Гастрономическая командировка

Игорь Гольцев
- Мария  Константиновна!  Что  с  вами? - мы  обедали  с  моей  старой  знакомой - архитектором.  Красивые  глаза  её,  с  неподдельным  ужасом  смотрели  на  обычное  куриное  яйцо.

-  Спасибо,  я  пожалуй  не  буду.   Не  могу!    Расскажу   тебе  одну  историю. -

"Приключилась  она  со  мной   в    далёком  архангельском  селе.    Остановилась  я   как-то  на  постой   у  одной  одинокой  бабульки,  в  деревянном  красивом  доме.  Срублен  он  был  по  старинке,  с  пристроенным  сзади  двором.  Зимы  под  Архангельском  холодные  и  длинные.  И  что бы  не  бегать  по  нужде  в  туалет,  удобства  находятся  в  сарае.  С  высокого  жилого  этажа,  желанная  дверь  ведёт  на  второй  этаж  двора. А  на  первом  уровне   живёт  довольная  скотина.  Дабы  не  замёрзнуть  зимой.

Хозяйка  привечала  меня  со  всем  своим  северным  радушием.  Русская  печь  ежедневно  извергала  из  себя  вкуснейшие  явства.  Погреб  гостеприимно  распахивался,  радуя  пузатыми  пыльными  банками.    Каши, пироги,  наваристые  борщи  и  утром - обязательное  свежее  яичко.   Скотины  бегало  по  двору  много,  запасы  были  бездонны,  а  угощать  хозяйке  особенно  было  некого.  Муж  давно  умер,  а  дети  подались,  за  лучшей  долей,  в  далёкую  Москву.  По  утрам  петух  заливался  звонким  голосом,  будя  меня  на  работу. Я  исследовала  традиционную  русскую  архитектуру.

Беззаботно  тянулись  трудовые  будни.  В  общей  атмосфере  лёгкости и увлечённого  творчества  иногда  отвлекал  один  маленький  нюанс.  Находиться  в  хозяйской  уборной  было  немного  неуютно.  Каждый  раз  возникало  ощущение  постороннего  присутствия.  "Наваждение  и  детские  страхи" - думала  я.  Но  каждый  раз,  возвращаясь  по  нужде,  опасливо  озиралась  по  сторонам.
Месяц  пролетел  незаметно...

В  последний  день  перед  отъездом,  меня,  вернувшуюся   с  обмеров,    ждал  царский  ужин.  Командировка  закончилась,    и  благодарная  хозяйка  расстаралась.  Куриный  бульон  на  первое,  яичница  на  сале  и  с  помидорами  на  второе.  Малосольные  огурчики  и  бочковые  грибочки,    свежесваренный  компот  из  чёрной  смородины.  Заглядение.

Перед  обедом,  забыв  на  мгновение  о  своих  страхах,  я  смело  вошла  в  уборную.  Дизайн  деревенского  туалета  отточен  веками.  Прямоугольная  комната  завершается  троном.  В  троне  дырка.  Свежий  воздух  подаётся  с  низу,  обдувая  сидящего  прихожанина.  Устроившись  поудобнее,  вновь  ощутила  знакомое  чувство.  Присутствие,  наглое  и  любопытное.  А  сегодня  добавилось  и  бормотание.  Оцепенев,    встала.  Довольное  бормотание  слышалось  снизу,  со  скотного  двора.

Одев  непослушные  очки,  я  заглянула  вниз..  О  боже!  Десятки  глаз,  неморгая,   участливо  смотрели  на  меня  снизу,  из  темноты.  Они  ждали  своей  еды.  Осторожно    спустилась  в  скотный  двор.  Прямо  под  туалетом  толпились  куры,  заглядывая  наверх.  Дыра  в  уборной  была  для  них  кормушкой.

Этнограф  в  душе,  я  приняла  этот  факт  на  заметку.  Ловко!  И   главное,  безотходно.  И  вспомнила  каждодневные  куриные  явства,  и  мне  стало  дурно.
 
 - Машенька,  ты  почему  ничего  не  кушаешь? - бабушка  ,  участливо,  посмотрела  на  меня.  Праздничный  стол ,  украшенный    букетом  полевых  цветов,  манил  своими  запахами  и  свежестью

 - Тебе  не  нравится?  - в  голосе  добродушной  старушки  почувствовались  нотки  грусти.

Куриный  суп  ароматно  дымился   в  чугунке.  А  на  сковородке  шкворчала  яичница.

 -  Не  могу!.... - ответила  я,  - в  столовой  поела.

Мерцающие  в  бездонной  глубине   огоньки,  стояли  у  меня  перед  глазами"