузить  у  подъезда  какого-нибудь  одного  театра.   А  когда  денег  не  досчитались, -  устроить показательное  маски-шоу,  уличив  нашего  человека -  читай -«нетерпеливого  нищего» -  в  том, что  он де  соучастник  в  мошенничестве.
   Так  почему  в  других сферах  воруют, а  в  творческой  среде  этого  быть  не  может?  Еще  как  может.  Мы  все  помним,  как  в  «лихие»  90-е  чемоданами  таскали  грязные  деньги  продюсерам  и  именитым  режиссерам, и  те,  в  свою  очередь,  с  ног  сшибались, чтобы  именьице  детишкам  успеть  отстроить  не  хуже  Шереметьевского  дворца,  где   прислуга  носилась бы  по  мраморным  лестницам  взад-вперед  и  вино  лилось как  из  лопнувшего  водопровода…
   Начните  с  себя,  господа.  Покажите  пример  беспримерной  честности и  порядочности  и  отпустите  тех,  кто  сидит  за  украденный  мешок  картошки.
   А  что  до  Культуры,  Министерство,-  заметьте, -  пишется  с  большой  буквы,  а  пристегнутая  к  нему  культура- с маленькой.  Так  главное то  оказывается  все же  Министерство  с  большой  буквы,  а  не  какая то  там   культура,  которой  положено    с  маленькой  буквы  находиться  рядом  с  Министром.
    Страна  остро  нуждается  в  Культуре  с  большой  буквы. Разобраться  в  сложном  и  огромном  потоке  современного  искусства,  похоже, - некому.  А  те, кто  мог  бы,  тоже , к  сожалению, встроились    в  ряды  подхваченых   потоком  «нетерпеливых  нищих»,  желающих  успеть   пожить  на  хорошую  ногу…
 Брошенная  всеми,  Культура еще  кое- как   выживает  в  музеях  и  полуподвалах.  Государству  она,  похоже,  нужна,  только  в  виде  пропаганды  патриотизма  и  прочих  тематически  необходимых  тем.  Только  в  этом  случае,  оправдывается  государственное  финансирование.
 В  противном  случае,   только  и  услышишь: «И  это  Вы  сделали  за  государственные  деньги?"
      Наличие  бабок  в  кармане  разделило   страну    на  своих  и  чужих.   А  почему  бы  и  нет?  Раньше  на  белых  и  красных,  потом  на  либералов  и  демократов,  и  все  вместе -  на  своих  и  чужих. На  тех,  кому  дают  деньги  практически  безотчетно,  и  тех,  кто  вынужден  этим   заниматься  на  свой  страх  и  риск  безо  всякой  помощи,  рассчитывая  только  на  милость  к  падшим  или  случай.
  Стране  нужны независимые,  не ангажированные   эксперты.  Остро  нужны!  Необходимо  качественное современное  искусствоведческое  образование,  которое  сегодня  отнюдь  не  популярно.    К  счастью, тут  много  сделало  прошлое.  Написаны  сотни  книг  по  культурологии,  театру,  кинематографу,  современному  искусству –Но до  сих  пор  все  теряются  в  догадках  - а  что  это  такое,-  «Contemprorary  аrt»? Даже  на  западе  те,  кто  его  преподают  в  университетах,  имеют  о  нем  весьма  смутное  и  расплывчатое  представление. В  наш  век  ловких  манипуляторов  общественным  сознанием,  историю  с  Серебренниковым  можно  принять  и  за  мощный  пиар.   Рекламу    давно  уже  делают  не  достижениями культуры  с  большой  буквы -  к  этому,  похоже,  давно  уже  никто  и  не  стремится,  справедливо  боясь  оказаться  еще  и  поводом  для  насмешки…
  Вспомните,  как  в лихие 90е  ходило    насмешливое   «пирдуха», «духовка»…  В  то  время  как  сегодня  желателен  громкий,  резонирующий  за  пределами  отечества  скандал.
 Возможно,  мы  смотрим  сейчас  спектакль.  Возможно,  самый  удачный  в  театральной  карьере  Серебренникова,  энвайронмент,  далеко  шагнувший  на  Окаянный  Запад  с  нашей  равнинной  территории.  Непредсказуемость  сюжета,  как  сейчас  любят  говорить  по  «нашей  Культуре», -завораживает.  Все  с  напряжением  ждут  развития…  То  есть,  крови.  Помните  бои  гладиаторов?»  Как  долго  будет  длиться  эта  сериальная  история, практически  бесплатный  энвайронмент,  где  Серебренников  впервые  выступает  в  роли  главного  героя,  сказать  трудно.  Но  то, что  это  самый  удачный  проект,  носящий  внесезонный  характер,  это  безусловно  очевидно! Хотя  до  катарсиса,  то  есть,  до  Сизо,  то  есть,  когда  все  с  облегчением  вздохнут -  навряд  ли  дойдет!  Да  и  зачем  нам  оно  -  очищение  катарсисом?  Для  этого  в  Москве  и  бани  русские, и  сауны  и бани  турецкие  ...  А  то,  что  в  римских  банях    было  принято  рассуждать  на  философские   и риторические  темы,  уже  давно  позабыли.  Да  и  когда  это было,  когда  нам  успел  порассказать  Рязанов,  зачем,  когда  и  по  какому  поводу  ходят отмываться  наши  люди  под  Новый  год!  Но  пока  сама  наша  жизнь  подбрасывает  нам  такие  перфомансы,  о  которых  любой  современный  автор  только  может  мечтать! Короче, Авторы  современных  пьес,-  учитесь!