Она любит молчать

Алекс Самарский
 2033 год.
Сонный, провинциальный, Волжский Городок.

ЭПИГРАФ:
«Любить — значит, видеть человека таким, каким его задумал Бог»
МАРИНА ЦВЕТАЕВА.

Щи, где кислая и свежая капуста,пополам.
щи , где картошка намеренно разжарена на растительном масле. Щи, с хорошим куском молодой телятины... всё это с краюхой хрустящего ржаного хлеба...
Под это всё замечательное, я вспоминал как провёл часа три,напитываясь энергетикой дома-музея живописца Ширяева... музейщики в сонной, глухой, Волжской провинции не то что стараются лучше столичных,нет...
Но происходит здесь событий, значительно меньше чем в толкучих,больших городах, оттого наверно, даже золото вчерашнего листопада,милый экскурсовод сделала частью повествования,о судьбе Творца.
Доедая вкуснейшие щи, я смотрел как печально ветер подметал с улицы листья...и со знанием дела уносил их куда-то в сторону зимы...
На душе было чуть постыло и сыро...мне было жаль что уже вечером...теплоход мой двинется вниз по Волге, жаль что еда на теплоходе не такая вкусная , как в этом уютном трактирчике ,жаль было что вот этот миг,вот это сейчас, уходит навсегда.
- а вы не жалейте, закажите лучше Брусничный морс, это уж точно останется в вашей памяти до следующего года, а там...там через год может и вернётесь.
-может .-девушку со смуглым лицом и большими ,тёмными глазами я признал сразу,но помимо того ,что я узнал в ней увлечённого экскурсовода,я узнал в ней кого-то ещё.-присаживайтесь...прошу.
-Сам, Феофан Силантьевич Ширяев, любил откушать сей напиток...его работы:"красный снег" и "она любит молчать"...созданы по мотивам такого вот послевкусья.
-Да?.Не знал... я думал тем самым, он отдаёт слепую дань любимому цвету собратьев по ремеслу, той поры.
-Нет,что вы!.
девушка с жаром принялась мне рассказывать историю создания обоих полотен, я отвечал,кивал машинально,улыбался...
"она любит молчать"...закрутилось в голове . В ПАМЯТИ живо проявилось,и брызнуло яркими красками на холст подсознания красивое лицо.
Прекрасное,подлинностью русской простоты,Женское лицо,прекрасность эта была исполнена света,и смирения,которые подчёркивала лёгкая усталость, придававшая скулам,изгибу губ, и овалу в целом, глубину и характер.
И пусть портрет состоял из мелких и неровных ягод ,и неровность каждой была невероятно умело выражена,он был мне близок и знаком,и всё также любим...несмотря на прошедшее время,и на то, что изображённая,напоминала любимую женщину,весьма отдалённо.
-Чувствуете фасоль?.-спросила девушка.- здешний шеф-повар
МОЙ приятель, и я ему рассказала что Ширяев любил такие щи с фасолью...он добавил её в рецепт...ну кушайте же,что же вы остановились?.
Я натурально остановился...что-то в хорошей этой,чистой провинциальной девочке было,но что?...
-я под впечатлением,от этих мест,природы...вашего музея...
-но больше всего, вам нравится полотно Феофана Силантьевича:"она любила молчать"...-перебила девушка.
-ДА,а откуда вам это известно?.
-вам,это всё вам напоминает...женщину,которую вы любите...до сих пор,так?.
-хорошо,очень хорошо что я не стал доедать щи, а то поперхнулся бы. Откуда вы знаете главное,что есть в моей Жизни?.
Девушка смущённо хихикнула, в кулачок. Её явно очень забавил тот факт, то превосходство надо мной, которое выражалось в её знании обо мне, и в моём о ней не знании.
-Мама пусть и не очень много, но говорила о вас...
Вы любите живопись, женский портрет. Вы умеете ,и знаете что такое любить, скорее рано, чем поздно...вы должны были побывать в этих местах.
Мама оказалась права, вы здесь...
Мир конечно не перевернулся, но кое-что всё же случилось... трудно знаете дышать становится...трудно соображать, когда ты видишь дочь любимой женщины, и она уже взрослая, всего года на три младше мамы на момент нашей второй встречи с ней.
-вы Аделина, верно?!.- Крикнул я настолько громко, что нашедшие укрытие от непогоды в трактире,оглянулись на меня почти все.
Мне было всё равно...никто из них не знает, в чём моё счастье,и я не виноват что момент выражения его,выпал на столь публичное место.
-верно,кое-что и вы про меня знаете...
Дождь прекратил шептать нечто тайное,небесам застёгнутым наглухо,из-за туч приветливо улынулось солнце...знакомая незнакомка сама вызвалась показать мне что ещё, кроме дома-музея Ширяева...
Расплатившись за щи, до конца которых я так и недобрался, И взглянув на часы,что обманывали уже на добрую четверть часа вперёд, я согласился.
Иначе и быть не могло... даже если бы теплоход:"Михаил Шелег", пошёл дальше по великой русской реке без меня,даже если не нашёл бы я ночлега в этом городишке,я всё равно бы остался... ради пары часов прогулки, с этим дорогим мне человеком...
Малым шагом вниз , по Калашниковой Улице, полторы сотни шагов в гору, и вот сверкает почти, куполами, храм Пресвятой Великомученицы Варвары.
-Храм потрясающей красоты!.
-Хотите зайдём?.-предложила Аделина.
-нет, не чувствую внутренней потребности... хотя скажу вам так...Мама ваша, сделала для меня веру в Господа необходимостью души. Разумеется я не соблюдаю постов, не бываю в храме каждое Воскресенье, однако я каждую секунду помню, если бы не моя вера, я бы не знал вашей мамы, не сочинил бы лучшие стихи свои, и не шагал бы с вами сейчас.
-да, это хорошо видно по вашим стихам...ранние они полны любования прелестью женской природы, а уже во всём что с мамой связано,помимо всего подобного твёрдо появляется Бог.
За беседой, вышли на набережную, небольшую и уютную, примерно в середине которой, на чугунной скамейке,сидит дочь купца Вяткина,стараясь её как можно выгодней изобразить,и работает Феофан Силантьевич,сосредоточено склонившись над мольбертом.
Идея скульптуры вполне живая, так как рядом с молодой купчихой, можно сесть, приобнять её и...Я так и поступил, отдав Аделине мобильный телефон и попросив любезно,сделать фото.
- а вы мои стихи читали?.
вечер буднего дня только набирал силу,отходил от дождя, было малолюдно, и мы никому не мешали болтовнёй своей.
-да...читала...все ...что в сборнике были,том что вы маме прислали. Она приезжала ко мне этим летом будучи в отпуске, и смотрю,а на тумбочке прикроватной книжка.
В тех стихах над текстом которых, стоят две буквы
Посвящения, я даже не её узнавала,а себя во многом.
Увидев что я её читаю, не сказав мне ни слова, она собрала вещи и утром следующего дня уехала,оставив записку с парой слов всего:
"передай книгу автору".
-да ,она любила молчать, и любит...но при этом,как никто хочет чтоб её услышали. -для этого книга как бы случайно оставлена...чтобы именно вы... именно теперь это прочли.
-А-А-а!. Она сочла что я выросла, для того, чтобы понять написанное.
-верно,а вы собираетесь вернуть стихи?.
-да,верну, хотя они мне нравятся...и не хочется возвращать,но соврать маме,что отдала вам, и оставить себе, не смогу...
- Мама рассчитывает что не вернёте... она хочет видеть, способны ли вы не послушать её, сделать свой собственный выбор, выбор этот родит муки совести.
Только собственный выбор, его последствия,и ответственность за них,способны показать зрелость личности, и выработать её характер.
-кажется понимаю.-Аделина вдруг остановилась и заулыбалась.-наконец,на 24-ом году моей жизни, видя ,почти полученный диплом искусствоведа,и мой реальный заработок в доме-музее, она так проверяет меня,на умение решать...
-Да,она видит это. И желает укрепить в вас ростки взрослениия...
-тогда ура..тогда книгу вам,я не верну,это моё решение.видите кучка людей вдалеке?.скоро уходит ваш теплоход.
И если вы не решите остаться у меня на пару дней, я вас провожу.
Мы свернули с набережной в узкий проулок. Миновали буквально насквозь ,пару пустовавших частных дворов и огородов, и возле пристани, где Возвышался "Михаил Шелег" , были почти первыми...шедшие казалось по прямому пути, сюда же, мои попутчики только начинали подходить,тревожно озираясь каждый на свои часы,боясь опоздать...
-Вы отлично знаете не только музей и творчество Ширяева, но и город.- Искренне... восхитился я.
Аделина заметно вошла в краску,чуть поднявшийся ветер трепал её волосы.
-выбор, его последствия, и ответственность за них.-повторила меня девушка.-я решила и живу сама...а мама меня проверяет на решимость через вас,человека тоже решившего,любить её вопреки всему...я её понимаю, но позднавато проверяет.
-Что поделать... она любит молчать.
Теплоход густо прогудел,первый раз.
-Теперь, прочтя ваши стихи я лучше вас понимаю...как о моём взрослении,так и о ваших чувствах,вы хотели просто поговорить,и всё...
-Да,верно... в силу множества причин, я не мог быть с ней, дать ей то,чего она достойна... я конечно понимал,вечным это не будет,но то время что мы могли говорить, она предпочла молчать.
-Сейчас теплоход отойдёт, и я наберу её...скажу что проводила вас,скажу что оставила ваши стихи...
Теплоход дал второй гудок.
-Не злитесь на маму, она не проверяет вас, она страшится того,что вы уже способны жить отдельно, не возвращать мне стихи...против её воли... вы уже можете без неё.это нормальная материнская грусть... она вас очень любит.
-а вы можете без неё? ,только честно...
-я думал что могу,научился...однако она оставила вам мои рифмы, мы нашлись через них,провели больше полдня,чудесных полдня...есть в том, что она любит молчать нечто такое...Спасибо вам, за музей ,за экскурсию по городу.
Теплоход грянул вновь.
Мы обнялись, почти как родные...
-берегите Маму. - Попросил я...
-конечно, я ведь её люблю иначе,но не меньше Тебя.-прошептала Аделина,чмокнув в щёку.
-Тебя?.мы на "Ты"?.
-да.- сказала она,и быстро стараясь стереть следы своей яркой губной помады, с моего лица.
Медленным увальнем,"Михаил Шелег" покидал пристань,со второй его, верхней палубы, я улыбаясь наблюдал,как Аделина дозвонилась маме, и сказала...что оставила себе книгу моих стихов.
Я не предполагал, я знал,она на всё это,ответит обычным молчанием.

АВГУСТ 2017.Село Нижнее Ягодное.