Сердце друга 73

Гунаев Иса
Боевики продолжили войну в горах, изредка совершая набеги на военных, которые начали продвигаться в горные районы республики.
Бойцам народной армии на этой войне было воевать вдвойне сложнее. Потому что враг, был и впереди и рядом с ними. А за спиной, народ. Враг, что находился рядом, был намного опаснее федеральных войск. Это был очень подлый и коварный противник, который улыбается тебе в лицо, а за спиной держит нож и ждет удобного момента чтобы вонзить его в сердце.
Сулиман не прекращал поиски своего троюродного брата и Аслана. Но пока они не давали результата. В отряде Сулимана был и двоюродный брат Аслана, Хамзат.
И вот, они наконец нашли одного беглеца. Аслан находился на одной из баз боевиков. Учитывая внутреннее противостояние ополченцев и боевиков, действовать, нужно было очень осторожно. Чтобы не допустить кровопролития.
Выждав подходящий момент, Сулиман с Хамзатом схватили Аслана и скрутили ему руки. Сначала Аслан попытался вырваться из их рук, но поняв, что находится в крепких руках, сдался.
За Аслана попытались заступиться его «братья по вере». Но под натиском товарищей Сулимана, им пришлось отступить.
- Где Саламбек? – спросил его Сулиман, когда товарищи Аслана отступили.
- Не знаю, – дрожащим голосом ответил Аслан.
- Как не знаешь? Ты же его забрал с собой.
- Я не забирал его силой. Он сам пошел. И Зелимхан тоже.
Зелимхан - третий парень, что ушел с Асланом на боевой поход в Дагестан.
- Где они сейчас? – пригрозил кулаком Сулиман.
Аслан не знал что ответить. Он не мог смотреть в глаза Сулиману. Хамзат вырвал его из рук Сулимана и начал бить по лицу кулаком.
- Отвечай тварь, где ребята, – кричал на него Хамзат. – Где они? Что с ними?
Товарищи Сулимана даже не пытались остановить разъяренного Хамзата. Они понимали его состояние. Аслан, кроме того что опозорил на все село их фамилию, потащил за собой и своих односельчан. Хамзату теперь только таким путем оставалось смыть позорное пятно со своей фамилии.
- Их убили, – наконец признался Аслан, не выдержав побоев.
Хамзат резко остановился. Он оцепенел от его ответа.
Сулиман приблизился к ним.
- Что? – спросил Сулиман. – Когда? Где? Кто?
- Они погибли еще в Дагестане, – вытирая кровь с лица, ответил Аслан.
Сулиман почувствовал облегчение от того, что ни им, ни они, никто не объявит кровную месть.
- А где их трупы? – спросил Сулиман.
- Они остались там. Мы не смогли их забрать.
Наступила пауза.
Опустив голову, Сулиман отошел от них на пару шагов. К нему подошел Хамзат. Аслан продолжал сидеть молча и ждать приговора, который ему вынесут односельчане и родственник.
- Сулиман, – обратился к нему Хамзат, – прими мои соболезнования. Все мы смертны. Я очень неловко чувствую себя перед тобой. Аллах видит мое состояние.
- Ты-то здесь причем?
- И мы виноваты перед вами. Мой брат увел твоего на смерть.
- Он получил заслуженную смерть. А вы, ни в чем перед нами не виноваты.
- Спасибо за понимание. Да воздаст вам Аллах за это! А с этим негодяем, что теперь будем делать?
- Решай сам. Это твой брат.
- Сулиман, - немного подумав, сказал Хамзат, - я прощаю тебе его кровь…
- Нет! – резко ответил Сулиман. – Я ни сделаю этого. Это будет убийство, а не месть или наказание. Аслан не убивал Саламбека. А из-за тупости своего брата, я не должен кого-то лишать жизни. Я выяснил то, что хотел.
Аслан с ужасом в глазах продолжал наблюдать за переговорами братьев. Хоть слов он не мог разобрать, но понимал, что решается его судьба. В душе хоть и маленькая, но была надежда, что ему сохранят жизнь.
Собравшиеся вокруг, а это были в основном односельчане Сулимана, тоже молча наблюдали за этой удручающей сценой.
В руках Хамзата щелкнул затвор автомата. Это заставило Аслана попытаться убежать. Его машинально остановили односельчане. Но поняв, что брат собирается выстрелить в него, отпустили.
- Стой! – остановил Хамзата Сулиман, схватив за руку. – Пусть уходит.
Все замерли в ожидании. Хамзат не знал что делать. Побежать за Асланом или отпустить его. Конечно, он не хотел убивать брата, но неписанные законы гор, не оставляли ему выбора. Лучше он сегодня убьет его, чем завтра по вине Аслана пострадает весь их род.
- Нас и так федералы уничтожают, - сказал Сулиман. – Не хватало, чтобы еще мы убивали друг друга. Дадим ему еще шанс. Может исправиться?
- Даже не знаю, что и делать - поник головой Хамзат. – Как же он нас достал. С его отцом так же намучились. Теперь и этого унижения терпеть? Тот-то ладно, водку только хлестает, людям особо не мешает. Просто сам человеком не становится. А этот?
- Ладно. Оставим все как есть. Всевышний все расставит по своим местам. На все Его воля.
Через два дня к Сулиману пришел один из боевиков. Это был Муса, старый друг Сулимана, с которым они прошли первую войну. Муса сегодня был в рядах боевиков, что крайне не нравилось Сулиману. При каждой встрече у друзей возникал спор, по поводу присутствия в Чечне иностранных наемников, которые, по мнению Мусы, пришли помочь в борьбе за независимость чеченцам. С чем резко не соглашался Сулиман.
Муса сообщил, что Аслан погиб в одном из боев, и что он может показать, где находится труп.
Сулиман отправился туда вместе с Мусой, взяв с собой Хасана и Хамзата. Через час они пришли к месту, где был похоронен Аслан.
Аслан и его товарищ, были похоронены в одной могиле, вырытой их друзьями здесь же, в лесу.
Хамзат стоял с поникшей головой над могилой брата. На его глазах выступили слезы.
Сулиман положил руку ему на плечо.
- Мне его все равно жалко, – еле слышно сказал Хамзат. – Хоть и сам, пару дней назад, хотел его убить.
- Я понимаю тебя, – сказал Сулиман. – Сколько раз мы все вместе пытались вытащить его из грязи. Но он снова туда возвращался.
- А грязь уже начала превращаться в кровь, – продолжил Хамзат, вытирая слезы. – Да, тяжело. Очень тяжко на сердце. Ну, что поделаешь? Некоторые сами готовят себе такую участь. Тяжело нам было жить вечно в тревоге, что вот-вот кто-то постучится в дверь и принесет очередную дурную весть. Пока он был жив, мы так и жили. Аллах свидетель, Он видит, как мне тяжело на сердце. Выросли ведь вместе.
- Я тебя прекрасно понимаю, Хамзат.
- Что теперь будем делать? – спросил Хасан друзей.
До родного села Аслана, несколько километров пути. И путь этот лежал по горам и лесам, который нужно было проделывать пешком.
- А ничего не будем делать, – понемногу начал приходить в себя Хамзат. – Оставим все как есть. Не будем мы его тащить в село. И другие правила не будем соблюдать. Просто прочитаем отходную молитву, и пойдем.
- Хоть это и нелегкий путь, если ты пожелаешь, мы отнесем его в село, – предложил Сулиман.
- Нет. Кроме того что он не легок, он еще и опасен. Мой брат и так принес немало бед людям. Я не позволю никому рисковать из-за него жизнью.
Так, бесславно закончился жизненный путь Аслана. В глухом лесу, без могилы на кладбище, без надгробной плиты. Может он и не желал никому зла, но приносил его. И первопричиной тому, как считал Сулиман, был низкий уровень мышления и образования.
Друзья направились обратно к своей базе. Сулиман с Мусой шли чуть впереди Хамзата с Хасаном.
- Как твои дела Муса? – спросил Сулиман. – Ты еще при своем мнении?
- Ты о чем?
- По поводу этих «эмиров». Ты и сегодня думаешь что они пришли к нам с миром?
- Сейчас не до отношений к ним, Сулиман. На нашей земле идет война, льется кровь невинных людей. Нам нужно выдворить или уничтожить федералов. Это наш общий враг…
- Не общий он враг. Для этих эмиров федералы, скорее партнеры по бизнесу, если так можно сказать. А для чеченского народа, что федералы, что эмиры, одинаковые враги. Просто уничтожают наш народ, каждый по-своему. Федералы физически, а эти, духовно.
- Выкинь эту обиду из головы, Сулиман. Мы на тропе войны. Каждый из нас может погибнуть в любой момент. И нам нужно всегда быть готовыми предстать пред Всевышним. Нельзя быть так настроенным против братьев по вере.
- Они никогда не были и не будут мне братьями. Я согласен с тобой в том, что федералов нужно выдворить или уничтожить. Но согласись и ты со мной, их не нужно было сюда приводить. Почему они вторглись в Дагестан и дали повод федералам вернуться? Не чувствуешь, что они за одно?
- Ну, здесь ты сильно преувеличиваешь.
- Преувеличиваю? Оглянись назад. Посмотри в глаза Хамзата. Попробуй заглянуть в его душу. Пару дней назад, он сам хотел убить своего горячо любимого брата. Я не позволил. Эти эмиры, настроили брата против брата, сына против отца. Сейчас он идет от «могилы» брата с поникшей головой и опустошенной душой. И это благодаря этим «эмирам». И ты считаешь, что это помощь или поддержка нашему народу от них?
- Что ты предлагаешь?
- Уйди от них. Оставь их. Мне очень больно наблюдать за тем, что такие патриоты как ты, пополнили их ряды. Перейди в мой отряд, или в любой другой, чеченский. Но от них уйди. Сейчас, благодаря тебе мы узнали, что Аслан погиб. Хоть он и похоронен не на кладбище. А представь, не было бы тебя среди них. Каково было бы родственникам Аслана? И каково будет родственникам погибшего и похороненного с ним парня? Я знаю состояние человека потерявшего родственника. Сам несколько лет искал пропавшего без вести дядю. А подумай, если с тобой что случится. Да убережет тебя Аллах от беды. Ты подумал о тех, кто тебя любит, ждет дома? Нет ничего страшнее, чем без вести потерять родного человека. Поверь мне. И нужна тебе, или вообще нашему народа «помощь» этих эмиров? Они используют тебя, и всех ребят что в их рядах, пока вы живы. А погибните. Поверь, им на вас далеко наплевать.
Так, не придя к общему мнению, они пришли к месту дислокации своих отрядов.
Попрощавшись с друзьями, Муса ушел к «своим». Сулиман с друзьями пошли к своему отряду.

* *