Скрипка Ротшильда-2

Сестры Ивенс
Стенания Якова почему-то не вызвали у Лизы сочувствия к нему, а только усилили раздражение. « …жизнь… проходит без пользы», - прочла Лиза еще раз.

- Какое незаконченное предложение! – подумала Лиза. – Без пользы… для кого?

«Польза – ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их СООТНЕСЕННОСТИ С ИНТЕРЕСАМИ СУБЪЕКТА (индивидуального или коллективного)», прочла «умная» Лиза в словаре. Интересно, Яков оценил свою жизнь бесполезной для себя или для общества?
 
Конечно, для себя: о пользе обществу или хотя бы одному представителю общества, вообще хоть каком-нибудь другому человеку Яков никогда не думал. «Он ни разу не подумал (даже о своей жене) о ней, не обратил внимания, как будто она была кошка или собака. А ведь она каждый день топила печь, варила и пекла, ходила по воду, рубила дрова, спала с ним на одной кровати, а когда он возвращался пьяный со свадеб, она всякий раз с благоговением вешала его скрипку на стену и укладывала его спать, и всё это молча, с робким, заботливым выражением».

Яков всегда думал только о себе. Ах, вот оно что! Яков был ЭГОИСТ. Вот и ответ на вопрос, почему Яков «никогда не бывал в хорошем расположении духа».

Эгоист, по определению, не может быть счастлив. Об этом без конца твердят все психологи, обильно расплодившиеся нынче, как грибы после дождя. Об этом знал еще Сенека и Пушкин, написавший: «Мы рождены, - сказал Сенека, - для пользы БЛИЖНИХ и своей» (в таком именно порядке).

- Эгоист, интроверт, мизантроп…, - думала Лиза, - так с этим ведь рождаются! Но воспитанием и постоянной "работой над собой" возможно смягчить проявление этих личностных качеств на результате своей жизни. Разнообразные методики разработаны, советов хоть отбавляй.…

Буду я что-то свое придумывать? Умничать? Изобретать велосипед? Нет, не изобретать велосипед, а УЧИТЬСЯ НА НЕМ ЕЗДИТЬ!

Зачем мне это нужно? Да я сама эгоистка. Мама об этом знала, потому что  часто мне говорила: «Лиза, не будь эгоисткой!» А я, как и Яков, не работала над собой, поэтому эгоисткой и осталась.
 
Неужели теперь и я, как и он, буду умирать с горьким сожалением о прошедшей без пользы (и для меня и для общества) жизни? Вот что меня волнует в произведении Чехова. А что меня раздражает в нем – это его неотвратимый диагноз и моя невозможность что-либо изменить.

- Нет, возможность у меня есть! Почему все должно быть по-Чехову?! – взбунтовалась Лиза. – Буду над собой работать – и все будет ПО-МОЕМУ! Вот только с чего нача-а-ть?

продолжение следует