Мозаика горечи. О детях школы-интерната

Галина Дегтярева
               ГРИША

Гриша очень увлечен бисероплетением. Сегодня, в честь Нового года, мы с Гришей решили пополнить бисерные богатства и идем на рынок. На улице пасмурно, снега нет.
- Минорный день, - говорит Гриша.
- А ты откуда такие слова знаешь? - удивляюсь я.
- А я музыкально грамотный.
Поражает не то, что он знает это слово, многие дети посещают музыкальную школу. Поражает, что он так метко ассоциирует это слово с погодой.
- А что ты еще умеешь?
- Учусь хорошо, танцую, рисую. Я каждый день подвожу итоги – чему я научился.
Надо сказать, очень неожиданно. Это так, как должно быть. И есть далеко не у каждого домашнего ребенка ( наверно, только в интернатах и детских домах всем так понятно это выражение - «домашний ребенок»).
Хочется помочь Грише  идти по правильной дорожке. Помочь не растерять желания перед сном подводить хорошие итоги. Еще хочется обрести такую привычку самому.

                САША

        Я знаю, что Саша проявляет жестокость к детям и взрослым, особенно. когда происходит что-то хорошее рядом, и кто-то сильно радуется.  Или не верит хорошему, или к себе хочет внимание привлечь?
 Попросила я его подобрать бумажки с пола, сказала, что мне трудно наклоняться, спинка болит. Во время занятия Саша следил, чтобы я не наклонялась, просил детей не разбрасывать бумагу и все поднимать самим, а то «маме тяжело».
Вот, может же быть добрым и внимательным, подумала я. Может, на него просто наговаривают, подход к ребенку не тот?
Я похвалила Сашу за доброту в конце занятия, он улыбнулся, взял меня за локоть и повис на моей руке всей своей тяжестью (в восемь лет она уже есть), я ойкнула, наклонилась, он очень внимательно наблюдал , смотрел прямо в глаза. А я даже и не знала, что сказать.
Показалось, что это не мы, учителя и воспитатели, за ним наблюдаем, а он нас изучает и проверяет.


               ЛЕРА

- Многие говорят, что маму надо любить любую. А я вот не считаю свою маму мамой. Я помню, как она меня била…и начинается перечисление всех детских бед.
Я думаю, что вот оно, справедливое и трезвое восприятие жизни. Только все больше в рассказе противоречивых ноток.
- Мама, она такая была, волосы красивые, когда голову поворачивала - они так красиво вились… Она боксом в детстве занималась, ну и когда напьется, дралась с мужиками… Она очень здорово дралась. Еще она спать любила, бабушка не могла ее добудиться по утрам, когда уходила на рынок торговать.
- А бабушка-то жива?
- Нет, тоже умерла, вслед за мамкой. Мамка сильно побила ее.
- Ну а кто остался из родных у тебя?
- Никого.
- Ты не можешь маму простить?
Лера думает, можно ли доверить. Ведь до сих пор она говорила то, что должна говорить.
- Я очень скучаю по маме, я очень домой хочу.
- Ну а если бы мама жива была? Тебе бы лучше дома было?
- Нет, здесь. Но все равно по маме скучаю.
Эти ребята раньше всех познают  любовь, которая не смотря ни на что… Им очень трудно потом найти другую, где их берегут, жалеют, любят. Может быть, они просто в такую и не поверят.

                ЗВОНОК БАБУШКЕ

Телефон лежал на столе, я даже не успела опомниться, как Максим, первоклассник, схватил его и быстренько отбежал в угол.
- Я только бабушке позвоню, я быстро.
Конечно,  нельзя оставлять телефон на столе, нельзя звонить во время занятий. Однако, быстрота, с которой Максим дозвонился до бабушки, меня остановила.
- Бабушка, бабушка, - очень артистично изображал разговор Максим, - ты ко мне приедешь? – Что? Плохо слышу. – В следующую субботу? Привези мне, пожалуйста, сладостей и телефон. Я буду ждать. Как твое здоровье? – Да, да, я слышу. Не ходи много, ведь у тебя ноги болят.
Дети переводили взгляд с меня на Максима.
- Не верьте ему, он просто изображает.
Конечно, я понимала, что изображает, но решила уважительно отнестись к этому звонку.
Максим, вдохновленный, кричал в трубку :
- Бабушка, у меня есть друзья. Ты спрашиваешь, что им привезти? – Максим, прикрыв трубку, шепотом стал спрашивать, кому и что надо. Оказалось, что все хотят сладости и телефоны. Несмотря на детские сомнения, каждый, на всякий случай, поверил Максиму.
- Все, Максим, прощайся с бабушкой.
-  Дети, вы ведь понимаете, что бабушка очень хочет приехать и привезти всем гостинцы, но она старенькая и больная. Пожелаем ей все здоровья.
Максим был в приподнятом настроении, скорее всего, от того, что ему поверили дети.

                ПРИЕХАЛИ

           К Левушке приехали мама с бабушкой, об этом уже знают все дети. На перемене каждый подошел и, конечно же, увидел объемистые сумки, из которых торчали шоколадки и прочие вкусные вещи. Левушка сиял. Я тоже мимо прошла два раза и просто прочувствовала Левушкино счастье. Мне хотелось побеседовать и с матерью, и с бабушкой. Поблагодарить их за то, что приехали, привезли гостинцы. Мне хотелось сказать им, какие они молодцы. Ведь в такую даль ехали, чтобы просто порадовать ребенка, поздравить с днем рождения ( в этот момент я и не вспомнила, что мать Левушки лишена родительских прав) .
 Вот бы ко всем детям нашим  приезжали хоть изредка…те, у которых на самом деле они должны жить в покое, счастье и достатке.

                ОКСАНКА

 У Оксанки  сложная судьба. Она "газетный" персонаж, а все потому, что когда-то отчим ошпарил ее кипятком при пьяной матери, и весь город, по призыву СМИ, спасал девочку, возмущался, перечислял средства и т.д. С тех пор много лет прошло, но шумиха периодически возобновляется, когда возникает необходимость новой операции по пересадке кожи, ведь девочка растет…

Она уже девушка, которая не хочет привыкать к этим страданиям после операций, боится их. Девушка, которая ходит в одежде, скрывающей шрамы. И все разговоры про то, что не должно быть комплексов, просто глупы… В нашей стране… И потом, мы ведь не переживали ничего подобного.

 Оксана вежливая девочка, может дать интервью очень грамотно, быть ласковой и покладистой. А потом вдруг срывается и исчезает тоже грамотно, так, что и не найдешь – друзей и знакомых много. В это время пивком балуется, с матерью иногда. Когда ее находишь и возвращаешь, дерзка, озлоблена. Ни к кому особо не привязана, видимо базовое доверие к миру так кипятком ошпарено, что никакие пересадки ласки и любви ничего не залатают.
Так вот, вдруг попросилась, чтобы ее направили в реабилитационный центр для детей с наркотическими зависимостями. Врач –нарколог долго и нудно читала лекцию о том, как вредно, тем более с ее здоровьем, употреблять пиво, начала про мать рассказывать, да еще про то, как заботится о ней государство… Я вижу, как становятся дерзкими глаза  Оксанки.

 Я уже не знаю, зачем мы сюда пришли. Хотела, чтобы Оксана  доверилась,рассказала, почему она куда-то хочет. Ведь бежит от себя. А тут такой бездушный, душный лекторий. Мы выходим на улицу, облегченно вздыхая, но Оксана настаивает на своем. Я просто предлагаю подождать до осени. Ты ведь можешь подождать? Она кивает.
Я все равно в тревоге. Боится лагеря? Купаний? Раздеваний? Ведь уже взрослая.

                НОВЫЙ ГОД

  Сегодня Новый год. Чувствую себя честной по отношению к детям – у меня сегодня рабочий день, и я с ними, а не в домашних приготовлениях к празднику. Решила чаепитие небольшое сделать, для тех, кто, не смотря на праздник, пришел мастерить.
- Кому какой чай?
- Мне черный.
- Мне все равно.
- Крепкий нельзя, спать плохо будете.
Конечно, у многих детей все мысли сегодня о доме, воспоминания какие-то.
- Ой, а мне папка один раз такого черного чая дал, я только к вечеру очухался, спросил, а что это было. А это чифир был.
- И у меня папа часто чифир пил, - поддержала Оксанка.
Пройдет много времени, дети вырастут, заведут семьи, построят совсем другую жизнь и  поймут, что такими воспоминаниями не делятся. Сейчас же они ничего другого в своей жизни не видели и считают это нормой. Многие думают, что и жизнь в грязи и развалинах вполне допустима. Просто приходят плохие дяди и тети, забирают их и отправляют в интернаты. Редко кто признается, что дома было плохо. Пусть даже там пили чифир.

                ТАЙНА

-У воспитателя должна быть тайна с каждым ребенком,-
Богом назначенная воспитывать детей женщина открывает мне секрет любви к детям. Тайну тайн.
 - С Петей просто сладу нет, бьет детей. Откуда столько злобы, просто диву даешься. Привыкший к тому, что его всегда ругают, хмуро стоит передо мной. Я  наклоняюсь и…. целую его.
Ожог…, пощечина …, поцелуй?... Я не знаю, что почувствовал мальчишка. У меня побежали мурашки по коже от неожиданности в рассказе воспитателя.
- Вы, вы меня поцеловали? – вопрос об очевидном, но о том, чего просто не могло быть. И уже нет лучше помощника и защитника на весь вечер и все время взгляд ловит, убедиться хочет в том, что это не снилось.
Эта тайна всегда будет стоять теперь между Петей и воспитателем, что бы он ни натворил. О ней будет напоминать взгляд, молчаливый такой и вопрос во взгляде – а помнишь? Ну, конечно, помнит, и не скажет никому, и будет стараться  быть хорошим. Ведь его любят.

                ЛАДА

     Она лежала на кровати, как сладко уснувший ребенок – с вафлей во рту. Утомилась после сдачи экзамена, на который едва успела.
- Лада, Лада, проснись…Поговорить надо.
Лучше бы ее не трогали. Но как же не трогать, уже второй раз является под утро.
- Лада, Лада, объясни, где ты была? С тобой что-то случилось, тебя обидели? Ты пришла почти раздетая.
Лада приоткрывает глаз и ничего вразумительного мы не слышим, одна нецензурная брань.
- Я? Да вы все проститутки. Да пошли вы на …. Вот вам – далее следует неприличный жест.
Мы выслушиваем то, что не приходилось слушать никогда. Мы виноваты в том , что Лада оказалась в интернате, и что брат ее здесь, мы тоже виноваты, и что сестру удочерили – тоже виноваты, и в том, что «инкубатор» этот построили – тоже виноваты. Лада кричит с таким выражением, так не сыграть ни одной актрисе. А мы   при этом неудачно подобранная режиссером группа,  лишенная права голоса.
- Заткнитесь, кричит она заранее, я ненавижу ваши голоса, суки вы ….
За что? За то, что оберегая детские души, не говорим плохих слов о родителях. Так орет, визжит пьяное, преданное и проданное детство на тех, кто пытается его спасти. Так поступают тонущие люди со спасателями.
Ох, и наглотались. Долго штормило и мутило от какой-то болотной тины…
А мамаши и папаши детей наших по берегам ходят, наблюдают. Ухмыляются. Знают, как сильно их любят дети.

                СОНЕЧКА

-А возьмите меня к себе домой, я дочкой вашей буду.
Вот так откровенно, прямо, не стесняясь, в тринадцать лет. Это напомнило отчаяние девушки, когда все вокруг уже замужем – ну возьмите меня, сил нет ждать…
-Сонечка, ну какая из меня мама, у меня внук старше тебя на два года, - и сразу пошли расспросы про внуков, детей.

Я помню Сонечку  первоклашкой. Их тогда было всего две девочки в группе. Так велико было Сонино отчаяние, когда за ее подружкой приехали усыновители, что она подговорила ее ни за что не соглашаться. И, к удивлению всех,  в день суда подружка насупилась и сказала, что никуда не поедет. Конечно, разобрались в чем дело, и  удочерение состоялось. Когда вернулись в интернат, я видела, как Соня из-за дерева выглядывала и кричала – предательница, предательница…
Сколько их было потом, тех, которые с удовольствием «предавали» Соню и остальных ребят в интернате. Конечно, поневоле думаешь, а чем я хуже. И так думаешь об этом, так устаешь об этом думать, что готов  подойти и попроситься, как это сделала Сонечка. Я не думаю, что эти слова она сказала только мне.
А вот  разговоры о том, что у каждого своя судьба, придет и к тебе счастье –  они просто раздражают. И еще часто говорят, надо перестать ждать и тогда все сбудется. Говорят те, у которых сбылось. А те, у которых не сбылось – никогда так не говорят.

                ВЕСЕЛЫЕ ИСТОРИИ

 Одна девочка сидела и жевала что-то на уроке. На вопрос не жвачка ли это, отрицательно замотала головкой. Дальнейшие расспросы – булочка, конфетка – тоже не получили подтверждения. Потом весело посмотрела на всех и вытянула изо рта длинную… закладочку для книги. Это было так неожиданно, что учительница школьная не совсем корректно спросила, а все ли у нее дома, на что девочка серьезно ответила, что мама дома, а папа на работу ушел.

Я сразу представляю, могли ли интернатские дети так развеселить? Нет, конечно, нет. То есть, жевать что-либо очень даже, но вот про дом…

У нас тоже сегодня случай смешной был. Поступили трое детишек из одной семьи -  в первый, третий и четвертый классы. Как водится, собрались для знакомства с ними –  приветить, приласкать, расспросить.  Поинтересовались, умеют ли читать , писать. Оказалось – нет. Пропускали уроки, бродяжничали, курили. Средний, Сергей, сразу сказал, что бросил. Похвалили. Старшему, Коле, порекомендовали сразу же сделать тоже самое – ведь в новом классе  никто из ребят  не курит. Воцарилась некая пауза, парень взвешивал свои желания и возможности… И вдруг совсем неожиданно для всех младшенькая первоклассница Оленька, которой не уделили должного внимания в этом вопросе, серьезно так сказала, что и она бросила курить. Может, это грустно, но мы посмеялись, ну должны же и у нас быть смешные истории…

                ОСОБОЕ МНЕНИЕ

          Каждый все воспринимает по-своему – это давно известно. Но иногда это бывает так неожиданно, то есть – ты чем-то гордишься… а это…

Мы ехали с Юлькой в автобусе и разговаривали о жизни. Юля рассказывала, что совсем недавно у них был нормальный дом, семья нормальная. Потом, когда отец умер, мать запила – все сильней и сильней, в конце концов лишилась жилья – теперь вот у подруги в развалинах живет. Так  иногда случается в жизни. Я понимаю, что с этим трудно смириться. Не желая противопоставлять свою жизненную историю Юлиной, все-таки немного рассказываю о себе, мол  двое сыновей и внуку уже старшему 15 лет, как ей, Юле. Она вскидывает удивленные глаза. Да, да, с гордостью подтверждаю я и ожидаю каких-то комплиментов по этому поводу. Ведь я ровесница ее матери. А  Юля вдруг выдает : Ох вы и рано загуляли-то… и хихикает.

                РУКОДЕЛИЕ

     Редко такое выпадает, чтобы только я и она… и рукоделие – как декорация доверия, спокойной беседы.
- У тебя получится, ты главное спокойно шей, тогда ровно будет. Марина запутывает ниточку, просто хочет начать говорить мне что-то. Я помогаю распутать и  сказать.
- Я когда в интернат пришла, я слово дала – никогда не упасть, ну вы понимаете. И я не упаду, никогда. Девочки в группе все время ссорятся, как будто нельзя дружить всем вместе, наговаривают друг на друга, я не понимаю этого.
- А в приюте по-другому было?
- Ну там просто нас мало было.  Там курить разрешали, специально выводили вечером. И я курила, а здесь сразу бросила. Сначала скучала по приюту, потом привыкла. Я знаю, у меня есть способность такая – никогда не упасть. Я это очень хорошо понимаю, я вообще умею понимать. Марина внимательно смотрит на меня, верю ли?
Мне хочется помочь Марине поладить с девочками, и я рассказываю ей стыдный случай из  своего детства о том,  как проучили (научили) меня подружки тому, что нехорошо рассказывать чужие тайны, обсуждать недостатки.
- Знаешь, Марина, ведь девочки в группе хорошие, просто, может быть, надо потихонечку поговорить с каждой отдельно о том, что  некрасиво обсуждать друг друга.
- Не знаю, они могут тогда сговориться и перестать со мной не дружить…
Может, так и будет, как говорит Марина, скорее всего так и будет. Но потом, во взрослости,  все это вспомнится по-другому.
-А ты помнишь, Марина, какая ты была деловая?
-А помните, как вы все сговорились, ох и вредные были…
Потому, что так и идут по жизни рядышком интернатские девчонки, роднее нет. Потому, что только они способны понять до конца друг друга, поделиться всем, помочь, и не надо стесняться судьбы своей…
Главное, чтобы Маринка помогла и им, девчонкам из своей группы, никогда не упасть.


                ЗАБОТА

    За окном сильный непредвиденный дождь. Как же это я не поинтересовалась прогнозом погоды и пришла легко одетая и без зонта? Пожаловалась детям, что не знаю, как домой пойду. Прониклись. Зонт нашли, старинный такой, с давних пор живет в кабинете под вешалкой. А одежда тоже кое-какая есть – пиджак и пальтишко вязанное. Что одеть? Влада считает, что пальто, оно красивее. Красивее, но пиджак теплее. Пока рассуждали и примеряли, тихо подошел Богдан и сказал:
- Мама, а вы сначала пиджак, а сверху пальто. И красиво будет, а, главное, тепло.