MH-17. Послесловие

Владимир Смолович
Я работаю в большой международной компании. При приеме на работу каждый подписывает специальное соглашение, в котором он обязуется строго соблюдать принятые в компании правила и нормы. Один из таких пунктов – работникам нельзя вести на работе разговоры на политические темы.
Был случай – лет пять назад - я разослал по электронной почте всем работникам нашего  филиала очень  понравившуюся мне карикатуру из французского журнала. А через час был вызван «на ковер» к боссу. Он тоже получил, и потому напомнил мне о моих обязанностях по договору. «Но это же карикатура!» - изумился я. «С политическим содержанием"- строго сказал он." Прошу вас впредь воздерживаться от таких рассылок».
Закон есть закон.
Но если не пользоваться рассылками, помнить о толерантности, и не быть назойливым - то почему бы и не поинтересоваться о том, что думает  коллега из другой страны о   событиях в мире? Например, через день после выборов у него на родине спросить - как ему новоизбранный премьер-министр? Комментарии "простых людей" часто не менее важны, чем комментарии опытных журналистов или политиков.
Пару месяцев назад в нашем офисе появилась дама - назовём её Люси - из Нидерландов. Её прислали на несколько недель - что-то сделать в оптической лаборатории.
В один из дней её визита, во время обеда  в расположенном неподалёку кафе, я услышал название города - "Донецк". Кто-то из моих коллег вспомнил о до боли знакомом мне городе. Я жил там когда-то, хотя и недолго. В Донецке родилась моя старшая дочь. Я немедленно переключился на разговор, начатый кем-то другим. Сидевшая напротив меня Люси отвечала, что - слава Б-гу -её семьи трагедия, произошедшая три года назад под Донецком не коснулась, но среди её знакомых есть те, кого коснулась.
И тогда я спросил - как повлияло случившееся на отношение к России? Согласитесь - это не могло быть большим нарушением принятых в компании правил. Тем более, что мы были на обеде за  пределами офиса.
Мне хочется поделиться тем, что я услышал.
Повлияло мало - объяснила Люси. Отношение к России остаётся хорошим. Все прекрасно понимают, что авиалайнер был сбит по ошибке. Перепутали с другим самолётом. На войне такое случается. Чего люди не могут понять, так это то, почему Россия с таким невероятным упорством отказывается признать очевидное. Это наносит колоссальный ущерб России.
(Я вспомнил, что СССР потребовалось 45 лет, что бы признать катынский расстрел.)
А что думают в Нидерландах по поводу событий на восточной Украине?
И снова ответ Люси меня удивил: Обычный сепаратизм. В Европе его полно. Посмотрите на Бельгию или на северную Италию.  В Ирландии сепаратисты воевали почти сто лет, в стране басков - пол века.
Я попытался мысленно представить, что останется от Донецка если конфликт продлится ещё 50 лет. Не получилось.
А как в Нидерландах относятся к тому, что Россия оказывает военную помощь сепаратистам?
И снова ответ Люси был для меня неожидан. Всегда найдётся кто-нибудь, кто будет помогать. Ливия помогала Ирландской Республиканской армии, Колумбия помогала баскам.
Она сделала небольшую паузу и сказала что-то такое, чего я не понял. (Мой английский оставляет желать лучшего.) У меня есть предположение, что она сказала фразу типа "Найдутся мухи - был бы мёд". А, может быть, это была фраза из Екклесиаста "И что дальше будет, то давно уже было".
Обед закончился и наш короткий разговор - тоже. Мы возвращались по своим рабочим местам. Я продолжал размышлять и над услышанным,  и над последней фразой, которую не сумел понять. Может быть , она хотела сказать, что чем более Россия будет тянуть, тем болезненнее и тяжелее будет потом?
2017