Пол века совместного пути

Иван Меженин
Нудный день за окном
Вьёт искусно рутинные сети.
В сердце вновь ожила
Череда застарелых обид.
Боль укоров былых
Травит душу сидящую в клети,
Грызёт узы и прошлые вести.

Эти строки из стихотворения знакомого поэта. 
Их я вспомнил, начиная писать рассказ о юбилярах.
 Встречала нас семейная пара Седых по разному.  Надежда Алексеевна мою жену встречала с радостью, с восторгом, меня с упрекающими о былом, по рабочим отношениям, по случаям.
- Ой, сестра, дорогая моя! Ты моя умница, любимица, ты человек! Как я рада  встречи, -  восклицала она, обнимая Раису Васильевну.
Потом она подбоченилась и на повышенных тонах обратилась ко мне:
- И ты, Иван Яковлевич не плохой мужик! Но имеются за тобой грешки. Я их помню. Например, работая с братом моим, с Николаем, председателями сельских советов, вы  почему религиозные традиции в селах преследовали? Он в Утевке, ты в Зуевке. Об этом мы не забыли.
И еще случай помню. Фураж мы получали, воз нагрузили, увез Юра домой на мотороллере.  Кладовщица опомнилась, говорит мне «Я ему лишнего отпустила». А я с ней не согласная. Ты подъехал. Жалуемся тебе, мол, так и так. А ты отвечаешь:
- Этой кладовщице мы доверяем, она женщина честная.
- А это как понимать? Она честная, а наш сын выходит не честный? Приспособленцы!
 
Да,во все времена клянут руководителей. Но разгон давая, она просила меня не обижаться.
Я это обещал. А о религии пояснял, что с нашей стороны серьезных преследований не было. Была игра. Райкомы требовали, а мы делали вид исполнения.

Потом я юбилярам вопросы задавал, они отвечали.
Например, как эти люди, по характеру совершенно разные, умудрились прожить столько лет  в мире и согласии?
- А мы жили честно, не мудрили, уважали друг друга, не верховодил из нас никто. Уступали друг другу во всем, - отвечала Надежда Алексеевна. - Да, 55 лет прожили мы с Александром в мире, в судьбах наших много общего. Мы с ним и до женитьбы жили одинаково: тяжело, сложно. Тогда всем было не легко.

Это сущая правда. Другому кому рассказывать, а я это знаю. Тогда во всех емьях дети с раннего детства и до совершеннолетия жили по одному сценарию. У Надежды Алексеевны отец участник войны. Под Орлом их часть должна была принять первый бой, но была предательски сдана немцам ночью без единого выстрела. А солдаты не хотели идти в унизительный в плен. И они скрывались. Ночью бродили по деревням, днем прятались в копнах, в лесополосах. Но группа, в которой был ее отец, наткнулась на сельского старосту-предателя и плена не избежала. Прошел Алексей Иванович все его тяготы и унижения. После Победы еле живыми и тяжело больным возвратился домой.

Прошел войну и Седых Михаил Яковлевич, отец Александра Михайловича. Он начинал воевать на  Кубани, прошел с боями всю Европу, заканчивал войну  в Праге (Чехословакия). Был четыре раза ранен, завоевал много наград и благодарностей.
Военное и довоенное лихолетье у юбиляров (ей 75, ему 80 лет) было одинаково  трудное, голодное и холодное. О чем они и рассказывают.

- Четверо детей у мамы нашей было, - рассказывает Александр Михайлович. - Мария старшая, Иван, я и Анна. С лузгой или с протертой картошкой хлеб бабушка нам пекла,  помню. Но и его не хватало. Она была у нас желанная, рукодельная. С нами всегда находилась. Растила нас и воспитывала. Она шустрая была, энергичная, на поселок Березовый за 12 километров пешком ходила. Там ее брат Нил проживал.  Она к нему утром уходила,  вечером с гостинцами приходила.

А мама в колхозе трудодни зарабатывала, на которые в конце года колотое зерно (отходы) получала. Рушали мы ее, на мельницу с пудом или двумя не поедешь. Так и жили. Не было в войну и долго после нее вволю еды, обуви и одежды. А в школу кое в чем не пойдешь. Вот я и сидел дома до 1947 года.  Отец когда с войны пришел, работать стал, обул меня и одел. У Щекаевой Клавдии Семеновне я в первом классе учился. А школой тогда  руководили участники войны, инвалиды. Одаренными они были педагогами и воспитателями.

Да, везло нашему поколению на одаренных педагогов, многим зуевским ученикам пришлось у них учиться. Учился и я у фронтовика, без ноги  Зуева, у завуча, с раненой скулой Сидорова. И преподавал нам физкультуру одаренный преподаватель, участник войны, боевой офицер Курбатов Александр Михайлович. Мы слушались их, мы подражали им, мы  хотели быть похожими на них. И мы жадно впитывали их программы. А программу уроков физкультуры Курбатова я, например, выполняю до сих пор. Она стала для меня правилом жизни. И многие мне об этом говорят.

- Да, о преподавателях нашего времени вспоминать хорошего можно много. О Горловой Марии Сергеевны, например, - включается в беседу Надежда Алексеевна. - Я училась у нее с первого и по четвертый класс. Она для меня была как родная мать. Любила я ее, любила и она меня. А за что, не знаю. Мы жили на одной улице, в школу по дорожке одной ходили. Тетради ей носить помогала, поручения разные выполняла.

А детство и у меня схожее. Только бабушка его жила с ними, а наша Просковья (Соколиха) жила на поселке Песчаный дол. Она инвалидка. Сын ее на заработки в голодном 1933 году уезжал куда-то и там его убили. От переживаний у нее ноги отказали. И она к нам за восемь километров ходила, ступнями хлопала. А не жила с нами, стеснять не хотела. Семья у нас большая (четверо детей было в войну, семеро после войны). Но нас она так любила, кренделей вкусных нам сумку целую приносила. Сама их напечет и всех оделит.
А мама уйдет с утра на работу, нас одних оставит и мы одни в доме и во дворе хозяйничаем. Трудолюбивые дети тогда были, послушные и желанные.  Мы в отсутствие родителей без дела не сидели: полы мыли, в огороде все поливали, пропалывали, за скотом и за птицей ухаживали.

Родилась я в 1942 году. И была не большая, но помню хорошо, как с войны отец возвратился. Зашел в дом: высокий, худой, в шинели с длинными полами. А я к мамке прижалась, он подошел, улыбнулся. А чем привлечь меня? И он мне вместо гостинец ложку железную, тяжелую подарил.
Потом мама заболела. Лежит, стонает, а мы около нее. Жалко ее. Она нас всю войну от голода и холода спасала. По поселкам ходила, печи там клала, зарабатывала.
«Мам, давай я тебе пироги буду ставить (месить), - говорю я ей. - А ты будешь мне только подсказывать». Горюет и отец. Случился с ней недуг, похожий на дизентерию.
А тут будто бог ветеринара подослал, Николая Алексеевича Денисова.
Отец ему пожаловался. Он говорит «Вылечу».
Сумку ветеринарную открыл, повозился, таблетки тетрациклиновые велит маме  выпить. Она две приняла, опять легла. А отец на радостях за стол врача, водочкой с огурчиками солеными угощает.
Добрая была мама, всех привечала. Вальщики пришли, на квартиру попросились. Пустила, а нас самих в семье девятеро. Да и пылище-то от их шерсти какая.

Выздоровела наша мамочка, мы подрастаем. Я в классы старшие хожу, учителя теперь разные. Хвалиться не буду, но двоек не получала. История мне нравилась, а математику любила.
Природу любила, купалась в Ветлянке летом, зимой на льду каталась, где и произошел  случай. Вася Бортников с горки на санках катался, руль упустил, в прорубь угодил. Барахтается, а выбраться не может. Я не растерялась, за полу его вытащила, отвела на печку домой. Спасла Васю, за что его родители меня долго благодарили и десять метров ситца подарили. А их Вася станет мужем моей сестры.
В другой раз на речке я спасла двух женщин с нашей улицы. Под кручей  нависшей  они песок насыпали. Она на них обвалилась. Я закричала. Прибежал отец, другие мужики, лопатами их откапали, спасли. И я рада, что мои соседки не погибли

Понимали мы хорошо, чего можно делать, а чего нельзя. Но без проказ детства не бывает. И я спраказничала, пошла за водой в колодец к деду Алдоше. У колодца грядка, метр на два. Растут стручи. Плоды разноцветные: желтые, красные, зеленые. Я и соблазнилась. Сорвала один, откусила..., во рту загорелось, терпения нет. Оказался перец это горький. Ладно бадья с  водой стояла рядом. Ей я рот тушила.

Подросли, в лапту, горелки, третий лишний играли. Зимними вечерами кружева вязали, вышивали. За взрослыми на свадьбах подглядывали. Увлеклась я, домой поздно заявилась. Нарушила семейные правила, нагоняй от мамы получила. Полотенцем она меня отхлестала. И правильно сделала.

- А чтобы меньше мы проказничали и стали настоящими людьми, родители нас даже в школьные годы работать в колхоз отсылали, - подсказывает Александр Иванович. - Я, например, в летние каникулы уже в четвертом классе водовозом работать, а в шестом и седьмом сено в поле скирдовал. А после школы в Бузулукский бор за лесом ездил. У Нади были другие дела. Девченки со взрослыми на току зерно веяли и сушили, посевы пололи.

И по сколько же классов вы с ней осилили? - спросил я.

- Я семилетку в Зуевке закончил в 1955 году закончил, а восьмой в Кулешовке. Посчитал себя взрослым, в работу включился. Родителям помогал семью содержать. Дальше армия.  Я в ВДВ попал, в Эстонию.
Курс молодого бойца, присяга. Наземные тренажеры, прыгать на них тренировались: вышка тридцати метровая, наклонная плоскость, макет парашюта за спиной.
Два месяца так, потом упражнения усложнились. На аэростате четверых, на высоту 600 метров поднимают и аэронавт дверцу открывает, командует «По одному вниз арш!» Мы прыгаем с настоящим парашютом за спиной. Парашют раскрывается автоматически. Боялся один солдат прыгать. Инструктор его выталкивал.
Три раза мы с аэростата прыгнули, потом прыгали с самолета. По девять человек мы над специальной площадкой парили. Высота большая. Смотришь вниз, а люди по земле как мухи ползают. И мы по одному прыгали. Парашют сами раскрывали.
Четыре прыжка таких сделали, нам предлагают в спортивную группу записываться. Их прыжки стимулировали деньгами. Я записался. И всего прыжков у меня за три года сорок. На третьем году службы наш полк ВДВ был признан отличным. И нас  в железнодорожный состав погружают, везут в Туркмению на войсковые учения. Там мы прыжки делали уже массовые.
Демобилизовался в декабре шестидесятого. Специальности нет. В армии пытался на шофера учиться, комиссию медицинскую не прошел. Зато есть способности музыкальные и гармонь мне брат Иван купил еще до армии. Месяц творчески отдыхал, ходил в клуб, танцы и пляски под свою гармонь организовывал.
А потом в Куйбышеве платные курсы шоферов прошел. В Кулешовском лесхозе на машине старенькой год работал. Надюша в клубе приглянулась.

Она первая и последняя? - поинтересовался я.
Нет, и до не были невесты, - смеется Александр Михайлович, поглядыва на свою Надежду. - В то время гармонистов на селе девчата любили.

А как получилось? Выхожу на в клубе, там мои товарищи:Мишка Железов (Денисов) и Иван Ахвонин (Зуев). Они собираются девчат алешанских провожать. Решился и я с ними по деревне прогуляться. Понял я их намерение с Надющей дружбу тесную заиметь. А тут и я к ней с этими же намерениями. Она меня и приняла. Одиннадцать месяцев встречались. Поняли, что у нас любовь, 3 октября 1961 года расписались, сыграли свадьбу.

В Нефтегорское АТК — 3 перешел работать. Люба в 1962 году родилась. Потянуло в родное село, к семье ближе. А тогда в колхозе машины были.  По два шофера на каждой работало. Мне автомеханик Зуев одну из них доверил.

- А теперь Надежда Алексеевна твоя очередь рассказывать о взрослой жизни, - прошу я.

- Но я буду рассказывать кратко и о главном, - обещала она. - Семь классов я окончила,  одноклассники собираются учиться в Кулешовке. Готовлю наряды, обувь. Отец бригадиром работал, увидел это, спрашивает:
- А мне чего колхозники скажут? Дочь его учиться пошла, а на ферме группа коров не доена и не кормлена стоит? Ты в школу не пойдешь. Работать надо.

А слово родителей для нас было законом. И я пошла на ферму работать телятницей,  потом животновод переводит меня в доярки. Молодая, не опытная, стараюсь показаться в работе ловкой. Дела самые сложные выполняю, сено коровам с потолка кидаю, воду в корыты наливаю. А сама гляжу, как работают женщины опытные, мои напарницы: Мария Попова, Мария Кортунова и Антонина Мачнева.
А доярки вставали тогда рано, а я в клубе под Сашину гармонь натанцуюсь, лягу
 спать, а эти часочки мигом проходят. Мама будит, а мне вставать не охота.
Но коллектив свой на работе я не подводила. У нас он был дружный. Меня мои женщины жалели, и я их. А если у кого дела неотложные дома, мы ее отпускали, коров ее кормили и доили.

Саша рассказывал, как мы поженились. Но семейная жизнь не освобождала женщину от труда. Мы работали даже беременными. Отпусков декретных не было (максимум один месяц до родов и столько же после родов отдыхали). На овчарне я работала с мужиками: с Заниным Василием Яковлевичем и с Павловым Иваном Федоровичем. План у нас был по настригу шерсти с головы и по количеству ягнят на сто овцематок. У нас по итогам года показатели всегда хорошие выходили.

И детей я рожала. О Любе Саша сказал. А в 1966 году сын у нас народился, Юрий.
И когда я им беременная была, председатель в правление вызывает, говорит «Бригаде вашей повариха нужна. Подойдешь к бригадиру, он тебе пояснит подробней.
Пояснил, в поле я должна на лошадке ездить, там на таганке обеды варить  механизаторам. А это сложно и ответственно, это не семью свою накормить. Согласилась. Запрягла лошадку, продукты на складе получила, в указанное поле поехала. Дорогой чекушка в телеге потерялась, колесо снялось. Поднимала я телегу одна, колесо сама надевала, в пыль вымазалась. Но палочку в ось вставила, дальше поехала. Сварила кулеш с мясом, комбайнеров и трактористов накормила. Довольные они, благодарят. Пожаловалась я им про чекушку. Николай Иванович Бортников болт подобрал на чекушку, в ось вставил.
Наладилась со временем у меня и эта работа.

1971 году дочка Валя на свет появилась. В это время я уже на комплексе телятницей работала. Показала себя и здесь исполнительной, работоспособной, сообразительной. Потребовались кочегары в газовую котельную. Меня уговорили ехать на курсы в Алексеевку. Выучилась на оператора газовой службы и много лет в котельной работала, отапливала помещения животноводческого комплекса.

- Показал и я в автогараже себя исполнительным в работе на бортовых автомобилях Поступил новенький боллер, на базе автомобиля ГАЗ — 51. Мне его доверяют. И я на нем две работы. Ты знаешь, - обращается Александр Михайлович ко мне.

Да, я несколько лет агрономом — организатором работал, возглавлял хозрасчетное звено в колхозе. И он был ее членом. На своем боллере он привозил горючее в звено и заправлял технику. К своим обязанностям Седых относился очень добросовестно. Простоев техники не допускал.

- И я помимо этих обязанностей умудрялся еще в Богатое на базу за горючим два раза в день съездить, - добавляет он.

Это тоже правда. Такой в работе Александр Михайлович. Он человек исполнительный. Да и его жена, Надежда Алексеевна такая.
Поздравим мы их искренне с юбилеями, пожелаем в первую очередь  здоровья, благ семейных, заботы и любви обильной от детей и внуков, долгих лет жизни.